Урок пр ОПК "Христианская семья"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Вековшинина  Елена  Иннокентьевна

Создание на уроке условий для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, создать условия для осмысления  значимости семьи в  жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_hristianskaya_semya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение:

МАОУ   «Ленская  СОШ»

Педагог:

Вековшинина  Елена  Иннокентьевна

Предмет:

Модуль « Основы православной культуры».

Тема

" Христианская семья "

Цель:

Создавать на уроке условия для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, создать условия для осмысления  значимости семьи в  жизни каждого человека.

Задачи урока:

Обучающие 

  • раскрывать значение понятия «семья»;
  • сформировать у учащихся понимания важности сохранения добрых отношений с близкими.

Развивающие 

  • развивать стремление видеть беды другого человека и стараться помочь;
  • развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

  • воспитывать ценностное отношение к близким людям;
  • воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным.

Тип урока

Урок открытия нового знания

УУД

Регулятивные действия.

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения ; 

- совместная постановка учебных целей и задач ;

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

- самоопределение ;

-осознание ответственности за общее дело;

- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;        

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи;

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока .

Коммуникативные УУД

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений;

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия .

Планируемые результаты

  • Усвоение нового понятия;
  • Умение пользоваться новым понятием;
  • Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;
  • Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;
  • Осознание того, что любовь является основной ценностью семейных отношений.

Основные понятия

Любовь, семья, родители, семейные традиции , дом . родные , брак.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, рабочая тетрадь, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся. УУД

I. Организационный момент.

(1 мин)

1. Приветствие.

  Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята!

Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели.

Скажите всем мысленно

“Здравствуйте, нам очень приятно видеть вас!" Откройте глаза,  улыбнитесь  друг другу и пожелайте удачи.

Молодцы. Садимся и начинаем работать.

II. Актуализация знаний.

(3-4 мин)

– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.


2. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».


Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.


Учитель:
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

-ответы детей                                      

III.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

(5 мин)

3.Выявление восприятия , мотивация.

Сначала поразмышляем сами .

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…    (Семья!)

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья

    Прочитайте  толкование  слово «семья»  в  словаре  Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений. (Слайд   ).

- Прочитайте в учебнике  с. 86 (1 абзаца) определение слова семья.  

А для чего человеку семья?

-    Как появилось слово «семья» мы узнаем, услышав стихотворение:

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

- Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. В них уважали и почитали старших. Кто помнит в какой заповеди Божьей говорится о почитании родителей?

- Это 5 заповедь.

-Давайте прочитаем вместе. (Слайд.  )

4.Создание проблемной ситуации

Работа в группах:

Сейчас ребята я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите одного человека, который будем руководителем вашей группы, и будет выступать от вашей группы.

- Выберите и запишите на чем основана современная семья?


(ответы детей.)

(Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором, детей готовят ко времени их самостоятельного полёта).

Ответы  детей

Чти отца твоего и матерь твою, да благо  ти  будет, и да долголетен  будети на земли.

-любви , взаимопонимании ,терпении , дружбе , почитании старших , уважении

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

(2 мин)

5. Выход из проблемной ситуации:

- С чего начинается создание семьи?

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание (слайд   ).  Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы (слайд  ).

Ответы  детей

V. Выражение

решения проблемы.

(5 мин)

6. Работа над темой урока:

Исследовательская работа с текстом .

Опережающее задание.  (Слайд  )

-Что символизирует венец над молодоженами и можно ли исполнить клятву верности и любви ?

-  Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос «Как может рождаться и крепнуть любовь ?»

-  О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

 « Как появилась дружная семья».

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

 - Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья?   

 - Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Царство, Мученичество, Награда, Вечность, Богатство, Единство любви и испытаний

Ответы  детей

(Дети называют признаки дружной семьи).

Физминутка

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем,

Мы всегда во всём поможем. 

Маме дружно помогаем-

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём мы крошки,

Протрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки

И дождались тишины.  (Слайд  )

(1 ходьба на месте, 2 руки в кулаке и сгибаем в локтях, 3 руки вперёд и горизонтально вправо-влево повороты, 4 руки вытянуты вперёд- поднимаем и опускаем вверх-вниз, 5 вращение и встряхивание кистями рук, 6 наклоны вниз, в стороны, 7. движение руками вверх и легко опустили, 8 сесть за парты)

VI. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

Работа в группах

(7 мин)

7. Работа в группах.

Синквейн «Семья»  (Слайд  )
Учитель :
Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде

Составление  синквейнов

VII. Закрепление

(2-3 мин)

8. Духовные основы семьи в русской культуре .

Работа с пословицами и поговорками :

Создать семью нелегко,  а сохранить ее еще труднее. Беды,  радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.(Слайд  )

- Закончите пословицу о семье:  

Где любовь да совет, там и горя … (нет).

Где мир и лад, не нужен и … (клад).

Лучший клад, когда в семье … (лад).

В гостях хорошо, а дома … (лучше).

В своём доме и стены … (помогают).

В семье разлад, так и дому … (не рад).

Доброе братство лучше … (богатства).

Вся семья вместе, … (так и душа на месте).

Родительская любовь крепче каменных …(стен ).

Кто родителей почитает, вовек не (пропадает).

Всякий дом хозяином ….(держится).

Без хозяина дом …..(сирота).

Нет милее дружка, чем родная….( матушка).

Семейные традиции.

Есть живая связующая нить семьи, что протягивается от поколения к поколению – это семейные традиции .

Послушайте текст и ответьте на поставленный вопрос .

Семья – это праздник .Отец с матерью за обедом всегда разговаривали , я не могла пропустить их разговоров .

Редко о делах , неприятностях и обидах . Чаще всего –о чем он думал, о работе , что прочитал .Каждый день был для отца открытием мира , а для меня – открытием богатства ,которое может нести в себе человек ….Я росла в атмосфере любви ,каждодневного внимания , цветов , подарков .Это было радостью отца – делать своим родным подарки .На Рождество елку наряжали без меня . меня пускали , когда все было уже готово. Утром я находила на подушке подарки – всегда неожиданные и всегда те , о которых мечталось . На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками , на Пасху – печь куличи ,на Преображение благословлять первые плоды , на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа . Я сохранила эти традиции для своих детей , возможно они передадут их  моим внукам .

- О каких традициях говорится в тексте?

- Зачем нужны Традиции семьи?

-совместные обеды , каждодневные знаки внимания –цветы , подарки, празднования церковных праздников .

- они укрепляют семью , помогают почувствовать свое участие в семейных делах , объединяют семью .

VIII. Итог урока. Рефлексия.

(5 мин)

 Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

        - Эта супружеская чета княжила в Муроме в XIII веке. Петр и Феврония при жизни являли собой пример супружеской верности и любви. Согласно историческому источнику, Петр и Феврония умерли в один день. Тела княжеской пары, лежавшие в разных местах, по преданию, были впоследствии найдены в одном гробу. Это было настоящим чудом. Мощи святой пары хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.(Слайд   )

        - У праздника появился свой символ – ромашка

- Продолжите предложения (на  ромашке)

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…..

- Я почувствовал….

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Я понял, что….

Д/з:

Создайте генеалогическое дерево своей семьи .

-