Творческий подход в преподавании модуля "Основы исламской культуры"
статья по орксэ (3 класс) на тему

Сафиуллина Гульчира Хабибрахмановна

Курс ОРКСЭ, в частности, призван сформировать у школьника начальные представления о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве, свободе выбора и других нравственно-этических категориях, на которых базируется русская и мировая литература.

Если на уроках ОРКСЭ и литературного чтения учителю удастся реализовать межпредметные связи, то они будут способствовать повышению эффективности обучения по обоим предметам.

С одной стороны, освоение и присвоение ценностных смыслов позволит качественнее изучать произведения, представлять их в культурном и историческом контексте, анализировать конфликт, постигать внутренний мир героев, оценивать их поступки, сочувствовать и сопереживать. Учащиеся смогут анализировать произведения, используя понятия из области духовной культуры, этики, т.е. получат возможность усовершенствовать умения в области восприятия и понимания искусства слова. С другой стороны, привлечение к урокам ОРКСЭ литературного материала (дополнительного или уже пройденного учащимися) будет служить основой для рассмотрения нравственно-этических категорий на конкретных примерах. Тексты художественных произведений, имеющих ярко выраженную аксиологическую направленность, позволят проиллюстрировать изучаемое, создать на уроке ситуацию анализа и оценки явлений действительности, которую воспроизводит художественный текст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_konferentsiya._may_2014g.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция.

                Тема: «Творческий подход в преподавании модуля «Основы исламской культуры

                             Организация внеурочной деятельности».

    Курс ОРКСЭ, в частности, призван сформировать у школьника начальные представления о духовности, нравственности, морали, милосердии, чести, достоинстве, свободе выбора и других нравственно-этических категориях, на которых базируется русская и мировая литература.

Если на уроках ОРКСЭ и литературного чтения учителю удастся реализовать межпредметные связи, то они будут способствовать повышению эффективности обучения по обоим предметам.

С одной стороны, освоение и присвоение ценностных смыслов позволит качественнее изучать произведения, представлять их в культурном и историческом контексте, анализировать конфликт, постигать внутренний мир героев, оценивать их поступки, сочувствовать и сопереживать. Учащиеся смогут анализировать произведения, используя понятия из области духовной культуры, этики, т.е. получат возможность усовершенствовать умения в области восприятия и понимания искусства слова. С другой стороны, привлечение к урокам ОРКСЭ литературного материала (дополнительного или уже пройденного учащимися) будет служить основой для рассмотрения нравственно-этических категорий на конкретных примерах. Тексты художественных произведений, имеющих ярко выраженную аксиологическую направленность,

позволят проиллюстрировать изучаемое, создать на уроке ситуацию анализа и оценки явлений действительности, которую воспроизводит художественный текст. Кроме того, детям

значительно проще и комфортнее перейти к самоанализу и самооценке через обсуждение, анализ и интерпретацию, например, поведения героев произведения, т.е. художественный текст, будет также выполнять функцию катализатора рефлексии, служить посредником в процессе усвоения ребенком ценностного смысла изучаемого содержания. Межпредметные связи курса ОРКСЭ с русским языком могут быть реализованы, например, через систему работы с терминами и понятиями, т.к. усвоение ребенком нового слова-понятия предполагает неоднократное использование его в собственной речи. То есть, с точки зрения достижения

результатов в области изучения русского языка, происходит обогащение лексического запаса учащихся, совершенствование навыков построения устной и письменной речи, повышение уровня грамотности. С точки зрения решения задач преподавания ОРКСЭ, усвоение ценностной лексики активизируется процесс присвоения учащимися аксиологической составляющей изучаемого предмета. Межпредметные связи с историей на уроках ОРКСЭ,

в частности, будут способствовать совершенствованию представлений учащихся о

закономерностях развития общества, исторического процесса, становлению гражданского самосознания школьников. Содержание ОРКСЭ обогатится конкретными историческими реалиями и персоналиями, а содержание исторического раздела «Окружающий мир» - представлениями о том, как политическое и культурное развитие России определялось влиянием религиозных культур, как происходило и происходит становление российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей, объединяющих представителей разных вероисповеданий и народностей.

     Активное включение учащихся во внеурочную работу обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.

     Внеурочная деятельность расширяет опыт учащихся в области, творческого, нравственно ориентированного поведения в социуме.

     В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, священнослужители, религиоведы, деятели культуры, представители служб социальной помощи, ветераны, представители общественности.

1.Экскурсия в художественные и краеведческие музеи.

      Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор, углубляет и закрепляет знания учащихся.

      Организационная сторона экскурсии требует наличия чёткого продуманного планирования, содержательная – соответствия программному содержанию, целесообразный отбор материала, определения системы и последовательности вопросов,

тематики групповых  индивидуальных  заданий. При невозможности по той или иной причине организовать очную экскурсию, можно провести ее в заочной (виртуальной) форме.

2.Заочная (виртуальная) экскурсия.

     При проведении таких экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы  проведения заочной(виртуальной) экскурсии:

• просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

• рассказ учащегося ( или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

• самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем,  самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

• посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

     При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала. В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся – рассказы о местах, связанных с религиозной культурой. Для подготовки выступления учащемуся необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, сайт конфессии, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения. Выступления учащихся должны сопровождаться презентацией, выполненной в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии, могут быть оформлены в виде выставки. Таким образом, в частности, осуществляется связь учебной и внеурочной деятельности, что является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах и создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

3.Посещение культовых сооружений.

Это особый вид внеурочной деятельности, к подготовке и проведению которого надо отнестись особенно тщательно и продуманно. Прежде всего, необходимо поставить в известность

о планируемом мероприятии представителей конфессий, родителей (членов семей) учащихся, администрацию школы. Посещению мечети, медресе должна предшествовать подготовка учащихся: обсуждение правил поведения, разговор о необходимости уважительного отношения ко всему, что находится в сооружении. Нельзя планировать посещение культового сооружения вовремя проведения в нём молитвы или каких-либо других религиозных обрядов.

Учитель не может во время посещения культового сооружения обязывать детей к совершению тех или иных действий, связанных с религиозными практиками. В то же время нельзя запрещать детям из религиозных семей то, что ребенок обычно совершает при посещении культового сооружения вместе с членами своей семьи. Необходимо помнить, что данное внеурочное мероприятие имеет исключительно культурологическую направленность и предназначено для визуализации пройденного на уроках материала, для закрепления представлений учащихся об исламской культуре.

4. Домашние задания творческого характера.

      В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся важно помнить, что к внеурочной деятельности относятся домашние задания творческого характера. Желательно,

чтобы каждый ребенок в течение учебного года выполнил 2—3 творческие и 3—4 поисковые работы (возможно подготовка материалов для проекта),т. е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения модуля.

5. Нестандартные индивидуальные задания.

      Различного рода нестандартные индивидуальные задания могут иметь опережающий характер(например: подготовить к следующему уроку(через несколько уроков) сообщение о..., подобрать иллюстративный ряд к теме прочесть произведение, выучить наизусть или подготовить выразительное чтение, подготовить вопросы для викторин, составить кроссворд;

подготовить поздравительную открытку к празднику и др.).

     Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребёнка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии перегрузок быть не должно. В поурочных разработках предложены различные варианты

домашнего задания с тем, чтобы учитель мог распределить задания между учащимися. Дозируя домашнее задание, учитель помнит, что у ученика должно оставаться время и желание сделать ещё что-то: придумать своё толкование слову, составить вопросы для проведения викторины,

изготовить своими руками макет мечети, минарет, подставки для Корана, молитвенного коврика, чёток; почитать дополнительную литературу, притчи. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена одобрена учителем, продемонстрирована классу. Целесообразно привлекать к выполнению заданий родителей и членов семьи, например при подготовке проектов, выполнении письменных работ и др.

7. Работа с родителями.

      Работа с родителями является неотъемлемой частью процесса организации внеурочной деятельности обучающихся. Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует

взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.

Первый этап - совместный выбор модуля. Учитель знакомит родителей с концепциями всех модулей, с учебниками, с пособием для родителей, входящим в комплект; после обсуждения родители с детьми выбирают один из модулей. Целесообразно приглашать родителей на уроки-инсценировки, уроки-праздники, завершающие открытые мероприятия и т. п., а также наладить

системное тесное сотрудничество с родителями школьников на протяжении всего изучения курса. Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения модуля «Основы исламской культуры», подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий,

как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии, подготовка проекта. При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях:

как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать ещё одним

объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Подготовка детей к беседе с родителями - важный момент в работе на всех уроках модуля «Основы исламской культуры».

Дети не только повторяют изученный материал, но и готовятся к разговору с родителями,

перед ними стоит другая задача, меняется вид деятельности. Затем они получают задание на дом: «Рассказать о том, что узнали на уроке». На следующем уроке вместо привычной проверки домашнего задания лучше спросить их: «Что вы рассказали родителям о прошедшем уроке? Чем дополнили ваши рассказы родители? Какие вопросы заинтересовали родителей?» и т.д.

7. Работа над проектами – важная часть внеурочной деятельности обучающихся.

     В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, освоить его в активной, творческой форме. Кроме того, в ходе презентации проектов учащиеся класса могут составить общее представление об основном содержании всех модулей комплексного курса ОРКСЭ, узнать о том, что изучали их одноклассники в течение учебного года. На последних уроках учащиеся могут презентовать свои учебные проекты, многие из которых предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся из групп, изучающих разные модули курса. Например:

 «История строительства (реставрации) мечети в нашем городе»,

 «Священные сооружения нашего города»,

 «Деятельность российских благотворительных организаций»,

«Что полезного я могу сделать для своей семьи»,

 «Традиционные исламские имена»,

 «История моей семьи в Великой Отечественной войне»,

 «Защита природы и забота о ней в повседневной жизни» и др.).

Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения модуля «Основы исламской культуры», могут быть:

  • индивидуальными или коллективными (группа 3-6 человек);
  • долгосрочными (1-2месяца) или краткосрочными (1-2 урока);

творческими (например, написание сценария Курбан-байрам),исследовательскими(например, «История строительства мечети в моем городе») или социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам Великой Отечественной войны; делают подарки к светским и религиозным праздникам для ветеранов или для детей из детских домов).

       Для организации проектной работы на уроке учителю необходимо подготовить комплект материалов, который включает в себя:

• методический паспорт проекта;

• текст задания и примерную разработку (или предложения) по оформлению результатов работы над проектом;

• лист самооценки;

• сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;

рекомендации по организации работы групп;

• памятку для организации деятельности учащихся;

• список (банк) информационных ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.

Рекомендации

по организации работы групп, подготовке и презентации краткосрочного группового проекта:

1.Примерное время выполнения проекта.

 45—90 минут (1—2урока). Примерное распределение времени:

Этапы занятия

Время

Организационный этап

5 – 15 минут

Выполнение проекта детьми

30 – 40 минут

Презентации работ группами

5 – 20 минут

Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка,

подведение итогов

5 – 15 минут

Итого

45 – 90

2.Организация рабочего пространства класса.

В классе одновременно работает две-четыре группы. В классе должны быть:

• две-четыре рабочие зоны:

• круглые столы (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»;

• на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:

- листы с задание (по числу участников группы),

- листы индивидуальных планов (по числу участников группы),

- листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),

- листы самооценки (по числу участников группы),

- ручки, линейки, ластики ,простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для

  книг, стикеры,

- номер группы (например, написанный на согнутом пополам листе плотной бумаги);

• компьютерная зона (несколько столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и посадочные места);

• стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (словари, справочники, энциклопедии и др.);

• стол с ручными инструментами и материалами;

• зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).

3.Ресурсы для выполнения проекта.

• Подборка информационных ресурсов по теме:

  короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты, книги, статьи,

  энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.; иллюстрации; интересные факты

  «А знаете ли вы ...».

• Инструменты и средства:

  компьютеры, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с

  держателями или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные

  карандаши, фломастеры, ножницы.

• Материалы:

  листы ватмана, белая и цветная бумага формата А4, клей, клейкая лента, закладки для книг,

  стикеры и т.д.

4.Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

      Урок проводится учителем, в качестве помощников и наблюдателей можно пригласить принять участие родителей или членов семей учащихся. В функции учителя входит:

- поддержка организованного проведения урока, оказание необходимых консультаций и

  помощи детям, в том числе – по организации их деятельности (при этом помощь не должна

  представлять собою прямые подсказки);

- общее наблюдение за процессом работы групп.

     Функции наблюдателей и помощников:

наблюдения за работой групп, помощь в организации деятельности.

5.Организация деятельности учащихся.

1) Учитель объявляет тему урока и делит детей на группы (возможно, что такое деление уже обозначилось, когда дети планировали свое будущее участие в том или ином проекте).

2) Учитель предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать - плакат или презентацию. Затем учитель показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами, и предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает внимание на необходимые этапы выполнения задания. Чтение инструкции сопровождается

б) составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения); в) выполнение

задания; г) контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания); д) представление результатов; е) голосование за лучший проект;

ж) самооценка (дети находят лист самооценки).

Необходимо познакомить учащихся с ресурсами, их расположением и правилами пользования,

например, с компьютером. Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего даёт команду приступить к работе.

3) Задания должны быть рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15—20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп - надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта.

4) По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Перед этим они должны оговорить с учителем, будет ли презентация групповой или от группы будет выступать один представитель. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После 2 минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только 1 минута.

5) После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания голосования учитель и помощники подводят итоги, а детям предлагается заполнить лист самооценки.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

      Основная педагогическая задача системно – деятельностного   подхода -   создание и организация условий, инициирующих детское действие.    Основной результат – развитие личности ребенка на основе...

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы исламской культуры"

Обучающиеся получат возможность  научиться:- Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.- Сформируются  умения...

"РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» В 4 КЛАССЕ., авторская статья

Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских   праздников являются неотъемлемой частью культурологической соста...