Методическая разработка урока-проекта «Занимательное правоведение»
проект по орксэ (4 класс) на тему

Ключинская Светлана Васильевна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ОРКСЭ.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, русский язык.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 – 12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»

с углубленным изучением английского языка

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

урока-проекта

«Занимательное правоведение»

ОРКСЭ, 4 класс

Учитель начальных классов

Ключинская Светлана Васильевна

Педагогические технологии:

проектная технология,

проблемное обучение,

игровая технология,

работа в группах,

ИКТ.

2016 год

Проект «У.Р.О.К.» (увлекательно рассуждаем о конвенции)

Занимательное правоведение

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ОРКСЭ.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, русский язык.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 – 12 лет.

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории).

Цели проекта:

  1. Развивать интерес к изучению правовых вопросов.
  2. Формировать  гражданскую активность и правовую культуру.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с правами и обязанностями школьника; с документами о правах детей.
  2. Учить применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  3. Овладеть междисциплинарными знаниями;
  4. Развивать коммуникативные умения (умение сотрудничать и работать в группах);
  5. Уметь работать с информацией, представленной в различном виде;
  6. Применять на практике информационные технологии и уметь их использовать при решении различных задач.

Этапы проекта:

I Подготовительный:

Продумывание темы проекта.

Формирование групп для проведения исследований.

Планирование деятельности:

а) Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

б) Подготовка необходимых материалов.

II Этап практического применения разработанного проекта.

III Самоанализ,  изготовление плакатов:

«Правила безопасного поведения в школе»,

«Как правильно высказывать своё мнение»,

«Список «запрещающих» правил» (соблюдение которых будет способствовать реализации права на уважительное отношение).

IV Подведение итогов (в целом).

Защита проекта.

Общество, в котором на деле защищают права ребенка

и уважают его личное достоинство, не только добрее

и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается,

имеет благоприятную, предсказуемую перспективу.

Д.А. Медведев

- Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на заключительном этапе проекта «Увлекательно рассуждаем о конвенции» - «У.Р.О.К.».                                

СЛАЙД № 1

- Ученики нашей школы участвуют в различных проектах: «Бал культур», «Толерантность - жить в гармонии с собой и миром», «Милосердие: тропинка к сердцу», «Волшебный мир искусства», «Школьный пресс-центр», «Здоровье и мы», «Английский язык вокруг нас», «Духовно-нравственное воспитание».                                                                                    

СЛАЙД № 2

- Но сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в защите нашего проекта: «У.Р.О.К.» (увлекательно рассуждаем о конвенции).

СЛАЙД № 3

- На заседании «Клуба весёлых знатоков» мы приняли решение, что хотим побольше узнать о своих правах и обязанностях.                                                                

СЛАЙД № 4

-Чтобы не ошибиться в выборе темы проекта написали мини-сочинение  «Зачем мы должны знать свои права и обязанности».

СЛАЙД № 5

Сочинения

« Зачем мы должны знать свои права и обязанности»

Каждый человек должен знать свой права  и обязанности, для того чтобы не нарушать права других людей, не нарушать Конституцию РФ. В школе мы имеем право отдохнуть на перемене, на образование. А наши обязанности: сделать домашнее задание, выполнить просьбу учителя. Каждый гражданин России должен знать, на что он имеет  право и на что не имеет.

Николай Л.

Если бы у человека не было прав и обязанностей, то в мире был бы хаос. Люди не могли бы общаться между собой, и не понимали друг друга, все время сорились, дрались. Но у человека появились права и обязанности, и все изменилось к лучшему. Люди научились дружить, не драться, не сориться, помогать друг другу. Вот поэтому и нужны права и обязанности.

Никита С.

Я считаю, что права и обязанности надо знать, чтобы правильно поступать в различных ситуациях. У каждого ребенка есть права. Я имею право на образование, поэтому я учусь в школе. Я имею право на отдых, поэтому у нас есть перемены и каникулы. Но у каждого ребенка есть  и обязанности. Они появляются в школе, на улице, дома. Я должна не пропускать школу, делать уроки, хорошо учиться. Я должна слушаться родителей, делать то, что они просят. Я должна переходить дорогу на «зебре» и на зеленый свет, чтобы не нанести вред своему здоровью. Чем старше мы становимся, тем больше у нас появляется прав и обязанностей. Главное их знать.

Анна К.

Я считаю, что права и обязанности должен знать каждый человек, потому что если никто не будет их соблюдать, то в городе или в стране будут некультурные люди. Они будут самовольничать, обижать друг друга.

Светлана П.

Каждый человек должен знать свои права и обязанности, чтобы всем жилось лучше. Я имею право на участие в конкурсах и олимпиадах, на образование.  Кроме прав у меня есть еще и обязанности: школьные – помогать учителю, вести себя хорошо и не отвлекать товарищей, домашние – помогать маме и папе, убирать свою комнату.

Дмитрий У.

Я считаю, что права и обязанности должен знать каждый человек. Право, потому что должны знать, на что мы имеем право, а на что нет. Обязанности, потому что если мы не будем их знать, то мы не сможем делать то, что должны.

Александра В.

Права человек должен знать для того, чтоб он знал, что он может делать, а что нет. Например, право на защиту в суде или право на адвоката. Обязанности ученика учиться в школе, ходить в школьной форме и обязательно соблюдать правила поведения, чтобы избежать каких- либо неприятных случаев.

Миша К.

Зачем мы должны знать свои права и обязанности. Каждый человек должен знать свои права и обязанности, потому что он будет знать, что можно делать, что нельзя делать. Он будет делать все, что захочет, не будет помогать другим, мусорить, безобразничать, баловаться, кричать.

Кирилл Д.

Я думаю, что каждый грамотный человек должен знать свои права и обязанности, чтобы комфортно жить в  обществе. Например, если человек забудет про  обязанность  хорошо себя вести, то могут пострадать  окружающие, а если ученик нарушит право  других на получение знаний, то в будущем они будут затрудняться ответить на какой-либо вопрос. Если соблюдать  свои права и обязанности, то я смогу помочь природе, учителю и другим людям. Поэтому нужно знать и соблюдать свои права и обязанности.

Мария Е.

- Ещё раз убедившись в правильности выбора, мы поделили классы на группы и обсудили задание для каждой, разместив его в электронной почте групп:      

СЛАЙД № 6

Анна Звягина

25.12.12                

кому: Мери

Найдите информацию по следующим вопросам:

1 группа. Что такое права? Права школьника.

2 группа. Что такое обязанности? Обязанности школьника.

3 группа. Право на жизнь, на отдых, собственное мнение, уважительное отношение.

4 группа. Почему взрослые решили защищать права ребёнка (история + конвенция).

5 группа. Органы по защите прав ребёнка: в школе,  районе,городе, РФ (в школе и районе найти ФИО специалиста и контакты).  

6 группа. В каких российских документах перечислены права детей?

Найденную информацию надо изучить и можно оформить в виде слайдов, переслав в группу по электронной почте.

Информация может быть проиллюстрирована рисунками, плакатами, фрагментами мультфильмов, рассказами, стихотворениями. сказками.

Желаю успехов.

Анна Витальевна

Запуск проекта "Знай свои права и обязанности"
Светлана Ключинская 
25.12.12
кому: Фантазёры 
Найдите информацию по следующим вопросам:
1 группа. Что такое права? Права школьника.
2 группа. Что такое обязанности? Обязанности школьника.
3 группа. Право на жизнь, на отдых, собственное мнение, уважительное
отношение.
4 группа. Почему взрослые решили защищать права ребёнка (история +
конвенция).
5 группа. Органы по защите прав ребёнка: в школе, районе,городе, РФ
(в школе и районе найти ФИО специалиста и контакты).
6 группа. В каких российских документах перечислены права детей?
Найденную информацию надо изучить и можно оформить в виде слайдов,
переслав в группу по электронной почте.
Информация может быть проиллюстрирована рисунками, плакатами,
фрагментами мультфильмов, рассказами, стихотворениями. сказками.

Желаю успехов.

Светлана Васильевна

- Обсудив с учителями, где мы можем найти информацию по заданным темам, составили словарь юного правоведа, приступили к выполнению полученных заданий.

СЛАЙД № 7

Толковый словарь юного правоведа

Адвокат – защитник на суде.

Верховный суд Российской Федерации – самый главный суд в России.

Гражданин – человек, который живёт в каком-либо государстве, подчиняется его основным законам и пользуется всеми официальными правами.

Закон – правило, соблюдать которое обязательно.

Законы – правила, за соблюдением которых следит государство.

Имя – личное название человека, которое даётся ему при рождении.

Иск – заявление в суд от гражданина.

Конвенция – международный договор, соглашение по какому-либо вопросу.

Конституция – главный закон России.

Обязанности - действия, которые должен выполнять субъект, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил.

Паспорт – основное удостоверение гражданина России.

Правонарушение – это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Президент – человек, стоящий во главе государства.

Свидетельство о рождении – удостоверение ребёнка от рождения до 14 лет.

Судебное решение – указание суда, которое обязательно надо выполнять.

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

Уголовная ответственность является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений.

Федеральный закон – закон, который действует на территории России.

- С результатами нашей работы мы и хотим вас познакомить в форме игры, которая называется «Правовая мозаика».

СЛАЙД № 8

I.

- Знаете ли вы, что такое права, и чем они отличаются от обязанностей? (Права – это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек. Эти правила регулируют отношения между людьми. Обязанности – обязательные для выполнения действия, поступки человека согласно закону, требованиям общества.)                                                                               СЛАЙД № 9

Тренажёр-задание №1.

- Что такое права?

  • Установленные законом правила поведения.
  • Обязательные для выполнения действия.
  • Правила поведения, которые соблюдаются по желанию.

СЛАЙД № 10

Тренажёр-задание №2.

- А знаете ли вы, что такое обязанности?

  • Установленные законом правила поведения.
  • Обязательные для выполнения действия.
  • Правила поведения, которые соблюдаются по желанию.

СЛАЙД № 11

II.

- Почему взрослые решили защищать права детей? ( В начале XX века, более 100 лет назад во многих странах мира дети жили в плохих условиях: они работали, часто болели и не учились.)

СЛАЙД № 12

- Какие международные документы о защите прав детей вы знаете? ( В 1923 году Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребёнка. Декларация – это объявление, заявление правительства. А Женевской назвали по месту принятия. Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребёнка, его права определены недостаточно чётко. В 1948 году «Всеобщая декларация прав человека», 1959 год – «Декларация прав ребёнка». Но учёные пришли к выводу, что эти декларации не в полной мере защищают права детей. Поэтому начали разрабатывать Конвенцию - соглашение, международный договор - о правах ребёнка, которая вступила в силу в 1990 году.)

- А в Российской Федерации в каких документах описаны права детей? (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»)

Тренажёр-задание №3.

- Что такое декларация?

  • Закон.
  • Объявление, заявление правительства.
  • Соглашение, международный договор.

СЛАЙД № 13

Тренажёр-задание №4.

- В каком российском документе перечислены права детей?

  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Декларация прав ребёнка.

СЛАЙД № 14

Тренажёр-задание №5.

- Назовите первый документ, направленный на защиту прав детей.

  • Женевская декларация.
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Конституция РФ.
  • Всеобщая декларация прав человека.

СЛАЙД № 15

Задание - тренажёр №6 «Собери портфель».

- Теперь попробуйте  распределить права и обязанности по портфелям:

  • Иметь имя.
  • Уважительно относиться к другим людям.
  • Соблюдать правила поведения в школе.
  • Иметь собственное мнение.
  • Иметь возможность получить образование.
  • Отдых.

СЛАЙД № 16

- Знание каких прав помогло вам справиться с этим заданием? Перечислите их. (Право на жизнь; на имя, фамилию, отчество; право на образование; на отдых; на свободу; на здоровье; на собственное мнение; жить и воспитываться в семье).

СЛАЙД № 17

- Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, как давно задумались люди о правах и обязанностях? (ответы гостей) И мы тоже узнали, что о правах и обязанностях люди знали  давным-давно, но не всегда они выполнялись. И одним из ярких примеров являются сказки. Мы хотим предложить вам выполнить необычное задание   «В гостях у сказки».

СЛАЙД № 18

Задание-тренажёр №7 «В гостях у сказки».

 «Красная Шапочка»

1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

• право на жизнь

• право на личную неприкосновенность

• право на справедливый суд

• право на труд

2. Скажите, кто защитил Красную Шапочку и помог ей восстановить

свои права.

3. Скажите, чьи ещё права были нарушены волком в этой

сказке.

СЛАЙД № 19

 «Лиса и заяц»

1.Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

• право на жизнь

• право на неприкосновенность жилища

• право на справедливый суд

• право на труд

2.Скажите, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права.

           СЛАЙД № 20

 «Лягушка- путешественница»

1.Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

• право на свободное передвижение

• право на неприкосновенность жилища

• право на образование

  •   право на труд 

2.Скажи, как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу

передвижения?

 •в пределах болота

•в пределах страны

•без ограничений

СЛАЙД № 21

 «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Выберите в предложениях термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека:

  1. Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на получение бесплатного образования.
  2. Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса попытались отнять у него деньги и лишить принадлежавшего ему имущества.

    СЛАЙД № 22

- Но наши сказочные герои могли бы не попасть в те сложные ситуации, если бы знали к кому они могут обратиться за помощью. А вы, товарищи гости, не подскажете, куда могут обратиться дети за помощью:

СЛАЙД № 23

1. Наши классные руководители.

2. Социальный педагог школы .

3. Школьный психолог.

4. Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-медико-социального сопровождения  Петродворцового района Санкт-Петербурга.

5. Центр социальной помощи семье и детям, социальная гостиница для несовершеннолетних .

6. Отдел по опеке и попечительству Петродворцового района .

7.  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав  Петродворцового района .

8. Отдел по делам несовершеннолетних .

9. ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Петродворцового района «Доверие».

10. Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге, тел. доверия для детей – 004.

11 Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.

- Сегодняшняя защита проекта «У.Р.О.К.» подходит к концу. Но мы не заканчиваем работу над нашим проектом. Нам предстоит ещё сделать плакаты:

 «Правила безопасного поведения в школе»,

«Как правильно высказывать своё мнение»,

«Список «запрещающих» правил» (соблюдение которых будет способствовать реализации права на уважительное отношение) и подвести окончательные итоги.

СЛАЙД № 24

- Быть порядочными, справедливыми, разумными, воспитанными помогает знание прав и обязанностей.

СЛАЙД № 25

- Собрать «Правовую мозаику» нам помогла сова, символ мудрости.

СЛАЙД № 26

-  Уважаемые гости, сегодня вы увидели заключительный этап проекта «У.Р.О.К.», но работа над этой темой будет продолжена, мы изготовим тематические плакаты, выступим перед учащимися других классов, перед родителями и расскажем о том, что мы узнали.

Литература:

  1.  Астахов П.А. Я и школа / Павел Астахов. – М.: Эскимо, 2010. – 96 с.: ил. – (Детям о праве).
  2. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. - 144 с. (Вместе с детьми)  
  3. Добрецова Т. С. Занимательное правоведение. Система внеклассных занятий по правовому воспитанию младших школьников.

      URL // http://festival.1september.ru/articles/560607/

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. – Новосибирск: Норматика, 2013. – 32 с. – (Кодексы. Законы. Правила.)
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка. – М.: КНОРУС, 2012. – 32 с.
  3. Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 144 с.
  4. Усачёв А. Декларация Прав Человека в пересказе для детей и взрослых. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 56 с.: ил. – (Весёлые уроки профессора АУ).
  5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов. – М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996. – 64 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правоведение, часть1

Презентационное соровождение кружка "Права на всякий случай"....

Правоведение, часть 2

Презентационное сопровождение кружка "Права на всякий случай"....

Правоведение, часть 3

Презентационное сопровождение кружка "Права на всякий случай"....

Методическая копилка по занимательной математике 1-4 классы

Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей...

Методическая копилка по занимательной математике 1-4 классы

1 класс - 4 класс: комбинаторные задачи, логические задачи , нестандартные задачи...

Методическая копилка по занимательной математике

Методическая копилка по занимательной математике включает в себя: задачи - смекалки, задачи - шутки, ребусы, шарады и софизмы....

Методическая копилка по занимательной математике

Методическая копилка по занимательной математике включает в себя: задачи - смекалки, задачи - шутки, ребусы, шарады и софизмы....