Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016-2017_rabochaya_programma_orkse_4_klass.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

         Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:

Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования, авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение», 2014г.

        Для реализации рабочей программы используется   учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение», 2014г.                                                  

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у обучающегося  мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   

  Основные задачи комплексного учебного курса:

  • познакомить  обучающихся с основами  религиозных культур и светской этики;
  • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

      На изучение учебного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

                         Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

                 Личностные, меапредметные и предметные результаты:

  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;         - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Предметные результаты:

  Обучающийся научится:
- узнает основные понятия светской этики;
-  узнает значение этики в жизни человека;
-  узнает образцы нравственности в культурах разных народов;

-  узнает духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
- строить толерантные отношения в обществе;
- применять полученные знания в социуме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

  Обучающийся получит возможность  научиться:

-  понимать и принимать  ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-  основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-  первоначальным представлениям о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознанию  ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


                                                   Содержание учебного предмета

Введение в курс (2ч.) Россия  - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная,  многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.

Этика общения (4 ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между  культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых  чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление  их с формами религиозной культуры (православной и др.).  Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное  отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Судьба и Родина едины (4 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

                                              Тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата план

Дата факт

                                                Введение в курс (2ч.)

1

Россия  - наша Родина.

02.09

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

09.09

                                               Этика общения (4 ч.)

3

Добрым жить на свете веселей.

16.09

4

Правила общения для всех.

23.09

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

30.09

6

Каждый интересен.

07.10

                                                       Этикет (4 ч.)

7

Премудрости этикета.

14.10

8

Красота этикета.

21.10

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

28.10

10

Чистый ручеёк нашей речи.

11.11

                                  Этика человеческих отношений (4 ч.)

11

В развитии добрых  чувств – творение души.

18.11

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

25.11

13

Чувство Родины.

02.12

14

Жизнь протекает среди людей.

09.12

                                 Этика отношений в коллективе (4 ч.)

15

Чтобы быть коллективом.

16.12

16

Коллектив начинается с меня.

23.12

17

Мой класс – мои друзья.

13.01

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

20.01

                                  Простые нравственные истины (4 ч.)

19

Жизнь священна.

27.01

20

Человек рождён для добра.

03.02

21

Милосердие – закон жизни.

10.02

22

Жить во благо себе и другим.

17.02

                                        Душа обязана трудиться (4 ч.)

23

Следовать нравственной установке.

24.02

24

Достойно жить среди людей.

03.03

25

Уметь понять и простить.

10.03

26

Простая этика поступков.

17.03

                                  Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)

27

Общение и источники преодоления обид.

07.04

28

Ростки нравственного опыта поведения.

14.04

29

Доброте сопутствует терпение.

21.04

30

Действия с приставкой «СО».

28.04

                                             Судьба и Родина едины (4 ч.)

31

С чего начинается Родина.

05.05

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

12.05

33

Человек – чело века.

19.05

34

Слово, обращённое к тебе.

26.05

             Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014 г.

- Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014г.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014 г.

- Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.

- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М.

Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2013 г.

- персональный компьютер;

-интерактивная доска.

- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц  и др. пособий.

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год

ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса  + КТП...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 2 класс  УМК Школа России...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждена приказом Министерства образования от 06.10.2009 г. № 373...

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"...