Главные вкладки

    Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс 2016-2017 учебный год А. И. Шемшурина
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Рыбкина Татьяна Александровна

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2016-2017_rabochaya_programma_orkse_4_klass.docx37.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

       

             Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:

    Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования, авторской программы «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение», 2014г.

            Для реализации рабочей программы используется   учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва,  «Просвещение», 2014г.                                                  

            Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у обучающегося  мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

            Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

            Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

           Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

       Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    • общая историческая судьба народов России;
    • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

        Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

    согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

         Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

             Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

    межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

    • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

    воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

    • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
    • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
    • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

    развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

    • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

       

      Основные задачи комплексного учебного курса:

    • познакомить  обучающихся с основами  религиозных культур и светской этики;
    • развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
    • обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    • развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

           Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

          На изучение учебного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

                             Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

    -понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    -формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

    -формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

    -знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

    -понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    -укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

                     Личностные, меапредметные и предметные результаты:

      Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

     Личностные результаты:

    - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

    - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    — воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;         - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные результаты:

    - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

    - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    -  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

    - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 

    -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    — определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

     Предметные результаты:

      Обучающийся научится:
    - узнает основные понятия светской этики;
    -  узнает значение этики в жизни человека;
    -  узнает образцы нравственности в культурах разных народов;

    -  узнает духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
    - излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
    - соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
    - строить толерантные отношения в обществе;
    - применять полученные знания в социуме;
    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
    - участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

      Обучающийся получит возможность  научиться:

    -  понимать и принимать  ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

    -  основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

    -  первоначальным представлениям о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

    - осознанию  ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


                                                       Содержание учебного предмета

    Введение в курс (2ч.) Россия  - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная,  многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.

    Этика общения (4 ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

    Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между  культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

    Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых  чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление  их с формами религиозной культуры (православной и др.).  Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное  отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

    Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

    Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

    Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

    Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

    Судьба и Родина едины (4 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

                                                  Тематическое планирование

    урока

    Тема урока

    Дата план

    Дата факт

                                                    Введение в курс (2ч.)

    1

    Россия  - наша Родина.

    02.09

    2

    Этика – наука о нравственной жизни человека.

    09.09

                                                   Этика общения (4 ч.)

    3

    Добрым жить на свете веселей.

    16.09

    4

    Правила общения для всех.

    23.09

    5

    От добрых правил – добрые слова и поступки.

    30.09

    6

    Каждый интересен.

    07.10

                                                           Этикет (4 ч.)

    7

    Премудрости этикета.

    14.10

    8

    Красота этикета.

    21.10

    9

    Простые школьные и домашние правила этикета.

    28.10

    10

    Чистый ручеёк нашей речи.

    11.11

                                      Этика человеческих отношений (4 ч.)

    11

    В развитии добрых  чувств – творение души.

    18.11

    12

    Природа – волшебные двери к добру и доверию.

    25.11

    13

    Чувство Родины.

    02.12

    14

    Жизнь протекает среди людей.

    09.12

                                     Этика отношений в коллективе (4 ч.)

    15

    Чтобы быть коллективом.

    16.12

    16

    Коллектив начинается с меня.

    23.12

    17

    Мой класс – мои друзья.

    13.01

    18

    Ежели душевны вы и к этике не глухи.

    20.01

                                      Простые нравственные истины (4 ч.)

    19

    Жизнь священна.

    27.01

    20

    Человек рождён для добра.

    03.02

    21

    Милосердие – закон жизни.

    10.02

    22

    Жить во благо себе и другим.

    17.02

                                            Душа обязана трудиться (4 ч.)

    23

    Следовать нравственной установке.

    24.02

    24

    Достойно жить среди людей.

    03.03

    25

    Уметь понять и простить.

    10.03

    26

    Простая этика поступков.

    17.03

                                      Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.)

    27

    Общение и источники преодоления обид.

    07.04

    28

    Ростки нравственного опыта поведения.

    14.04

    29

    Доброте сопутствует терпение.

    21.04

    30

    Действия с приставкой «СО».

    28.04

                                                 Судьба и Родина едины (4 ч.)

    31

    С чего начинается Родина.

    05.05

    32

    В тебе рождается патриот и гражданин.

    12.05

    33

    Человек – чело века.

    19.05

    34

    Слово, обращённое к тебе.

    26.05

                 Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

    - Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2014 г.

    - Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник  для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014г.

    - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.

    - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2014 г.

    - Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.

    - Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М.

    Заславский, С. Е. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2013 г.

    - персональный компьютер;

    -интерактивная доска.

    - Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц  и др. пособий.

    РАССМОТРЕНО

    На заседании ШМО учителей начальной школы

    Протокол заседания №____ от «____»_____________2016 г.

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УВР

    ____________Н.Ф. Гембель

    «___»__________2016 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

    Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год

    Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый карандаш", 4 класс 2016-2017 учебный год

    ПРограмма разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

    Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса  + КТП...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс  УМК Школа России...

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов 2016-2017 учебный год.

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждена приказом Министерства образования от 06.10.2009 г. № 373...

    Рабочая программа учителя начальных классов ПВ класс (2016 - 2017 учебный год)

    Рабочая программа состоит из 7 блоков.Программы по предметам: чтение,русский язык,математика ,речевая практика,мир природы и человека,технология,рисование.и пояснительные записки к ним....