Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тихонова Наталья Евгеньевна

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ

Тема.  Милосердие и сострадание.

И как хотите, чтобы с Вами поступали люди,

                               Так и Вы поступайте с ними …

Евангелие от Луки

Тема.           Милосердие и сострадание.

Цель.           Познакомить детей с христианским пониманием детей милосердия и сострадания, являющихся основой нравственного облика человека и общества.

Задачи урока:

  1. раскрыть лексическое значение понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милость», «милостыня»;
  2. способствовать привитию детям этих нравственных понятий;
  3. помочь осознать суть христианского отношения к ближнему, разъяснить, каким должно быть отношение христианина к личным врагам;
  4. формировать у детей стремление проявлять любовь к близким и доброжелательное отношение к незнакомым людям, милосердие и сострадание ко всем нуждающимся в этом;
  5. помочь усвоить, что милосердие в большей степени изменяет к лучшему того, кто совершает милосердные поступки, чем тех, в отношении которых они делаются;
  6. расширять кругозор детей, их познавательный интерес, творчество, способствовать развитию речи, логического мышления; познакомить с «Притчей о добром самарянине».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка.

 Оборудование:    мультимедийный проектор, компьютер, презентации, аудиозапись.

                                       Ход урока.

  1.  Создание эмоционально-доброжелательного настроя на урок.

- Добрый день, дети!

Поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались!

Желаю вам хорошо поработать на уроке, всегда помогать друг другу.

  1.  Вступительная беседа.
  1. – О каких событиях в мире вы могли бы рассказать? ( Война в Сирии, террористические акты в Америке и странах Европы, война на Украине и др.)
  2. – Гибнут тысячи ни в чём не повинных людей, в том числе стариков, женщин, детей. Какие чувства это вызывает у вас?

        Россия постоянно откликается на эти страшные беды людей, оказывая всевозможную  помощь. Посильную помощь оказали детям Донецка и Луганска и учащиеся нашей школы, собрав для ребят школьно-письменные принадлежности, книги.

      - Когда мы помогаем кому-либо, какие чувства при этом испытываем?

(- Сострадание, жалость, желание поддержать, защитить, сделать их жизнь лучше, при этом сами испытываем радость от того, что хоть чем-то можем помочь.)

  1. Сообщение темы урока. Мотивация на работу.
  1. – Действительно, когда человек оказывает кому-то милость, проявляет сострадание, милосердие, он испытывает радость. И это прекрасное свойство нашей души: чем больше добра мы дарим другим, тем больше получаем его взамен.
  2. Создание проблемной ситуации.

(Работа в группах с толковыми словарями.)

  • Попробуем выяснить лексическое значение слов, с которыми будем работать на уроке.

(Сначала дети сами объясняют значение слов, затем читают объяснение в толковых словарях.)

Сострадание – сопереживание, совместное переживание тяжелых жизненных ситуаций.

Милосердие – милое (доброе) сердце.

- Разберите это существительное по составу, подберите к нему родственные слова. ( Милый – приятный; милость – любовь, жалость, сострадание, сопереживание).

- А когда так говорят: «Сделай милость!»?

(- Когда о чем-то просят.)

- К сожалению, в наше время не так часто можно услышать подобную просьбу. А как это приятно, когда именно так человек начинает свою просьбу!

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (Матф. 5:7)

- Кого называют милостивыми?

(-Добрых сердцем, готовых помочь всем нуждающимся в этом, относящимся к людям с милосердием и состраданием, переживающим за других.)

            Заранее подготовленный ученик читает стихотворение М.Пляцковского.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
 Что годы живешь ты не зря!

                                             

            Сестрами милосердия в XIX- начале ХХ века были богатые, знатные дамы, но они умели проявлять милосердие, любить ближнего - того, кто нуждался в помощи.

            Слова Е.М. Бакуниной: «С именем Бога – все для людей» - были их девизом.

            Чтение по учебнику, стр. 44, и беседа о княгине Елизавете Федоровне, основавшей Марфо - Мариинскую обитель.

- А как вы думаете, дети, делали они это по обязанности или по велению своей души, своего сердца? Рассчитывали ли они на какую-либо благодарность?

Милосердным может быть только человек.

                 У каждого из вас маленькое, но очень доброе сердце, которое умеет жалеть, любить. А кого вы любите, жалеете?

(Дети представляют презентации, посвященные дорогим им людям и рассказывают прежде всего о своих мамах.)

- В последнее воскресенье ноября отмечается праздник – День Матери, одного из самых дорогих людей на свете для каждого человека.

(Дети читают заранее подготовленные стихи.)

- А к кому еще вы относитесь по-доброму, любите?

(Звучат ответы детей, среди которых упоминаются и друзья).

  1. Физминутка.

Дети встают в круг, кладут руки на плечи друг другу.

- Улыбнитесь и скажите друг другу: «Если я тебя обидел, прости меня, пожалуйста! Милости прошу!»

После этого исполняется песня "Когда мои друзья со мной". (Слова            М. Танича, музыка В. Шаинского).

Когда мои друзья со мной


Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть, 
Без друзей меня - чуть-чуть, 
А с друзьями много!

Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной!


Там, где трудно одному, 
Там, где трудно одному, -
Справлюсь вместе с вами! 
Где чего-то не пойму, 
Где чего-то не пойму -
Разберем с друзьями!

Припев.
На медведя я, друзья, 
На медведя я, друзья, 
Выйду без испуга,
Если с другом буду я, 
Если с другом буду я,
А медведь - без друга!

Припев.

  1.  Работа с учебником.

 Урок 12 «Милосердие и сострадание», стр. 42-45.

  1.  Исследовательская работа по тексту «Притча о добром самарянине».

- Легко ли любить незнакомого человека?

   – Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

    - Чему она учит?

     (- Милость нужно оказывать любому нуждающемуся в ней человеку.)

Слова учителя.

    - Самаряне – жители одной из местностей в Палестине. Иудеи считали их язычниками, и поэтому презирали. Но помощь попавшему в беду иудею оказал именно самарянин, он проявил сочувствие, милосердие, исполнив главную заповедь Христа: «Люби ближнего как самого себя».

    Трудно ли следовать этой заповеди?

  • А если человек перед тобой в чём-то виноват?

(-Нужно простить и протянуть ему руку помощи.)

  • А какому принципу человек никогда не должен следовать?

(-Как ты ко мне, так и я к тебе.)

  • К  чему может привести следование ему?

(- Споры, горе, войны.)

  • Что стоит выше, прощение или возмездие?

( - Конечно, прощение. Иисус Христос призывал: «Любите врагов ваших!» Да, конечно, это трудно, но необходимо для установления добрых отношений между людьми.)

  • Здесь речь идёт только о каких-то личных неприязненных чувствах. Это вовсе не относится к врагам народа, Родины.

  1. Мотивация детей на дальнейшую работу по теме урока.
  1. Обращение к эпиграфу урока.
  • Как вы его понимаете?
  • Какие добрые дела можете совершить вы? К кому проявить милосердие?
  • Помогает ли это изменяться вам?
  • Кто получает больше, тот, кто даёт, или тот, кто принимает?

( - Тот, кто даёт; так как помогая другим, сам становишься лучше, чище.)

  1. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Багрицкой «Скажите, сколько в сердце доброты?»

Скажите, сколько в сердце доброты?

Откуда же оно её черпает?

И как среди бегущей суеты

Оно так много и легко прощает?

И почему тревожится всегда,

Когда кому-то очень-очень больно?

Всегда есть наготове доброта,

Её так много, что для всех довольно.

Я поняла, что доброта, как кровь:

Чем больше отдаёшь, тем больше будет.

У доброты подруга есть – любовь.

Дарите доброты побольше, люди!

  1. Закрепление материала.
  1. Ответы детей на вопросы.
  1. Легко ли ты прощаешь обиду, если тебя оскорбили?
  2. Будешь ли ты сопереживать другу, если у него проблемы?
  3. Щедр ли ты на похвалы людям?
  4.  Часто ли говоришь своим близким о том, что ты их любишь, нуждаешься в них?
  5. Даже если ты думаешь, что прав, будешь ли ты считаться с мнением других людей?
  6. Возьмёшься ли ты за выполнение не запланированной тобой ранее работы, если это нужно близким?

  1. Дети, кто из вас на все вопросы ответил положительно? Спасибо. Вы уже на пути к дороге милосердия. Помогая другим, вы делаете нашу жизнь лучше, весь мир становится добрее. Спешите делать добро! Радуйте хорошими делами близких и незнакомых вам людей, и наша жизнь наполнится счастьем от того, что и другим людям тоже спокойно и радостно.

  1. Календарь знаменательных дат милосердия и сострадания.

9  мая – День Победы.

12 мая – Международный день сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня - Международный день друзей.

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности.

1 октября – День пожилых людей.

16 ноября – День толерантности.

Последнее воскресенье ноября – День Матери.

3 декабря – Международный день инвалидов.

  1. Итоги  урока. Рефлексия.
  • Как солнышко согревает нас своим теплом, так и наши добрые поступки будут дарить людям заботу, внимание. Прикрепите  к солнышку лучик, на котором напишите, какое доброе дело вы сможете сделать уже сегодня. Уверена, что вы его обязательно выполните. Думаю, что после сегодняшнего урока вы задумаетесь о том, насколько сильно вы любите своих близких, правильно ли относитесь к одноклассникам, окружающим людям, замечаете ли в них прежде всего хорошее.

Желаю вам мира, добра и счастья!

Спасибо за сотрудничество на уроке.

  1. Домашнее задание. 

Учебник стр. 45, ответить на вопросы.

Задание по желанию:

  • Подобрать пословицы и стихи о добре и милосердии.
  • Привести примеры милосердных поступков героев литературных произведений.
  • Привести примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"

Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс.             План-конспект в виде урока творч...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"

Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит  выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...

Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"

Разработанный подробный план-конспект урока по Основам православной культуры 4 класс...

Карта-схема проектирования урока ОПК. Тема урока " Милосердие и сострадание"

   В данном материале представлена работа на уроке по заданной теме с учетом методических требований к содержанию и структуре урока. Обозначены цели, задачи, результаты, основные поня...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...