Рабочая программа по предмету ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме

Феоктистова Мария Петровна

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, модуль "Светская этика", 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по ОРКСЭ разработана   в соответствии  с требованиями  ФГОС начального  общего образования,  Примерной основной  общеобразовательной программы начального общего образования, одобренной  решением  федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15)  и авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы». А.Я.Данилюк. М.: Просвещение, 2012

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Программа реализуется в общеобразовательном учреждении. Сроки реализации  один  учебный год.

В рабочей программе расширен объем изучаемого материала с целью углубления знаний. Использована перестановка отдельных тем для целесообразного изложения материала.

Предполагаемые результаты

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

  • умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  • навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  • логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

  • совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
  • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

  • совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
  • формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

  • формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
  • формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развить этические чувства как регулятор морального поведения;
  • воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
  • развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
  • формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса в форме индивидуальных и коллективных творческих работ и их обсуждения.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Р.Н.Бунеев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл. Учебник. (ФГОС) М.:Баласс,2012.

Книга для учителя. А.Я.Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. М.: Просвещение, 2012.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В соответствии с  учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

Курс ОРКСЭ предполагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Занятия детей на уроках уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Урок обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Учебный предмет «ОРКСЭ» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регуляторы морального поведения;

- воспитать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развить мотивацию к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- сформировать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- научиться слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знать, понимать и принимать обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомиться с основами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- сформировать первоначальные представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ  МОДУЛЬНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 класс (34 часа)

Блок 1. Россия – наша Родина. (3ч.)

Россия – наша Родина.  Любовь и уважение к Отечеству.        Образцы нравственности в культуре Отечества.

Блок 2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (29 час)

Образование как нравственная норма. Методика создания морального кодекса в школе. Этика и её значение в жизни человека. Что такое светская  этика? Этика и этикет. Честь и совесть. Добро и зло. Счастье и смысл жизни. Ради чего живет человек? Справедливость. Милосердие. Ценность рода и семьи. Праздники как одна из форм исторической памяти. Взгляд светский на семью. Взгляд религиозный на семью. Мое генеалогическое древо. Труд в жизни человека. Трудовая мораль. Кем быть? Нравственные традиции предпринимательства. Основы религиозных культур. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Моральный долг. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Культура и мораль. Что значит быть моральным. Государство и мораль гражданина. Нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время.  Золотое правило нравственности. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Стыд, вина и извинения. Нормы морали. Методы нравственного самосовершенствования.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России

(2 часа)

Образцы нравственности в культурах разных народов. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики Выпускник научится:

        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Формы контроля

  • Индивидуальный контроль: устный опрос, самостоятельная работа.
  • Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу).
  • Самоконтроль.
  • Фронтальный контроль.
  • Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
  • Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечь родителей к совместной деятельности.

Тема

Дата по плану

Факт

1

Россия – наша Родина.

2

Основы религиозных культур.

3

Что такое светская этика? Этика и её значение в жизни человека.

4

Этика и этикет.

5

Честь и совесть.

6

Добро и зло.

7

Счастье и смысл жизни.

8

Ради чего живет человек?

9

Справедливость.

10

Милосердие.

11

Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла».

12

Ценность рода и семьи. Праздники как одна из форм исторической памяти.

13

Взгляд светский на семью.

14

Взгляд религиозный на семью.

15

Мое генеалогическое древо.

16

Труд в жизни человека. Трудовая мораль.

17

Кем быть? Нравственные традиции предпринимательства.

18

Добродетель и порок.

19

Свобода и моральный выбор человека.

20

Моральный долг.

21

Альтруизм и эгоизм.

22

Дружба.

23

Культура и мораль.

Нормы морали.

24

Что значит быть моральным. Государство и мораль гражданина.

25

Нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время. Мораль и нравственность.

26

Золотое правило нравственности. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

27

Стыд, вина и извинения.

28

Образцы нравственности в культурах разных народов.

29

Образцы нравственности в культуре Отечества.

30

Представление проектов по теме «Образцы нравственности».

31

Любовь и уважение к Отечеству.

32

Образование как нравственная норма. Методика создания морального кодекса в школе.

33

Методы нравственного самосовершенствова-ния.

34

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Основные понятия курса: этика, этикет, мораль, честь, совесть, свобода и ответственность, моральный долг, справедливость, альтруизм, эгоизм, добродетель, патриотизм.

Темы проектов:

  • «Как отличить добро от зла»
  • «Образцы нравственности»
  • «Моя малая Родина».

Темы творческих работ:

  • «Моя родословная»
  • «Моя семья»
  • «Семейные праздники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ"

Модуль "Основы мировых религиозных культур"....

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)

Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование....

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ по УМК Гармония

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ по УМК Гармония...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по предмету Основы религиозных культур и светской этики (Основы исламской культуры)....

Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии с  Федер...