Урок ОРКСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Черенкова Валентина Анатольевна

Тема: « Чистый ручеёк нашей речи»

Класс  4

Учитель: В.А. Черенкова

Цели:

·        Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;

·        Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;

·        Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

·        Сформировать представление у учащихся, что такое речевом этикете.

Задачи:

·        Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;

·        Продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;

·        Сформировать понятие о правилах эффективного общения;

·        Познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения

·        Учить анализировать собственную речь и речь собеседника

Ожидаемые результаты:

·        Учащиеся углубят знания об этике как науке;

·        Дети познакомятся с рассказом Василия Сухомлинского “Одни и те же слова”; притчей “Тройное сито нашей речи”

Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи (это мелодия речи) - доброжелательный, дружеский, спокойный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkse_4_klass.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

                 Открытый урок по ОРКСЭ

Тема: « Чистый ручеёк нашей речи»

Класс  4

Учитель: В.А. Черенкова

Цели:

  • Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми;
  • Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя;
  • Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
  • Сформировать представление у учащихся, что такое речевом этикете.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
  • Продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
  • Сформировать понятие о правилах эффективного общения;
  • Познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения
  • Учить анализировать собственную речь и речь собеседника

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся углубят знания об этике как науке;
  • Дети познакомятся с рассказом Василия Сухомлинского “Одни и те же слова”; притчей “Тройное сито нашей речи”

Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи (это мелодия речи) - доброжелательный, дружеский, спокойный

Основные средства наглядности: Презентация, карточки для чтения стихотворений

                                           

                                        Ход урока

1. Орг. Момент.

Учитель: -  Ребята! С чего начинается каждый  наш день? (ответы детей….) … со слов приветствия…

 Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы  начать  со слова

" Здравствуйте!" и с замечательных слов Татьяны Лавровой (http://www.boxter.org/index.php)

Здравствуйте.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желаю – здравствуйте!

Я для вас тепло души отдам.

Солнца луч пусть дарит вам здоровье,

Летний дождик силой напоит.

Матушка – Земля пусть хлебом – солью

За труды вас щедро наградит.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести)

Какое продолжение вы придумали к предложениям с точки зрения правил этикета

  • Когда я на улице....
  • Когда я в магазине....
  • Когда я в транспорте...
  • Когда я в театре...
  • Когда я в библиотеке...

II. Подготовка  к восприятию нового материала

а) Закрепление основных понятий урока

- Какие виды этикета вы знаете? (свадебный, повседневный, речевой, профессиональный, этикет выходного дня, дипломатический, столовый и др.)

- К какому виду этикета относится совокупность принятых в обществе правил речевого поведения? (к речевому).

- А что такое речь?

- Какая она бывает?

б) Определение темы урока

В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво

- Какое слово похоже на слово “речка”? (Речь.)

- Что общего? ( для речи так же, как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями.

в) - Как же звучит тема нашего урока?

          Чистый ручеёк нашей речи

- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля

Приятная речь для слуха – своего рода музыка”              (Аристотель)

III. Работа с новым материалом

а) Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.

Чтение стихотворения Сергей Есенин - С добрым утром

 Прослушивание.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?

Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”.

Какие выразительные средства помогли автору? Эпитет (золотые, речные, сонные, шелковые,..)

Олицетворение (шепчет шаловливо, обрядилась ярким перламутром, сонные березки)

Обобщение ответов.

- Перечитайте последние  строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)

б) Наблюдения за эмоциональной окраской родной речи. Работа по учебнику с.43-44

Откройте учебник на с.43, прочитайте последний абзац. (Произнесённое слово....)

Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова”

Назовите эти слова. В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов?

- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”

Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?

- Найдите в тексте слова, где говорится о теме сочинения: о чём должны рассказать ребята?

- Что же должны были увидеть дети? Кто может прочитать? (начало рассказа)

- А внимательно ли дети-первоклассники наблюдали за небом? (нет, они не отметили грусти в степи,  и с чем это было связано, не  заметили птиц)

- Какие слова подобрали дети в начале рассказа? 

- Можно ли эти слова назвать «рисующим»? Где мы их встречали? (в стихах, рассказах, сказках)

- Что «рисуют» эти слова? (Небо. Таким, каким его увидели дети. Его цвет, чистоту, прозрачность)

- Соответствуют ли они теме сочинения? (нет, т.к. учительница сказала, что сегодня они будут  составлять сочинение об осеннем небе и перелётных птицах )

- А в конце рассказа? 

- Кто помог детям увидеть небо таким, каким оно было на самом деле? (девочка Валя – она нашла точное слово)

- Понравилось вам это слово? Чем оно интересно и необычно? (оно рассказывает о чувствах и настроении, о ласковом и нежном отношении к перелётным птицам )

- Чем  отличаются слова, которые назвали дети в конце рассказа, от тех, которые подобрали в начале? (это слова, передающие настроение)

Работа в группах       

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Расскажите друг другу, как  вы понимаете смысл этих слов?

 –КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ:

Небо грустное

Небо тревожное

Небо печальное

Небо студёное

Ответы по группам:

Небо грустное – курлыканье было жалобным. Птицы прощались с родными краями.

Небо тревожное – перелёт птиц очень трудный и опасный, много птиц погибает, не все возвращаются на родину, тревожно за птиц

Небо печальное – именно таким оно кажется, когда видишь в нём улетающих птиц и слышишь их грустную прощальную песню

Небо студёное – «холодное», неприветливое. Именно таким оно может быть для перелётных птиц: со стужей, холодом, переменчивой осенней погодой

в)Чтение учащимися стихотворения С.Михалкова. 

Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.

- О какой каше идёт речь?

(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

- Какой вывод сделаем для себя?

Вывод: Мы очищаем нашу речь от всего ненужного, говорить надо, чётко выговаривая слова.

-Что значит “чисто” говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, “не спотыкаться” на трудных звуковых сочетаниях, не “комкать” концы слов и фраз, не “проглатывать” отдельные звуки и слова).

Игра “Выбрасываем слова-сорняки”

Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)

Герои: Лёня и Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит “ну”!

- Да ты только что сказал “ну”!

Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без “ну” и без “значит”.

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

- Чем недоволен Коля? Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”? Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь).

- Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

Совет: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.

Учитель:- Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернослов?

- Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих? Какой совет следует из ваших рассуждений?

Совет: никогда не используй в своей речи скверные слова.

III этап заключительный (оценочно-рефлексивный)

Учитель:- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека? (на партах лежат капельки, напишите на них слова, которые нужно употреблять в своей речи. Рядом сухие деревья – скверные слова).

 На доске «собирается» рисунок (деревья, ручей, солнышко, голубые облака….)

 С чего начинается большая река? (с маленького ручейка)

-Нарисуем чистый светлый ручеёк, и чтобы он стал полноводной чистой  рекой, добавим капельки – слова. Будет ли место для скверных слов?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?

Учитель: Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

"Как изменчиво все в этом мире. Человек рождается, живет и умирает... Время быстротечно. Оно торопит нас, и порой мы даже не успеваем рассмотреть тех, с кем нас свела жизнь, кто оказался рядом с нами в те или иные минуты. Давайте не будем спешить. Улыбнемся случайному прохожему, поболтаем со старой знакомой, позвоним родителям и поиграем с детьми. Давайте будем помнить о том, что мы – люди. Будем добрее и терпеливее к нашим близким, протянем руку помощи и скажем ласковое слово.