Учебное занятие по ОПК. Храм.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Северина Светлана Владимировна

Урок позволяет познакомить учащихся с назначением, внешним видом и  устройством православного храма, способствует развитию интереса к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_opk._hram.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культуры. Открытый урок в 4 классе

 Учитель: Северина С. В.

Тема: Храм.

Цели: 1) познакомить учащихся с назначением, внешним видом и  устройством православного храма;

2) развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3) воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, презентация слайдов.

Ход урока

  1. Орг. Момент

 − Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке Основы православной культуры. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь гостям. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Садитесь, пожалуйста.

  1. Актуализация знаний.

 ─ Ребята, давайте вспомним, что такое культура? (Духовный мир, который включает знания, произведения искусства, отношения меду людьми, отношение человека к миру.

 ─ Что значит культурный человек?

 ─ Я надеюсь, что уроки православной культуры помогут вам стать образованными, толерантными, уважающими других и себя, иначе говоря, культурными людьми.

─ Кого называют православным человеком? (Человек, который верит в Бога, живет по Заповедям Божьим.)

─ Давайте вспомним, какие заповеди даны людям в Библии? (Почитай отца твоего и матерь твою, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лги, не завидуй).

─ Какое правило является главным в отношениях между людьми? (Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы с вами поступали люди.) Как иначе называется это правило у православных христиан? (Золотое правило этики.)

─ Где собираются православные люди, чтобы обратиться к Богу? (В храме.)

3.Объявление темы и цели урока.

─ Тема нашего сегодняшнего урока – Храм. (Слайды 1 – 2)

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

─ Перед вами таблица. Заполните ее левую часть. Что я знаю о храме. Что нового я узнал о храме.

─ Прочитайте, что вы написали.

─ Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию в храм и узнаем:

1. Что такое храм? Зачем люди приходят в храм?

2. Правила поведения в храме.

3. Как устроен православный храм. Символы храма.

─ Это и будет план нашего урока.

4. Изучение нового материала.

1) Работа в парах. (Слайд 3)

─ Чтобы ответить на первые два вопросы, поработаем самостоятельно в парах. Изучите материал на карточках и приготовьте ответы на вопросы.

Карточка 1.

Что такое храм?

Слово «храм» произошло от слова «хоромы». Это Божий дом, здание, построенное для молитвенных собраний. Первые христиане не строили специальных храмов для молитв и богослужений, они собирались в обычных жилых домах. Позднее появились христианские храмы (церкви). В храмах людей встречают свечи и иконы. Огонёк свечи тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Карточка 2.

Зачем люди приходят в храм?

Люди приходят в храм, чтобы обратиться к Богу через молитву. Это может быть молитва-просьба – прошение у Бога помощи и разных благ. Или молитва-благодарение. В храме прихожане ставят свечки на специальный столик – канун и молятся о своих умерших родных и близких людях. Это молитва «за упокой» о том, чтобы Бог принял их души в Царство небесное. Люди молятся и за живых людей в молитвах «за здравие». Записки с именами тех, кого просят помянуть в молитвах, передаются священнику.

Карточка 3.

Зачем люди приходят в храм?

Люди приходят в храм за благословением. Благословение – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину. В храмах благословляет священник.

В храмах люди собираются вместе для участия в православных праздниках (Рождество, Пасха, Троица и др.)

─ Люди приходят в храм и для участия в церковных таинствах: крещение, причастие, исповедь). Об этом мы будем говорить на следующих уроках.

─ Итак, давайте сделаем вывод, зачем люди приходят в храм?

─ Какие правила поведения нужно соблюдать в православном храме?

(Слайд 4) 

Карточка 4.

Правила поведения в православном храме.

В православном храме принято сохранять тишину. Мужчины, входя в храм, должны снять головной убор, а женщины покрывают голову. Во время богослужения все прихожане стоят лицом к восточной части храма – алтарю. В храме нельзя сквернословить, громко говорить.

─ Как мы видим, эти правила похожи на правила поведения в любых общественных местах.

─ Мы переходим к следующему вопросу нашего урока – как устроен православный храм, каковы его символы?

(Слайд 5)

2)Беседа с учащимися.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. 

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

(Слайд 6)

-одна глава означает единство Бога;

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-четыре главы (четыре евангелиста, апостола, четыре стороны света);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Например, тридцать три главы означают число земных лет Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

(Слайд 7)

·        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

·        Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

·        Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

3) Прослушивание фрагментов колокольных звонов. (слайд 8)

Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

4) Изучение устройства храма.

Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

(Слайд 9)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Через паперть и притвор мы проходим в среднюю часть храма, в которой люди стоят на службе. Мы оказались лицом к иконостасу.

(Слайд 10)

Иконостас – это целая стена из икон. Иконостас является образом всей истории Церкви – от сотворения человека до нынешних дней.

В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).

Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово Христа. Для христиан же Христос – Царь.

Справа от Царских врат всегда икона Христа.

Слева – всегда икона Марии, Божией Матери… Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется еще и Пресвятой Девой.

В центре средней части храма стоит аналой – это высокий стол с наклонной поверхностью, на который кладутся Евангелие (для чтения), крест и икона, соответствующая церковному событию данного дня по православному календарю. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – канун. (Слайд 11)

Здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. (Слайд 12)

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

Алтарь находится за иконостасом. Это самое святое место. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле.

   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Это трон Небесного Царя. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

5.Закрепление изученного материала.

─ А сейчас наклейте на листе части храма так, чтобы у вас получилась схема внутреннего устройства храма. Самостоятельная работа. Символы храма.

─ Давайте еще раз полюбуемся прекрасными храмами и обратим внимание на купола. Они тоже символичны.

 ─ Различаются купола:

1) по форме

- шлемовидные – напоминают шлем и символизируют борьбу церкви с силами зла;

- луковичные – напоминают языки огня, это символ пламени свечи.

2) по цвету

- золотые – символ небесной славы. Золотые купола бывают у главных храмов; у храмов, посвященных Иисусу Христу;

- синие, голубые со звездами – посвящены Богородице Деве Марии; - зеленые – Троицкие храмы, посвящены Святой Троице. Христиане верят в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (Иисус Христос) и Дух Святой.

- необычная форма и яркая раскраска куполов говорят о красоте рая.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

─ Сегодня на уроке мы познакомились с православным храмом. Возьмите листок, на котором вы писали в начале урока, что знаете о храме, и напишите справа, что нового о храме вы узнали сегодня на уроке.

─ Прочитайте.

─ Ребята, вы познакомились с православным храмом, в котором нет места злу, плохим поступкам, словам, мыслям. Я хочу, чтобы такой храм вы построили в своей душе. Неслучайно есть выражение храм души. Желаю, чтобы ваши мысли были светлыми, слова мудрыми, поступки добрыми.

7. Домашнее задание. (Слайд 13)

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем крае

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

-  нарисовать храм вашей мечты

-  подобрать и выучить стихотворение о храме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....

Внеурочное занятие по теме "Храм в жизни человека"

Цель. 1. Ознакомить с ролью православных храмов в жизни русских людей.2.Познакомить с правилами поведения в православном храме....

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...