Урок по ОРКСЭ православная молитва
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данная методическая  разработка  для   обучающихся   4 класса. Урок  "Православная молитва" проводится с целью  воспитания доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravoslavnaya_molitva_-_1.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Методическая разработка урока в 4 классе по  ОРКСЭ

Тема:  «Православная молитва»

( модуль «Основы православной культуры»)

Фролова Любовь Петровна,

учитель начальных классов.

2016год.

Пояснительная  записка

Данная методическая  разработка  для   обучающихся   4 класса. Урок  "Православная молитва" проводится с целью  воспитания доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

   Модуль «Основы православной культуры».

   Кураев А.В. « Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культур». 4-5 классы.

Тема:  «Православная  молитва».

Цель: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы  как  разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятиями «православие», «благодать»;

2. Рассказать учащимся, кто такие святые;

3. Сформировать представление о роли молитвы в жизни православных людей;

4. Познакомить детей с видами православных молитв;

5. Продолжать воспитывать любовь и уважение к национальной русской культуре, к народу России, его истории.

Формируемые УУД.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: анализировать, объяснять и различать понятия:  молитва, православие, благодать, святые.

строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы на основе анализа информации.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других; договариваться о правилах общения и поведения;

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих  поступков; определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Планируемые  результаты  урока: 

Метапредметные.

Учащиеся должны:

-Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных действий;

-Овладеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний;

-Овладеть логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметные.

Учащиеся должны:

-Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Технологии обучения:  информационно-коммуникационная, здоровье сберегающая, технология критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

групповая, индивидуальная, совместная пробно-поисковая деятельность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технические средства: Кураев А.В.  «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры».4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений, -М.:Просвещение,2012г,  компьютер, С.И Ожегов «Словарь русского языка», презентация. распечатка отрывков из художественных произведений, распечатка заданий, предлагаемой для работы на уроке, аудиозаписи  молитв, «Детский альбом»  П. И. Чайковский.

Иллюстративный ряд: фотоснимки  богослужений.

Новые слова и понятия: православие, благодать, святые, молитва.

Предварительная подготовка к уроку: Домашнее задание, направленное на усвоение данной темы урока:  «Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то, как он это делает?» Один ученик готовит наизусть чтение стихотворения Лермонтова «Молитва».

План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин
  3. Мотивация к изучению темы урока. 3 мин
  4. Целеполагание. 5 мин
  5. Сообщение темы урока.1 мин
  6. Объяснение нового материала (беседа, разборка текстов стихотворений и учебника,  работа в группах, прослушивание музыкальных произведений) 15 мин
  7. Закрепление материала (беседа, самостоятельная работа со схемой, со словосочетаниями, составление синквейна ). 6 мин
  8. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. 3 мин

Тип урока: урок открытия новых знаний.

                                                                   

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке Основ православной культуры. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Каждый раз на наших уроках мы открываем для себя что-то новое в православной культуре и убеждаемся, как мало знаем мы о нашей культуре, особенно о духовной. На прошлом уроке я попросила вас ответить на вопрос,  может ли человек общаться с Богом,  как он это делает, и как называется общение с Богом. Давайте порассуждаем  об этом.(ответы детей).

3. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Вы правы, православный человек часто обращается к Богу в разные жизни моменты. Мы говорим с вами о православной культуре.  А что такое «православие»?

«Погружение» в тему. Дети работают со словом с точки зрения этимологии: правильно славить. Славить кого? Бога.

Учитель: Умение правильно славить Бога в православии означает молиться. А обращение к Богу называется молитвой.

4. Целеполагание.

Учитель: Давайте посвятим этот урок теме «Молитва». Что вы знаете о молитве? (молитвы читают в храмах, кто-то молится дома, молитвы  записаны в специальных книгах, некоторые  люди  носят молитвы с собой). У кого есть с собой молитвы и как они у вас появились? (ответы). Прочитать текст учебника с.12.

5. Сообщение темы урока.

Учитель: Молодцы. Итак, тема нашего  урока «Православная молитва». Молитвой называется обращение к Богу. Дети записывают в тетрадях тему урока и  определение молитвы. Сегодня  мы узнаем, какие бывают молитвы, кто составлял молитвы, где могут молиться православные. Найдите в словарях значение слова молитва. (Молитва - один из способов общения человека с Богом, святыми и небесными силами. Корень этого слова «мол» - от латинского mollire – умягчать - указывает на то, что молитва смягчает наше сердце и душу,  и  мы полнее открываемся для воздействия благодати Божией).

6. Объяснение нового материала. Словарная работа.

Учитель: Выберите  слова, которые подходят для общения с Богом. (Дети называют: просить, славить, благодарить, молить).

Учитель: Наши предки из всех слов, которые применимы для обозначения обращения к Богу, выбрали слово «молить» - «молиться». Как вы думаете, почему? Разберём  слово «молиться». Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным (умалением себя), как правило, коленопреклоненно. Молитва- это беседа человека с Богом, это дыхание, необходимое для духовной жизни. В центре всей жизни православного христианина находится молитва. Просыпаясь утром, молится, приступая к еде - просит благословения на принятие пищи, начиная какое-то дело, опять просит Божьей помощи и т.д. Как видим, велика роль молитвы в православной культуре.   Скажите, а как часто и когда чаще всего  мы обращаемся к молитве? (Когда кто-то из родственников умер, или сильно заболел, когда нам нужна помощь). Совершенно верно, когда нам или нашим родным и близким плохо. И  совсем редко люди благодарят Всевышнего за благополучие и всё хорошее. У православных людей есть три вида молитвы. Прочитайте текст учебника на с.12-13 и заполните схему:  

Работа по учебнику в группах.    1 группа – молитва-просьба, 2 группа - молитва-благодарение, 3 группа- молитва-славословие.                        

ВИДЫ  МОЛИТВЫ

молитва- просьба                                                                                    молитва-                                          

                                                                                                                  покаянная

                                       

           славословие                                                 молитва-благодарение

Дети работают в группах и заполняют схему: виды молитв, выделяют  ключевые слова.

Проверка: 1 ученик из каждой группы называет вид молитвы и пример.

(молитва-просьба: просит помощи, защиты, житейских и духовных благ; молитва-благодарение: редкая, благодарность Богу за полученное; молитва-славословие: самая высокая молитва, человек  переживает радость от встречи с Богом, ликует)

Учитель:  Почему одна стрелка осталась свободной? ( В учебнике больше нет названий молитв). Есть ещё один вид молитвы – покаянная – «Господи, помилуй!».  От какого слова образовано название этой молитвы? (Каяться, признавать грех, просить милости, помилования). В русском языке есть слово-молитва. Слово это мы знаем с раннего детства. Кто сможет назвать его? Это слово «спасибо». Вдумайтесь в его смысл. Благодаря  человека за что-либо словом «спасибо», мы обращаемся к Богу с молитвой о нём: «Спаси, Боже!». Молитва о человеке – это лучшая ему благодарность. Поэтому, не забывайте благодарить людей за помощь и другие хорошие дела, сделанные для вас.

Прослушивание аудиозаписи: Прослушаем, как звучат различные молитвы. Обратите внимание на виды молитвы.

(дети слушают  «Господи, помилуй!», «Спаси, Господи, люди Твоя», «Благодарю, Тебя, Господи»).

Учитель: Чаще всего молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми. Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться.

Самостоятельное чтение с.14-15 уч. (ответы на вопросы после прочтения текста учебника).

Церковь хранит много замечательных молитв, составленных святыми.  А знаете ли вы, кого называют святыми? (ответы). Кого из святых вы знаете? (ответы детей)

Учитель: Святые любого народа - это его лучшие люди, дающие пример высокой нравственной и духовной жизни. У всех святых было одно общее качество: все они имели твёрдую веру в Бога, вели постоянную борьбу со своими страстями, с покорностью, и даже с радостью, переносили всякие посылаемые им испытания… Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский и многие другие.

    Физкультурная минутка (Слушание аудиозапись «Мелодия леса: шум листвы, пение птиц» выполнение расслабляющих упражнений для глаз, плеч, рук и т.д. )

Учитель: Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

      Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно  было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Что это? — спросил старец.

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?..

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит!.. Ишь выпялилась!..”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “...Экая досада! Продешевил... Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы...”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша!.. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой... Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив... Спаси, помилуй, исцели бедную маму!..

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Учитель: Ребята, почему не  все  молитвы будут услышаны Богом?(ответы  детей)

В определении слова молитва нам встретилось слово «благодать». Как вы думаете, что обозначает это слово и как оно связано с темой урока? (Действие Бога, меняющее человека, называется благодать, если человек молится искренне и правильно, то на него сходит Божья благодать).

Учитель:  Молитва находится в центре всей жизни православного человека и  имеет большую силу, если она произносится от всего сердца, искренне. Особенно сильными считаются молитвы матери о детях. Старые люди говорят: «Материнская молитва со дна моря поднимет». Вот какая сила заключена в православной молитве. В русской литературе мы нередко встречаем художественные произведения с названием «Молитва». Вот одно из них, послушайте. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Лермонтова «Молитва».

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И  верится, и плачется,

И так легко, легко…              М.Ю. Лермонтов. 

А у А.С. Пушкина есть стихотворение-пересказ молитвы «Отче наш» (читаю, у детей на партах есть это стихотворение)

Отец людей, Отец Небесный,

Да имя вечное Твое

Святится нашими устами,

Да придет Царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспосли

Твоею щедрою рукою.

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Твоих детей.

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас.

А.С.Пушкин

   Послушайте произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского из его «Детского альбома», которое называется «Утренняя молитва».

Учитель: Как вы думаете, к какому виду молитвы относится  стихотворение М.Ю. Лермонтова? Не совсем ясно, но похоже на славословие, молитва, в которой автор воздаёт славу Господу. Как мы видим, многие поэты и композиторы были верующими людьми и в своём творчестве обращались к молитве.

7. Закрепление:

  Сегодня мы с вами познакомились с православными молитвами. Что такое молитва? (Обращение к Богу, общение с Богом).  Для чего люди учатся молиться постоянно? (Чтобы стать ближе к Богу).  Какова роль молитвы в жизни православного христианина?  (Молитва всегда сопутствует верующим). Что главное должно быть в молитве? (искренность).  Может ли быть молитва неправильной?  (Да, если человек просит плохое  для другого человека). Где и как может молиться человек?  (в радости и в горе, в одиночестве и вместе с другими, про себя  и вслух, в любом месте). Что просят люди у Бога? Что бы ты попросил у Бога и за что бы ты Его поблагодарил? Подумайте про себя.

Учитель: Хорошо, молодцы. Сейчас вы выполните самостоятельную работу по теме урока.

Самостоятельная работа в группах  (на листочках).

1)  Распределить словосочетания на 2 группы:  Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни?

покаянная

просительная

благодарственная

Страшно, тревога на сердце, рождается ребёнок, поступил неправильно, совершается грех, мучает совесть, нужен хороший урожай, благословляют детей, мучают сомнения, нужна защита,  происходит радость.

2) Заполните таблицу, проведите соответствия. Определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Вид молитвы

Обращение

?

“Аллилуия!”

?

“Подай, Господи!”

?

“Господи, помилуй!”

 ?

“Слава Богу!”

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте ещё раз обратимся к тексту стихотворения Лермонтова, определим значение и действие молитвы в жизни православных христиан, составим  синквейн к слову МОЛИТВА, используя слова этого стихотворения. Дети  в группах,  составляют  синквейн.

Проверка:

Молитва

Искренняя, благодатная, чудная, слёзная, искренняя

Приближает, славит, благодарит, очищает, спасает, облегчает

Молитва укрепляет душу человека.

Радость. Легко.

9.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Вы правильно подобрали слова, определяющие значение, действие и силу православной молитвы. Она и укрепляет, и спасает, и оберегает, и утешает верующего человека. Непростое дело – молитва. Но и молитва - не есть самоцель православного христианина. Это только средство, с помощью которого накапливается (стяжается) благодать святого духа. А эта благодать и осуществляет спасение человека, освобождает от грехов, даёт силы совершать добро, и даже молитва становится всё совершеннее, всё искренней, светлее и чище становится душа.  И я хочу закончить наш урок словами

Молись, дитя, мужай с летами!

И дай  Бог, в пору поздних лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на Божий свет!

И вновь тогда из райской сени

Хранитель Ангел твой сойдёт

И за тебя, склонив колени,

Молитву к Богу вознесёт.                           И.С. Никитин.

Литература:

1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры, учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012г.

2.Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева  Добрые  уроки- наставления, учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов, Покров, 2014г.

3. А.В. Бородина Основы православной культуры, учебник, М., «Русское слово», 2014г.

4.Интернет- ресурсы: Светоч,  Праволимп.

5. Музыкальный материал: Б. Окуджава «Молитва»,  Ю.Славянская «Научи меня молиться» на стихи П.А. Вяземского, молитвы «Господи, помилуй!», «Господи, спаси люди Твоя», «Благодарю Тебя, Господи». П. И. Чайковский  «Детский альбом».

6. Отрывки из произведений А.С. Пушкина, А. Дементьева, К. Симонова, Ф. Сологуба, А. Твардовского.

7.  С.И Ожегов «Словарь русского языка»2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ОПК "Православная молитва"

Технологическая карта урока с презентацией...

Урок ОПК №4 по теме "Православная молитва", 4 класс

ЭОР разработан с помощью программы RM Easiteach Next Generation для ИД Panasonic ElitePanaboard, содержит урок по ОПК "Православная молитва"http://metodisty.ru/m/files/view/volokitina_e-s-_boikova_o-v...

Молитва – её происхождение и значение православной молитвы в современном мире

Молитвы в мировой религиозно-культурной практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. И даже в Ветхом завете молитвы не имели точных формулировок. В...

Открытый урок по музыке "Молитва"из Детского альбома

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через  музыкальные произведенияП.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»....

Урок по теме "Молитва". Молитва "Отче наш"

На уроке по теме молитва я предлагаю детям прктическую работу, которая пможет детмя понять смысл и значение молитвы "Отче наш" Восновном детии ее уже слышали, когда посещали храм или смотрел...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...