Конспект урока по ОРКСЭ 4 КЛАСС "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Абраамян Анаит Арменовна

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Добро и зло" + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_4_klass.doc97.5 КБ
Файл orkse_4_klass_dobro_i_zlo.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.10.2017                                                                                                 ФИО учителя: Кейзер А.В.

Школа: 148                                                                                                                        ФИО студента: Абраамян А.А.,46 гр.

Класс: 4 Г                                                                                                         ФИО методиста: Мухина И.Г.

Кабинет: 203

                           КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ

      Тема: «Добро и зло»

Цели деятельности учителя: расширить и углубить представления детей о добре и зле; помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

разовьют нравственные ценности: добро и зло, скромность, милосердие, дружелюбие, честность; обобщат и расширят знания об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Личностные:

совершенствуют коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;        

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Оборудование:  учебник «Основы светской этики», презентация, проектор, компьютер.

 

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Арменовна. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.

Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: разгадывание кроссворда.

Словесный, беседа.

3 мин

Мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда, который на слайде). 

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.(Сердце)
  2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.(Злоба)
  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (Любовь)
  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. (Радость)
  5. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь. (Забота)

Участвуют в работе.

Отгадывают кроссворд.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

Наглядный: презентация.

Динамическая пауза

10 мин

1 мин

 Какое ключевое слово получилось? (Добро) А какой антоним к этому слову?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о том, что такое добро и какую роль оно играет в нашей жизни.

- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

– Как  вы понимаете, что такое добро? Какие добрые поступки совершали вы, ваши товарищи? (Ответы детей)

«Добро» – высшая нравственная ценность. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.(слайд)

Ребята, вы можете подобрать родственные слова к слову Добро, характеризующие нравственные качества человека.

(добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный)

– Тогда, что такое зло в вашем понимании? (Ответы детей)

«Зло»- нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.(слайд)

– Как вы думаете, почему эти понятия изучаются на одном уроке? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами рассмотрим 3 ситуации и обсудим их.(слайд)

Ситуация 1

Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке.

– Можно ли считать поступок Васи по-настоящему добрым?

Ситуация 2

Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Ситуация 3

Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

Мы все с вами знаем, что добро и зло находятся в постоянной борьбе. А когда добро всегда одерживает верх над злом? (В сказках.)

– Давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

1.С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила.

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»  В.Катаев.

– Почему первые шесть желаний не принесли удовольствия Жене?

2. Снег валил, клубились тучи,

Гнулись сосны до земли,

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

– За что была вознаграждена падчерица?

– Какое качество руководило поступками мачехи и её дочери?

3. Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю,

Он невод забросил.

Кого-то поймает

И что-то попросит.

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

– За что была наказана старуха?

4.  Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

 Старушоночка сказала,

 Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

– Почему царица решила отравить царевну?

Почему же бывает так, что зло побеждает добро?

- От кого это зависит? (ответы детей) Как бороться со злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

«А я говорю, что не надо платить злом за зло, и око за око, и зуб за зуб. И если кто ударит тебя в одну щёку, лучше подставить другую щеку, чем за удар отвечать ударом. И кто захочет взять у тебя рубашку, то лучше отдать и кафтан, чем враждовать и драться с братом. Не надо злом противиться злу»

«Евангелия для детей» Л.Н. Толстой

Вы согласны с высказыванием Льва Николаевича Толстого?

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Обсуждают

Предполагают о дальнейшей деятельности.

Повторяют движения за учителем.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р: принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке

Р: ориентир на ЗОЖ

IV. Открытие нового знания

Словесный, беседа, рассказ.

Наглядный: презентация.

5 мин

10 мин

Сейчас мы проверим, как вы понимаете пословицы. Работать будем по группам (6 групп), у каждой группы будет по одной пословице и ваша задача обсудить всем вместе пословицу и раскрыть её смысл. Затем мы проверим, как справились группы с заданием.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Дети выводят правила.

1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим.

и др.

Теперь вы выполните задание в парах. У вас на партах лежат небольшие листочки, переверните их.  Ваша задача распределить слова по двум колонкам. Давайте проверим, куда вы отнесёте слово Нежность? (и т.д. каждое слово проверяем в какую колонку и почему?) Молодцы, справились с заданием.

На доске проявляется надпись:

Помни:

  • Пробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать.
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  • Не спрятать, а поделиться.
  • Не кричать, а выслушать.
  • Не разорвать, а склеить.

– Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

Работают в группах.

Участвуют в работе.

Работают в парах.

Участвуют в обсуждении

Предполагают.

Участвуют в работе.

Участвуют в обсуждении.

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

  1. Итог урока. Рефлексиядеятельности

Словесный, беседа.

3 мин

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что такое добро? Что такое зло?

– Как вы поняли, что значит быть добрым?

– Кто считает себя добрым?

– Кто понял, что он понимал добро и зло раньше не так?

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Спасибо за урок.

Анализируют свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

c е р д ц е з л о б а л ю б о в ь р а д о с т ь з а б о т а

Слайд 3

«Добро» – в сё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу .

Слайд 4

«Зло » - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок .

Слайд 5

Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке. – Можно ли считать поступок Васи по-настоящему добрым? Ситуация 1

Слайд 6

Ситуация 2 Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Слайд 7

Ситуация 3 Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

Слайд 8

С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жене его отдала. В цветке, лепестках есть волшебная сила Их девочка Женя о чём-то просила. Что надо сказать лепестки обрывая? Как называется сказка такая?

Слайд 9

Снег валил, клубились тучи, Гнулись сосны до земли, Злые люди в лес дремучий Сиротинку отвели. Замолчать заставили Замерзать оставили.

Слайд 10

Сейчас потолкуем о книге другой: Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю, Он невод забросил. Кого-то поймает И что-то попросит.

Слайд 11

Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед. Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала.

Слайд 12

«А я говорю, что не надо платить злом за зло, и око за око, и зуб за зуб. И если кто ударит тебя в одну щёку, лучше подставить другую щеку, чем за удар отвечать ударом. И кто захочет взять у тебя рубашку, то лучше отдать и кафтан, чем враждовать и драться с братом. Не надо злом противиться злу» «Евангелия для детей» Л.Н. Толстой

Слайд 13

• Пробуй не наступить, а уступить. •Не захватить, а отдать. •Не кулак показать, а протянуть ладонь. •Не спрятать, а поделиться. •Не кричать, а выслушать. •Не разорвать, а склеить. Помни!

Слайд 14

Я научилась… Мне стало ясно… Я поняла… Теперь я знаю… Я буду стараться… Я узнала…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...