"Нравственные качества человека" - урок ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Витчинова Елена Владимировна

Данный урок способствует  расширению  знаний учащихся о нравственных качествах человека;

раскрывает значимость основных нравственных качеств  для самого ребенка и   общества в целом; воспитывает основы нравственного поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok_orkse_dlya_rmo.doc852.5 КБ

Предварительный просмотр:

17 мая                УРОК                      ОРКСЭ

Тема урока: «Нравственные качества человека»

Цель урока: расширить знания учащихся о нравственных качествах человека;

- раскрыть значимость основных нравственных качеств  для самого ребенка и   общества в целом; воспитывать основы нравственного поведения учащихся.

Планируемые результаты

Предметные УУД : учащиеся имеют  представление о самых важных нравственных качествах человека; умеют анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое; осознавать, для чего людям нужна совесть.

Метапредметные УУД:

Личностные – умеют осознавать ценности человеческой жизни. 

Познавательные – умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения. 

Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять. 

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; парная; групповая.

Эпиграф урока: «Не для того мы рассуждаем,  чтобы знать что такое добродетель, а для того чтобы стать хорошими людьми»

                                ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Итак, друзья, внимание - 
Ведь прозвенел звонок. 
Садитесь поудобнее - 
Начнём скорей урок. 

ІІ. Актуализация знаний.

В мире по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости, 
Вовремя есть, вовремя пить, 
Вовремя делать гадости.

А можно так: 
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде, 
Рукой, обожженною солнце достать.

И подарить его людям.

- Ребята, как вы думаете почему урок я начала именно с этого стихотворения? А в каком мире вы бы хотели жить? С чего нужно начать чтобы стать счастливыми и изменить мир? ( начать с самого себя и воспитывать в себе хорошие качества)

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Кто догадался о чем пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (нравственные качества)

-  Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека.

- Соберите из слов высказывание древнегреческого философа Аристотеля. Это будет эпиграф нашего урока

«Не для того мы рассуждаем,  чтобы знать что такое добродетель, а для того чтобы стать хорошими людьми»    Аристотель

- Согласны вы с его высказыванием? (трудно сказать, т.к. неизвестно о каких  добродетелях пойдет речь)

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? (Узнать какие нравственные качества нужно в себе воспитывать, чтобы стать хорошим человеком и сделать мир чище и добрее.)

- Чтобы нам найти ответы на все вопросы я предлагаю вам следующий план.

1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Работа по теме урока  

4. Закрепление

5. Работа с притчей

6. Итог урока. Рефлексия

IV. Работа над новым материалом

        1. Работа в парах

- А что такое нравственность? Давайте обратимся к словарю Ожегова и словарю понятий в учебнике (ответы детей)

- На  вашем  столе  лежат  бумажные  незаполненные таблицы. Ваша задача – поработать со словарём понятий и в один столбик выписать  качества  нравственные,  в  другой -  безнравственные.

- Прочитайте что у вас получилось (по одному от каждой пары)

- А  теперь  посмотрите  на  доску.   Видите  на  ней  весёлый смайл?  Какие  лучики  мы  к  нему   прикрепим?  

- Правильно,   все  самые  хорошие.  

- Подумайте,  почему  этот смайл  улыбается  и  похож  на  солнышко?(ответы детей)

- Верно,  потому,  что  она  сам  добрый,  от него  идет тепло,  к  нему  тянутся  люди  и  у  него много  друзей.  

- Прочитайте что написали  во втором столбце .  

- Будет  ли человек  с  такими  качествами  такой  же  радостный,  солнечный? (ответы детей)

        2. Слово учителя

- А теперь вернёмся к нашей повседневной жизни  и приведём примеры проявления хороших нравственных качеств человека. (ответы детей)

- Называйте поступок и качество , которое ему присуще.

- Правильно, ребята. Человеку свойственно оценивать окружающих его людей, будь это коллеги по работе или сосед по парте, и каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни.

- Сейчас вы поработаете в группах и докажите почему эти качества так важны для людей.

2. Работа  группах

- Каждой группе предстоит обсудить одно из важнейших человеческих качеств.

1 группа – доброта (милосердие, забота)

2 группа – мужество (героизм, смелость)

3 группа – честность (правдивость достоинство)

4 группа – терпение (терпимость, толерантность, целеустремлённость)

5 группа – дружба (порядочность)

Задание 1 группе –  соберите пословицы и объясните их смысл.

Задание 2 группе – вспомните  героев сказок, былин  и рассказов и их мужественные поступки. Расскажите о них.

Задание 3 группе –  Как вы бы поступили в данной ситуации, разыграйте сценку.

Задание 4 группе -  Перед вами высказывания мудрых людей о терпении, выберите ключевые слова и  составьте кластер.

Задание 5 группе – составить кодекс чести, т.е правила дружбы

        3. Защита проектов

        4. Работа с притчей

Слушают притчу в исполнении С.Копыловой «Бабочка»

- Так что же ответил мудрец монаху?  Как вы поняли смысл этой притчи?

- А как это можно отнести к теме нашего сегодняшнего урока?

Действительно  всё в наших руках. Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки, которые важны не только для нас, но и для многих других людей вокруг. Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том, или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-нибудь боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас старается придерживаться  правил нравственности.

Вот тут-то нам и поможет ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ, которое звучало в учениях древнекитайского философа Конфуция, греческого философа Аристотеля и многих других мыслителей. Формулировки разные, но смысл один -

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». 

- Вы всегда должны думать, каково было бы мне, если бы со мной поступили бы так же. Хотел бы я, чтобы так поступили со мной?

Будем же всегда стараться поступать так, чтобы и у вас дома, и в нашей школьной семье всегда были любовь, уважение друг к другу, терпение, прощение.

V. Обобщение знаний. Рефлексия

- Вернемся к высказыванию Аристотеля, с которым вы познакомились вначале урока. А теперь вы сможете уверенно ответить согласны ли вы с его высказыванием.

- О каких качествах нравственности мы сегодня с вами говорили? А в чём они проявляются?

- Закройте глаза. Положите  руку  на  сердце.  Представьте,   что  в  вашей  груди  есть  маленький  огонёк.  Я  посылаю  к  нему   лучики  любви  и  участия,  и  этот огонек превращается в маленькое  солнышко. Я  отправляю  к  нему  лучи   отзывчивости и честности,  и  оно  опять  увеличивается.   Откройте  глаза.   Пусть  тепло  этого   солнышка  будет  с  вами  всегда. Будьте  счастливы.

- Ну а теперь продолжите высказывания…..( на доске)

- Спасибо ребята за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы!

Хочется завершить наш урок строками из стихотворения “Человек” Редьярда Киплинга.

Останься прост, беседуя царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой

  

Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.

- Человек   часто  задумывается  о  правильности  своих  поступков  и  решений,  о  том,   как  он  поступил  в  том,  или  ином  случае,  не  обидел  ли  кого и  не  причинил  ли кому – нибудь  боль.  Осознаем  мы  или  нет,  но  каждый  из  нас  придерживается  правил  нравственности.

(Звучит музыка, учитель читает притчу)

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом, же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

-А как вы думаете, что ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

 - Как вы поняли смысл этой притчи?

 «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» - Платон.

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.
Иммануил Кант Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Аристотель

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
(Русская пословица).

Говори по делу, живи по совести.
(Русская пословица) Нравственность - основа всех человеческих ценностей. Альберт Эйнштейн

Наши уроки не были похожи на обычные школьные занятия. Мы рисовали, ставили сценки, обсуждали прочитанное в учебнике, спорили, но всегда вместе приходили к единому решения: надо жить в нашем мире так, чтобы было хорошо не только нам, но и всем, кто нас окружает.

Мы учились быть справедливыми, честными, терпеливыми, добропорядочными, добрыми и искренними.

Итак, тема нашего урока «Показать и рассказать как нам много надо знать, какие качества в себе воспитать, чтобы лучше стать…»

Дружба – очень ценное качество. Но не менее важным качеством является ВЕЖЛИВОСТЬ. Это повседневное уважение и доброжелательность дома, в школе, везде – где вы бываете. Слово вежливость произошло от слова «вежа» - знающий употребляет вежливые слова.

Мы говорили ценностях, которые необходимы нам для жизни. Но высшая нравственная ценность каждого человека это СЕМЬЯ.

Семья – это дом, в котором ты живешь. В нем живет ЛЮБОВЬ. Любовь родителей к детям, детей ко взрослым.

Вспомните китайскую притчу о ладной семье.

В чем была особенность этой семьи?

Как старец объяснил владыке, каким путем люди добились такого согласия в семьях.

Он написал три слова: любовь, прощение, терпение.

А потом после долгих раздумий, что он приписал к каждому слову «100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение».

Все о, чем мы говорили, можно назвать одним словом ДОБРО. Оно связано с миром, с любовью к маме, стране, в которой мы живем, к любимому делу.

Когда- то в старинной азбуке буквы обозначались словами, самыми близкими каждому человеку:

З – земля, Л- люди, М – мысль, Д- добро.

Азбука, как бы, говорила людям: «Люди Земли мыслите, думайте и творите добро»

 Но к, сожалению, рядом с ДОБРОМ всегда ходит ЗЛО.

Мы поговорили о многих качествах, делающих человека лучше.

Найди качества порядочного человека, подчеркни их:

Прочитайте, какими же качествами должен обладать  хороший человек?

Что значит хороший человек.

Скажите, а от кого зависит, вырастешь ты человеком хорошим или плохим.

На партах листочки.

«Вспомните притчу о мудреце.

Что он ответил своему ученику?

Все в твоих руках.

То есть вы всегда можете сделать свой выбор,  помня о его последствиях. Вот тут-то нам и поможет ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ, которое звучало в учениях древнекитайского философа Конфуция, греческого философа Аристотеля.

Вы всегда должны подумать, какого было бы мне, если бы со мной поступили бы так же. Хотел бы я, чтобы так поступили со мной.

Будем же всегда стараться поступать так, чтобы и у вас дома, и в нашей школьной семье всегда были любовь, уважение друг к другу, терпение, прощение.

Тема урока: «Нравственные качества человека»

Цель урока: расширить знания учащихся о нравственных качествах человека;

-раскрыть понятие «отзывчивость», «честность»;

- раскрыть значимость отзывчивости и честности для самого ребенка и   общества в целом;

- воспитывать основы нравственного поведения учащихся.

1. Орг. момент

Итак, друзья, внимание - 
Ведь прозвенел звонок. 
Садитесь поудобнее - 
Начнём скорей урок. 

2. Вступительная беседа.

В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости, 
Вовремя есть, вовремя пить, 
Вовремя делать гадости.

А можно так: 
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде, 
Рукой, обожженною солнце достать.

И подарить его людям.

-  Вы хотите быть счастливыми?

Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие же качества мы должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону.

Как, по вашему мнению, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?

(Ожидаемые ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным ……)

4. Работа над новым материалом

-  Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека.

- А что такое нравственность? Давайте обратимся к словарю Ожегова.

(ответы детей)

 На  вашем  столе  лежат  бумажные  лучики  с  разными     качествами  человека. Разделите  их  по  смыслу  на  2  стопки:  в  одну -  качества  нравственные,  в  другую -  безнравственные.

- А  теперь  посмотрите  на  доску.   Видите  на  ней  весёлую рожицу?  Какие  лучики  мы  к  ней  прикрепим?  

- Правильно,   все  самые  хорошие.  

- Подумайте,  почему  этот человечек  улыбается  и  похож  на  солнышко?

(ответы детей)

Верно,  потому,  что  она  сам  добрый,  от него  идет тепло,  к  нему  тянутся  люди  и  у  него много  друзей.  Посмотрите,   что  у вас  осталось  на  столах. - Прочитайте.  

- Будет  ли человек  с  такими  качествами  такой  же  радостный,  солнечный? (ответы детей)

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями ( в парах)

- В  нашей  истории  много славных  имен,  подающих пример  высокой  нравственности. ( Демонстрация  портретов  выдающихся  людей  России М.Ломоносов, А Невский, Г.Жуков, доктор Рошаль и тд.)

Человеку свойственно оценивать окружающих его людей, будь это коллеги по работе или сосед по парте, и каждый из нас имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются в процессе всей своей жизни.

Но и сейчас в нашем современном обществе любой человек может проявлять самые хорошие нравственные качества.

 Много  лет назад были организованы параолимпийские игры

( сообщение учащегося о том, что такое параолимпийские игры, когда стали проводиться и почему?)

(включается фильм о 9 спортсменах – инвалидах на соревнованиях в Сиэтле 2010 года)

- Опишите чувства, которые у вас вызвал просмотр этого сюжета?

Вот ведь великие люди, а! Всегда восхищалась параолимпийцами! Как же можно в их ситуации ещё и на спорт находить желание и силы! И ведь не ноют, не ругаются на весь белый свет, как мы - здоровые, когда у нас что-то не так...

Потрясающе, но по душевным качествам они и рядом не стояли с нами... нет злости, ненависти к миру, зависти... есть доброта и стремление ввысь...

Уважаю и восхищаюсь...

Уважаю параолимпийцев за их волю и силу характера, они пример для всех, проявив отзывчивость в такой ситуации.

Это как пример того, как люди «плюнули» на свою возможность победить и «дали руку» своему даже не коллеге, а сопернику. Это действительно достойный человеческий поступок, который вызвал ощущение счастья у многих людей.

Когда я смотрела этот сюжет, у меня катились слёзы из глаз. Хорошо помогать другим. Быть отзывчивым чего бы это не касалось. Потому что когда ты чувствуешь, что действительно сделал полезное дело и кому-то помог, то понимаешь, что ты молодец и ты в силах изменить к лучшему чью-то жизнь

Учитель: Так какое качество проявилось у спортсменов на параолимпийских играх? (отзывчивость).

-А к какой добродетели можно отнести отзывчивость?

-А о каких добродетелях говорится в высказываниях мыслителей?

«Более подходит нравственно хорошему человеку высказать свою честность»

(Аристотель)

«Лучше будь прост да честен, чем умён и лжив»

(Софокл)

(ответы детей: правдивость)

А обладая этой добродетельностью, какое качество мы можем развивать в себе? (честность)

-А что такое честность по вашему мнению?

 -Давайте прочитаем, как определяет слово честность словарь Ожегова

( работают со словарём)

Первое значение слова «честность» совпадает с понятием «правдивость». Однако в русском языке слово «честность» может употребляться и в других смыслах. Например: честный человек, это человек порядочный и совестливый, которому можно доверять. Честный человек не может солгать, обмануть, предать, он всегда говорит правду.

Работа с пословицами о « правде».

Соберите из слов пословицы о правде. И объясните смысл этих пословиц.

(работа по группам)

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.

(сценка «Случай в школе»)

-У тебя правда нога болит?

-Никакая у меня нога не болит. А у тебя, правда, в животе колет?

-Ничего у меня в животе не колет.

-Ловко мы с тобой в классе остались! Ребята сейчас там. На физкультуре, прыгают, а мы просто так сидим – красота! Давай через парты прыгать!

- Как вы расцениваете поступок девочек? (это ложь, обман, лень и безнравственность).

-Нужны такие качества человеку?

-А как проявляется честность в вашей повседневной жизни?

Давайте с вами проведём сейчас тест «Честны ли вы со всеми»

«Да» - 1 очко, «Нет» - 0 очков.

1.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру, скажите ему правду или будите иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

2.Часто ли вы говорите людям приятное, чтобы поднять настроение?

3. Скрываете ли вы свои отметки от родителей?

4.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

5.Всегда ли вы честны со своими товарищами?

6. Можете ли вы сказать не правду, если это надо для благого дела?

7.Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8.Вы честны по отношению к самому себе?

Вы набрали больше 5 очков. Вы честны, нравитесь окружающим. У вас, наверное, много друзей.

Вы набрали от 3 до 5 очков. Ну что же, честны вы далеко не со всеми. Надо стараться быть честными со всеми, чтобы люди не обижались.

Учитель: Человек   часто  задумывается  о  правильности  своих  поступков  и  решений,  о  том,   как  он  поступил  в  том,  или  ином  случае,  не  обидел  ли  кого и  не  причинил  ли кому – нибудь  боль.  Осознаем  мы  или  нет,  но  каждый  из  нас  придерживается  правил  нравственности.

(Звучит музыка, учитель читает притчу)

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом, же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

-А как вы думаете, что ответил мудрец?

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

 - Как вы поняли смысл этой притчи?

(ответы детей)

Действительно всё в наших руках. Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки, которые важны не только для нас, но и для многих других людей вокруг. Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том, или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-нибудь боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности.

5.Итог урока.

-О каких качествах нравственности мы сегодня с вами говорили? (отзывчивость, честность).

-А в чём они проявляются? (в наших поступках).

Релаксация

Закройте глаза. Положите  руку  на  сердце.  Представьте,   что  в  вашей  груди  есть  маленькая  звездочка.  Я  посылаю  к  ней  лучики  любви  и  участия,  и  эта  звездочка  становится  больше. Я  отправляю  к  ней  лучи   отзывчивости и честности,  и  она  опять  увеличивается.  

Откройте  глаза.   Пусть  тепло  этой  звездочки  будет  с  вами  всегда. Будьте  счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

ОРКСЭ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики», урок «Заглянем в бабушкин сундук».

У каждого народа России сложились определённые культурные традиции. Они уходят вглубь веков и неразрывно связаны с историей нашей страны. Изучая раздел «Многообразие культуры народов Р...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

В данной методической копилке можно найти примеры использования приёма "Фишбоун" на разных этапах уроков ОРКСЭ. К методической копилке прилагается Пояснительная записка....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Нравственные идеалы» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...