Такие простые правила доброты
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Яскевич Марина Валерьевна

"Такие простые правила доброты"  - урок по ОРКСЭ, материал урока можно использовать как классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_prostye_pravila_dobroty_1.docx38.2 КБ
Файл Презентация к уроку 11.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока учебного комплексного курса ОРКСЭ в 4 классе по теме «Золотое правило нравственности»

Форма проведения: Дискуссия с элементами ролевой игры.

Цель: создать условия для  формирования у  учащихся собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

Задачи:        

Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта;  

Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;  

Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение)

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.        

Материалы для детей: статьи,  рассказы и стихи, пословицы (Приложения 1, 2, 3), клей, шаблоны сердечек, картинки волков.

Описание работы: данный  материал  будет полезен для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Возраст детей 10  лет, 4 класс.

Музыкальное сопровождение: индейская музыка

Использованные источники:

  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. http://gavitex.com/share/q4u0rwbkx


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1

Организационный момент

Цель: переключить детей с

учебной деятельности

на другой вид деятельности,

вызвать интерес к этому виду

деятельности, положительные эмоции.

- Послушайте притчу и определите  тему нашего занятия.

Слайд 1

- Как вы поняли смысл слов старого индейца: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

- От кого зависит, какой волк победит?

Слайд 2

Инсценирование притчи.

 

Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, верность, истину… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- От тебя  самого зависит, добро будешь делать или зло

Умение слушать и слышать собеседника.

Умение делать выводы и умозаключения.

2

Вводная часть

Цель: активизировать детей, расположить

 их к воспитательному воздействию,

определить уровень осведомленности

детей по данной теме, «перебросить мостик»

 от личного опыта ребенка к теме занятия.

Поработаем с  учебником с. 66.

Прочтите текст «Нагорная проповедь» и подготовьтесь ответить на вопрос: чему учил Иисус?  

Как можно смысл  проповеди   выразить в одном предложении?

Как называется  суть нравственного поведения?

-Каждый день мы совершаем много разных поступков, каждый из нас живёт по своим правилам, но существуют общепринятые правила  доброты, которые мы сегодня повторим, порассуждем.

Слайд 3

Тема: «Золотое правило нравственности  - такие простые правила доброты  ».

Для чего они нужны?

-А поучиться   мы можем у индейцев Северной Америки, хотя, на первый взгляд, это люди необразованные, дикие, но для них правила доброты - это законы жизни.

Словарная работа – проповедь. Работа со словарём.

Обучающиеся читают текст.

Суть проповеди: не делай другим того, чего не хочешь для себя.

Это изречение названо золотым правилом нравственности.

Чтобы жить хорошо, чтобы был мир, не делать ошибок в  поведении, окружающим было приятно общаться с тобой.

3

Основная часть

 Цель:  реализация основной идеи занятия.

-Работать будем в группах.  Вы читаете первую статью, советуетесь и пытаетесь  сформулировать правило доброты. Начало правила у вас уже есть, вы должны придумать  продолжение.

Попробуйте сформулировать первое правило доброты.                                                               

Слайд 4  

    Не кулак показать, …

 

               

         

Слайд 5

Итак, второе правило доброты звучит так:                                                              

              Не спрятать, ….

Слайд 6

Следующее правило:

Не кричать,…

- У индейцев сохранилась традиция собираться вместе и делиться со всеми тем, что  у них накопилось на сердце. Какие-то племена собираются в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета.

Сегодня мы поступим так же, как индейцы. Я предлагаю вам  прочитать и обсудить стихи и рассказы и дать советы героям произведений, а также  дополнить правила доброты.

Ребята 1 группы  прочтут нам стихотворение.

-В чем причина ссоры?

-К чему приводит спор?

-Как  поступить правильно в этом случае?

 

Слайд 7

Сформулируйте правило.

Попробуй не наступить,….. 

-Есть в нашем классе ребята, которые часто спорят, ссорятся?

 ( Рядом с доской  кладу коврик, на него – игрушку).

Приглашаю к себе двух девочек.  

-Вы хотите взять эту игрушку поиграть. Пожалуйста, можете взять.

- Как быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было ссоры? Как поступить по – доброму?  

- Это «коврик мира». Теперь попробуем поступить по правилу доброты.

          Слайд 8

    И сформулировать его:

              Не захватить,

Следующая группа. Главный герой  из рассказа В.Осеевой  «Хорошее» -мальчик  Юра.

- О чем мечтал мальчик?

-Как он отвечал сестре, няне, Трезорке?

 -А мог  ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали?

- Скажите,  можно его   назвать добрым?

Слайд 9

- Какой совет ему можно дать?

Третья группа.

"Три товарища" В.А. Осеева

-Оцените поведение мальчиков.

-А только ли добрые мысли и поступки бывают?

-О них много пословиц и поговорок.

Соберите их и приготовьтесь объяснить смысл.

- Проверим. Слайд 10

-Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?

Слайд 11

  • -Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

  Самая маленькая доброта – пассивная. Как вы понимаете?

 Бывает доброта активная. Какая это доброта?  

 И, наконец, доброта созидательная. Что это значит?

Читают статью №1.(Приложение 1)

                   

 а протянуть ладонь.

Читают статью № 2.(Приложение 1)

             

 

         

  а поделиться.

Читают статью № 3.(Приложение 1)

а выслушать.

Представитель от группы – хорошо читающий ученик выходит к  доске и выразительно читает текст стихотворения или рассказа. Затем дается время для обсуждения внутри группы, после чего выслушивается мнение каждой группы, делается вывод и формулируется правило.

Дети читают стихотворение по ролям (Приложение 2)

 Владимир Орлов

«Кто первый?»

-Причину мы не знаем, но чаще всего это спор.

                       

-Часто спор приводит к ссорам или дракам.

 -Лучше уступить. Если собеседник неправ, он поймет сам это позже.

а уступить.

   

Возникает  конфликтная  ситуация:  игрушка  одна, а девочек   двое.  

Девочки договариваются.

а отдать.

"Хорошее" В.А. Осеева (Приложение2)

-Мечтал мальчик для всех сделать хорошие дела.

-Юра разговаривал грубо.

-Все  его даже просили об этом.

-У него добрые мысли - сделать хорошее.

-Должны быть добрыми  не только мысли, но и поступки.

"Три товарища" В.А. Осеева

(Приложение2)

Мальчики Коля и Миша посочувствовали  Вите. Дали советы.

А Володя  поступил по – доброму, поделился.

-Очень важны и добрые слова.

(На листке написана первая часть пословицы, вторую часть дети выбирают из предложенных и наклеивают). (Приложение 3 )

-Человек может  говорить добрые слова, но совершать плохие поступки

 Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла.

Когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

  Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей  (групповой) позиции. 

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

 Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

 Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции).

Умение делать выводы и умозаключения.

Знание моральных норм.

Умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

4

Заключительная часть

Цель: настроить детей на практическое

применение приобретенного опыта

 и определить, насколько удалось

реализовать идею занятия.

-Вспомните доброе дело, которое  вы сделали для кого – то. Давайте подарим доброту наших сердец одному из этих волков из притчи. (На доске изображение двух волков)

- Какому? Доброму? Злому? Почему?

-О чём вы сегодня задумались?

Какой вывод для себя вы сделали?

 

-Ещё раз прочтем их хором.

Слайд 12

- Попробуй делать добрые дела, и ты увидишь, какими  теплыми, радостными и спокойными  станут твои  отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство  согреет твоё  сердце.

Помни,  что  делать людям хорошее – хорошеть самому.

 Слайд 13

Большинство учащихся  приклеили  сердечки к Доброму волку, потому что решили его покормить своими добрыми делами.

 Трое учащихся приклеили  Злому волку, чтобы  своими добрыми делами растопить его злое сердце, чтобы он стал чуточку добрее.

-Чтобы кормить доброго волка в своём сердце, надо помнить и  выполнять такие простые правила, которые мы сегодня  узнали.

Дети читают со слайда.

Знание моральных норм.

Умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами


Приложение 1

№1.

Гостеприимство является  среди индейцев  прочно укоренившимся порядком. Они всегда  настроены доброжелательно, даже если в их  жилище зашёл совершенно незнакомый им человек.

№ 2.

Если кто-нибудь входит в дом индейца, женщины  этого дома  всегда  предлагают   ему пищу. Путешественнику не только  предлагают всё, что в данную минуту готово, но откладывают все  дела, чтобы приготовить ему  самое лучшее, самое вкусное  угощение, которое есть  в доме,  так как индеец всегда исходит из мысли, что путешественник голоден. Если гость голоден, он ест.  Если он  сыт, вежливость требует, чтобы он попробовал еду и поблагодарил хозяев.  Это  правило соблюдается     исключительно строго.

№ 3.

Имея возможность часто собирать общественные собрания, индейцы добились большого порядка и благопристойности в их проведении.

Тот, кто собирается говорить, встает. Остальные хранят молчание.

Вежливость  индейцев  в разговоре не разрешает им противоречить (спорить).  Они всегда спокойны в общении, доброжелательны.

Приложение 2

Владимир Орлов

«Кто первый?»

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

"Хорошее" В.А. Осеева

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: "Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!"

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: "Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!"

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!"

- Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

"Три товарища" В.А. Осеева

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Приложение 3

Добрые слова лучше

       

Доброе слово лечит,

Доброе слово и  

Доброму слову  

Доброе слово человеку  

Добрые слова

мягкого  пирога

а злое калечит

кошке приятно

всегда рады

что дождь в засуху

дороже   богатства



Предварительный просмотр:

https://infourok.ru/user/yaskevich-marina-valerevna/material

Презентация к уроку «Такие простые правила доброты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

простые правила для успеха вашего ребенка

Каждый заботливый родитель знает, что самое главное - это счастье и здоровье его ребенка! Для того чтобы легче было осуществить задуманное, были собраны уникальные советы для родителей. Они поогут выр...

Простые правила Этикета

Классный час знакомит детей младшего школьного возраста с элементарными правилами этикета, учит применять их в жизни....

"Простые правила для успеха вашего ребёнка"

Простые правила для успеха ващего ребёнка...

Простые правила и советы

Небольшие рекомендации родителям и детям, для адаптации ребёнка к жизни в школе - интернате, а так же для развития детско-родительских отношений. Материал в виде двухсторонних карточек....

«Простые правила твоей безопасности».

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются Право на жизнь и Право на личную безопасность. Для того чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве действуют правоох...