Главные вкладки

    Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".
    план-конспект по орксэ

    Курденкова Валентина Ивановна

    Конспект занятия по ОРКСЭ на тему: "Колокола и колокольный звон".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основы религиозной культуры и светской этики

    Тема:

    «Колокола и колокольный звон»

    Выполнил:

    учитель МБОУ СОШ № 8

    Курденкова В.И.

    Содержание

      Введение.        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   3

    1. История происхождения колокола и колокольных звонов.        .        .   5

    2. Колокола.                .        .        .        .        .        .        .        .        .   10

    2.1 Названия колоколов.        .        .        .        .        .        .        .   11

    2.2 Строение.        .        .        .        .        .        .        .        .        .   14        

              2.3 Оформление колоколов.        .        .        .        .        .        .        .   15        

    2.4 Отливка колоколов.                .        .        .        .        .        .        .   18        

    2.5 Формовка колокола.        .        .        .        .        .        .        .   20

     3. Колокольные звоны.        .        .        .        .        .        .        .        .         .   23        

              3.1 Виды звона и их названия.        .        .        .        .        .        .   23        

              3.2 Употребление звона и его значение.        .        .        .        .        .   25        

    Заключение.        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   28        

    Введение

    Строение колокола и его звон издавна восхищает и не перестает удивлять.

        Колокол - это памятник истории и материальной культуры, произведение художественного литья, памятник письменности, механическая система.

    Колокола много веков используются Христианской Церковью для созыва прихожан на богослужение. Колокольный звон — музыкальная композиция из звуков колоколов, как правило, связанных с храмовым богослужением.

    На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках.

    Звон был также универсальным средством массовой информации.  Жители города могли одновременно и незамедлительно узнавать новости: колокола возвещали о встречах и проводах важных лиц, празднествах, браках и похоронах, отбивали время, сообщали о пожаре, наступлении неприятеля, собирали народ на вече, информировали о чрезвычайных обстоятельствах.

    Частые и многочисленные звоны в русских городах никого не смущали и не беспокоили. Быт и культура русских в прежние века были особенно религиозны. В панораме любого старинного русского городка хорошо заметно, что высокие белые здания церквей являются архитектурными акцентами посада, его вертикальными доминантами. Более того, селения в старой России развивались таким образом, что из окна каждого дома должна была видна быть церковь. Колокола же являлись прекрасной, искусно оформленной звуковой доминантой благочестивого быта наших предков.

    Таким образом, хотелось бы выделить и отметить актуальность выбранной мною темы, т.к. история колокола и звона занимает поистине важное место в  истории Православной церкви.

    Данная работа составлялась на основе изучения источников литературы по  истории колоколов и искусства колокольного звона таких авторов как  Ковалев В.В, Березин Б., Мартынов А., Оловянников Н. и др.

    Основной целью работы является изучение истории и особенностей строения колокола и колокольного звона в России.

    Основные задачи:

    1. Ознакомиться с историческим аспектом появления колокола на Руси и особенностями его совершенствования;
    2. Изучить важные аспекты происхождения названия колокола и  его оформления;
    3. Ознакомиться с колокольным звоном и его значением в Православной церкви.

    1. История происхождения колокола  и колокольных звонов

    Вопрос об истории происхождения колоколов и колокольных звонов уходит корнями далеко в глубь.

    История, говорит о том, что впервые колокола появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому († 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения.

    В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства при великом князе Владимире (988 г.), т. е. в конце Х века.

    Русь заимствовала колокола из Европы, где они вошли в употребление уже с VII в. Первое упоминание о колоколах на Руси находится в III Новгородской летописи под 1066 г.

    Обычай звонить в колокола также пришел на Русь с Запада, где существовал культ колоколов, где искусство колокольного литья считалось священной профессией, а колокола крестили, давали им личные имена.

    Название же колокол, происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется "кампан" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2, по 3 колокола.

    Колокола могли размещаться под кровлею храма, в окнах или на паперти. Единственным способом звона в этот период для Европы, Византии и Руси было раскачивание колокола.

         Существуют три способа заставить колокол звучать: встряхивая его или качая, ударяя по нему молотом или колотушкой и ударяя языком в край. За почти полуторатысячелетнюю историю колоколов и колокольного звона все три способа тем или иным образом закрепились в практике народов.

         Древний способ - звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка. Этот вид звона бытует у народов Западной Европы вплоть до наших дней.

         Второй прием звона - посредством удара молотом от механического привода - уже несколько столетий служит для производства часового боя в башенных часах всех стран и народов, в том числе у нас в России. Колотушкой ударяют по колоколу в Китае, Японии, Бирме и т.п.

       Редко употребляется в мировой практике звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Этот вид звона получил распространение на Руси, особенно во второй половине XVII - начале XVIII в. В середине XIX в. исследователи колокольного звона отмечали особенное свойственное только этому способу ритмическое многообразие. Считалось, что этот вид звона в колокол существовал лишь на Руси.

         Каждый из трех описанных способов требует для производства звона особых приспособлений, развески и расстановки колоколов, особой конструкции звонничных проёмов и даже определяет характер колоколенных сооружений.

    Древняя Русь знала все три указанных способа звона, причем на протяжении длительного времени применяла их одновременно, нередко в одних и тех же сооружениях, часто в весьма причудливых сочетаниях. Доминирующим и, по-видимому, изначальным способом звона был звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка. Этот способ был заимствован нами из Европы вместе с колоколами, колокольнями и колокололитейным искусством.

         На протяжении столетий в приёмах русского звона происходили изменения. С известной долей условности можно выделить три основных периода в истории древнерусского колокольного звона. Первый, от которого не осталось ни материальных памятников, ни сколько-нибудь внятных упоминаний, охватывает время от появления на Руси колоколов до начала XIV в. Второй период - время образования Московского государства, от начала XIV до первой трети - середины XVII в. Именно эта пора характеризуется одновременным употреблением всех трёх вышеперечисленных способов звона. Последний период: с середины XVII в. - когда исчезает многообразие способов звона и постепенно звон "в языки" становится единственным. Тогда расцветает национальное русское искусство звонить в колокола.

    Российские колокола XVI-XVII веков изумляют современников своими размерами и благозвучием. Ни одно из описаний иностранцами Москвы не обходится без восторженных упоминаний о колоколах. Приезжие гости расспрашивают даже Государей и Патриархов о весе колоколов, а оставшись наедине с гигантами, пытаются их обмерить, используя принятые в их землях единицы измерения или просто пядями своих рук.

    С XV века в России появились собственные заводы по отливке колоколов, и тогда стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, напр., такие колокола: колокол по названию "Вседневный", весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут", весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется "Успенский" или "Праздничный", весит около 4000 пудов.

    Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.

     Рис. 1 Царь Колокол

    Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей.

    Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов.

    После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.

    Но и теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол "Успенский", является самым большим в мире (4000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь.

    Так, Российская держава к началу XX века становится поистине колокольным государством, превосходящим по количеству, весу и гармонии колокольных подборов как буддийский восток, так и Христианский Запад.


    2. Колокола

                       

    Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

    Колокола — общее название целого ряда инструментов в форме полого сосуда, изготовляемых из металла, звук из которых извлекается ударами о края сосуда. Высота звучания колокола обратно пропорциональна его весу. В некоторых колоколах звук извлекается с помощью языка, который раскачивается внутри колокола и ударяет о его края. В других колоколах — или висячих или, как в Китае, лежащих в перевернутом виде на специальной подушке — звук извлекается ударом о внешний край колокола.

    Колокола издавна используются Христианской Церковью для созыва прихожан на богослужение.

    Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

    Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

    1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.

    2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,

    3. толщиною стен колокола,

    4. правильным подвешиванием колокола,

    5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

    Устройство типичного колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

    Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.

    Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.

    2.1 Названия колоколов

    В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

    1. Благовестники

    Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

    Праздничные колокола:

    Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

    Воскресные колокола:

    Воскресные колокола используются в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

    Постные колокола:

    Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

    Полиелейные колокола:

    Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

    Будничные (простодневные) колокола:

    Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

    Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

    Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.

    2. Средние колокола

    Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост. При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

    Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

     3. Малые колокола

    К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

    Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

    Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

    Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к Божественной Литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

    Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы».

    2.2 Строение

    Колокол - единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений.

    За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных инструментов переросли в весьма сложный сигнально- музыкальный инструмент, состоящий из более, чем десятка колоколов, имеющий различные назначения и играющий значительную роль в церковной, государственной и общественной жизни России.

    Технически любой колокол состоит из разностенного по вертикали колпака и короны-системы крепления колокола к валу или к балке.

    Основное назначение колпака колокола состоит в организации звука путем построения разных видов профиля, толщины стенок, соотношений диаметров. То есть от чертежа колпака колокола будет во многом зависеть, как данный колокол зазвучит. Очень большое значение для звуковых и прочностных характеристик колокола имеет состав металла и точность соблюдения технологии отливки

    Корона колокола состоит из маточника и ушей. Количество ушей бывает разным - от 2 до 8. Но наиболее часто встречаются колокола с шестью ушами двумя парными и двумя одинарными. Назначение короны, этого сложного по конструкции элемента всех российских колоколов, состоит в соответствующем распределении нагрузки веса колокола и рассредоточении этой нагрузки по нескольким центрам. Маточник, как наиболее массивная составляющая короны, имеющая в верхней части отверстие, несет на себе практически весь вес колокола. Уши предназначены препятствовать слишком сильной раскачке колоколов при звоне. По проведенным замерам, ростовский колокол “Сысой” во время звона отклонялся до перевески 1989 года приблизительно на 12 мм, а после перевески - на 6-7 мм, нынешний большой колокол Троице-Сергиевой Лавры “Лебедь” отклоняется до 80 мм.

    С течением времени и в зависимости от местных традиций форма короны видоизменялась. Но, примерно, с XVIII века, короны всех российских заводов становятся практически одинаковыми, с чрезмерным ростом маточника и превращением его в огромную усеченную пирамиду в конце XIX - начале XX веков, что, конечно же, ощутимо прибавляло веса колоколу, никак не влиял на его звук. Внутри колпака сверху находится стальная петля для подвески языка Эта петля или серьга вставляется в форму колокола перед заливкой и, залитая бронзой, становится неотъемлемой частью колокола. Известны случаи изготовления серьги из меди (большой колокол церкви Святителя Николы, что в Кузнецах).

    2.3 Оформление колоколов

    По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты (богослужебных текстов, исторические сведения), указывающие повод вклада. Колокола уподоблялись поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей. Если колокол повреждался или побивался, то и тогда он продолжал исполнять свое предназначение, становясь в результате переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса.

    Изучение надписей и шрифтов русских колоколов выявляет факт привлечения лучших иконописцев - изографов для разработки системы размещения надписей, соединения букв в уставном письме, когда одна буква входит в другую и часть последующей буквы является составляющей предыдущей („вязь") Удивительно красиво русские мастера располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая тем самым изменения направления кривой профиля колокола.

    Кроме вкладных надписей появляются орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть попей колоколов. Орнаментами украшаются уши колоколов. Особенно выделялись в середине XVI века псковские мастера, украшавшие свои изделия причудливыми сочетаниями трав и животных в орнаментальных поясках. Надписи на псковских колоколах размещаются даже наверху их сковороды. Классикой русского колокололитейного искусства, бесспорно, стал век XVII, когда русские мастера вырабатывают свой, присущий только России колокольный профиль. Профиль, который с небольшими изменениями просуществовал до XX века. Предыдущему XVI столетию во многом были присущи поиски своих русских путей и форм в иконописи, архитектуре и прочих видах прикладного искусства. Именно это время создает бессмертные шедевры зодчества, такие как Храм Вознесения Господня в селе Коломенском и Покровский собор на Рву - „Василий Блаженный". Профили русских колоколов этого времени также весьма различны: от вытянутых, несколько даже ведрообразных до широких, приземистых с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами.

    После страшного разорения России в начале XVII века и ухода великого мастера-литейщика Андрея Чехова в Россию вновь приглашается немецкий мастер Ганс Фальк. Ему в 40-е годы XVII века поручаются ответственные правительственные заказы. Но в то же время русские мастера, такие, как Данила Матвеев и Емельян Данилов, работавшие на московском Пушечном дворе, соперничают с Фальком и в конце концов не Фальку, а Емельяну Данилову поручают отлить колокол „весом о 8000 пудов". В этом соревновании с Западноевропейским мастером рождается тот оригинальный, ни на что не похожий русский колокольный профиль, рождается удивительно мягкий, бархатистый и благородный голос российских колоколов, так отличающийся от их крикливых и пронзительно-резких западных собратьев.

    Мастера XVII века удивительно чувствовали красоту профиля колоколов. Они старались не перегружать их чрезмерно пышными и высокорельефными украшениями. Основными в оформлении колоколов остаются поперечные орнаментальные пояски, валики, травные орнаменты и надписи.

    Поля колоколов мастера оставляют пустыми. Украшения располагаются вверху колоколов между верхними поясками или в самом низу, на валу - самой толстой части колоколов, где они меньше всего могут влиять на звук.

    Единым производителем колоколов в XVII веке был московский Пушечный двор, который исполнял заказы только своего хозяина - Росссийского Государя. Известны случаи, когда отлитые на Пушечном дворе колокола других заказчиков в конечном счете оказывались на кремлевских колокольнях. Известно, сколько мастеров работало на этом предприятии по царским заказам, среди которых большую долю составляла отливка орудий различных калибров для множества русских городов-крепостей. Недаром Андрей Чехов подписывался на своих колоколах, как “пушечной литец”. Основным отличием русского колокололитейного дела ХУП века стало основание в Москве первого частного литейного производства, организованного знаменитыми колокололитейщиками Моториными, работавшими прежде на государевом пушечнолитейном дворе, династия которых ознаменовала собой расцвет сверхтяжелого цветного литья в России. Основателем династии был литейных дел мастер Федор Дмитриевич Моторин. Федора Моторика сменил его сын Иван Федорович, а наследовавший ему Михаил Иванович Моторин прославился отливкой знаменитого кремлевского Царь-колокола, вес которого достигает 202 тонн, и не вина мастера в том, что московский великан повредили во время пожара 29 мая 1737 года.

    Исторические исследования показали, что колокола московского производства возглавляли звон наиболее замечательных колоколен и звонниц российских монастырей и храмов.

    2.4 Отливка колоколов

    Технологический процесс отливки колоколов достаточно полно описан в мировой и старой русской литературе, посвященной различным техническим и производственным вопросам. Дошли до наших дней некоторые ранние описания европейской технологии колокольного литья, относящиеся к эпохе средневековья.

    Ныне в России вновь льют колокола. Возрождение Русской Церкви потянуло за собой, казалось, из небытия многие полузабытые ремесла.

    Колокол - предмет весьма многосторонний, соединяющий в себе только ему одному присущий особенный звук, рожденный сочетанием формы и сплава, внешнее оформление, состоящее из различных рельефных изображений, поясков, бороздок и надписей и при всем этом обладающий необходимой механической прочностью.

    При создании колоколов мастера решали целый ряд проблем, составляющих некое подобие запутанного клубка. Считается, что повышенное содержание олова, составляющего наряду с медью колокольный сплав, улучшает звуковые качества колокола, но при том делает бронзу хрупкой, что приводит к быстрой потере колокола. 

    Некоторые колокола с повышенным процентом олова (более 20%) имеют резкий, пронзительный, кричащий звук, что не слишком приятно для слуха.

    Что же касается внешнего оформления колоколов, то на вопрос, должен ли колокол быть чем-то украшен, можно ответить и да, и нет. Да - потому что православный храм являет средоточие всего наиболее духовно прекрасного.

    На протяжении веков все без исключения богослужебные предметы, создаваемые мастерами, украшались с примерным трудолюбием и изяществом. И нет - потому что рельефные изображения Святых и иконы, отливаемые на внешней поверхности колоколов видят только звонари и немногие посетители колоколен. Тем более, что многочисленные следы посещения колоколен птицами вряд ли вызовут у кого-либо благочестивые мысли. Очевидно, вопрос украшений колоколов лежит в плоскости вкуса заказчика и уровня художественного воспитания мастера. Несравненный вклад в украшательство колоколов внес век XIX, особенно его вторая половина, когда внешнюю поверхность колоколов протачивали на некоем подобии современных карусельных станков, серебрили, золотили и покрывали бронзовой пудрой. А всевозможные священные изображения и орнаментальные пояса покрывали собой всю свободную поверхность колоколов, искажая их профиль.

    Процесс рождения колокола напоминает появление на свет живого существа. На качество отливки после заполнения формы металлом никак не возможно повлиять. Часто единственным способом исправить неудачную отливку является ее уничтожение и переливка. Так было всегда. И, порой, ни опыт мастера, даже выдающегося литейщика, ни устоявшиеся традиции не помогали. Неудачи преследовали даже Александра Григорьева - мастера, создавшего один из самых благозвучных колоколов России. Только со второй попытки ему удалось отлить большой колокол для Саввино-Сторожевского монастыря. Московский „Царь-колокол" отлился тоже не с первого раза.

    Технология колокололитейного производства, основанного на Руси как первое крупное промышленное государственное предприятие в конце XV века (московский Пушечный двор на Неглинке) итальянскими мастерами, была с успехом воспринята их талантливыми русскими учениками, превзошедшими своих наставников по весам и благозвучию колоколов и мало чем отличалась от той, которая применялась на российских колокололитейных производствах в начале XX века.

    Развитие европейской науки в XVIII-XIX веках привело к усовершенствованию технологических процессов, появлению ранее неизвестных измерительных приборов, что позволило применить их в колокололитейном производстве. Наряду с возможностью более точного замера состава и веса металла колоколов протоиереем отцом Аристархом Израилевым был изобретен прибор для точного определения звучания колоколов.

    Главное достоинство колокола - его благозвучие. Отлить колокол в требуемый тон и нужного веса не легко, хотя существуют различные правила постройки. Даже опытному мастеру не всегда удается вполне удовлетворить всем требованиям. Многое зависит от состава металла. Мастеру очень часто предъявляются требования, чтобы с наименьшим количеством металла достичь нужного тона колокола, благозвучности и его прочности.

    2.5 Формовка колокола

    Одним из главных факторов, определяющих звучание будущего колокола, является его профиль. То есть от линий чертежа, по которому изготовляют доски или лекала, служащие для откручивания внутренней (болвана или стержня) и внешней (фальшколокола) форм колокола, будет зависеть основной тон и обертоны проектируемого колокола.

    По окончании всей чертежной работы, согласно чертежу из дерева выпиливаются шаблоны или доски: одна для внутренней формы колокола-болвана или стержня, другая для внешней формы-фальшколокола.

    Кратко процесс формовки колокола выглядит так. На свободновращающийся закрепленный сверху и снизу стержень-веретено устанавливается и закрепляется первая доска, при помощи которой образуется внутренняя форма колокола или болван. Болван формуют на стопе - круглом основании, большем, чем диаметр будущей формы. Болван сначала выкладывается из рядов кирпичей без перевязки на глиняном растворе, затем окончательно из глины, постоянно сверяясь с доской. Проводя шаблоном, снимают лишнюю массу глины. При формовке колокола глина наносится слоями. Каждый слой просушивается огнем, для чего внутри стопы оставляется полость, в которой разводят огонь. Высушенный болван смазывается салом, чтобы получить промежуточный слой. После этого на веретено закрепляется вторая доска-шаблон для фальшивого колокола, который откручивается таким же образом. Фальшколокол просушивается и на его поверхность наносятся выполненные из воска с необходимыми для пластичности добавками рельефные изображения, орнаментальные пояски и надписи. По окончании художественного оформления фальшколокола его внешняя поверхность также смазывается салом, и на нее слой за слоем наносится формовочная глина, в которую между слоями вставляются металлические крючья для подъема формы и обручи для прочности. По достижении необходимой толщины и прочности внешней формы под болваном, в стопе снова разводят огонь, чтобы выплавились восковые детали украшений. Тогда при помощи подъемника поднимается внешняя форма и мастера осторожно удаляют фальшколокол с болвана. Так между болваном и внешней формой образуется пустота, в которую позже заливается бронза. После этого внешняя форма снова опускается на болван и скрепляется с ним. Поверх полученной формы колокола устанавливается форма короны колокола, образованная из глиняной массы с пустотами в форме маточника и ушей. Уши колоколов бывают различных фасонов и рисунков, с украшениями и без них. Русские мастера XVI века украшали уши своих колоколов растительным и геометрическим орнаментом. Обычно восковые уши, отлитые в гипсовые формы, обмазываются формовочной глиной. При просушке воск вытекает, и остается глиняная форма. Таких форм должно быть изготовлено по количеству ушей будущего колокола от 2 до 6 или 8 на колоколах более 2000 пудов. Затем форма ушей приставляется к форме маточника - центральной пирамиде и вся эта конструкция вместе заформо-вывается и составляет целую форму короны. Вверху короны оставляются два отверстия: литник для заливки металла и выпар для выхода воздуха. Если колокол невелик, то его формуют наверху перед ямой. Большие колокола формуются непосредственно в литейной яме.

    Литейная яма - принадлежность любого колокололитейного производства. Она располагается рядом с литейной печью. Отверстие в печи, из которого поступает металл, должно быть чуть выше литника и выпара на форме колокола, чтобы металл стекал в форму спокойно, без особого усилия. Размещение литейной формы в яме не только удобно с точки зрения простоты заливки металла, но и необходимо из соображений безопасности, так как были случаи прорыва формы металлом.

    После заливки должно пройти некоторое время для полного остывания колокола, после чего колокол поднимают из ямы при помощи крана, очищают внутреннюю и расчеканивают внешнюю поверхность. Здесь же, на заводе, готовые колокола подвешиваются на балки и производят пробный звон.


    3. Колокольные звоны

    С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники.

    Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

    1. созывать верующих к Богослужению,

    2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,

    3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.

    Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

    3.1 Виды звона и их названия

      Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.  

    1. БЛАГОВЕСТ

      Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

    Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

    Благовест в свою очередь делится на два вида:

    1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом;

    2. Постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

    Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

    Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

    2. СОБСТВЕННО ЗВОН

    Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

    Звон во все колокола различается на:

    1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

    Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

    В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

    2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.

    3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

    4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

    3.2 Употребление звона и его значение

    Звон на всенощном бдении

    1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест, который заканчивается трезвоном.

    2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

    В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной).

    3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию".

    В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном".

    4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).

    5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.

    6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

    Звон на литургии

    Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон.

    Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

    При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон.

    Затем во время Литургии полагается благовест при начале "Евхаристического канона", - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

    После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

    Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.

    На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.

    На Праздник Пасхи - Воскресения Христова:

    Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.

    К Пасхальной Литургии - благовест и трезвон.

    А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.

    Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.

    Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.

    В Храмовые Праздники:

    В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна - трезвон.

    Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.

    К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам - благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м - шесть раз, перед 9-м - девять раз. Перед изобразительными и повечерием - 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.

    На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию - 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию - 2 удара, к 3-му Евангелию - 3 удара и т. д.

    По окончании утрени, когда верующие несут "четверговский огонь" домой, полагается трезвон.

     


    Заключение

    Русская земля издавна была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокола были и есть главным украшением земли русской, сотворенным руками человека. Древнерусские литераторы с восхищением писали об их красоте, обилии в городах и селах: "Многие монастыри и церкви во градех и селах зело благолепием красятся и чудными иконами и канбаны, еже есть колоколами"

    В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства при великом князе Владимире (988 г.), т. е. в конце Х века.

    Колокола — общее название целого ряда инструментов в форме полого сосуда, изготовляемых из металла, звук из которых извлекается ударами о края сосуда. Высота звучания колокола обратно пропорциональна его весу. В некоторых колоколах звук извлекается с помощью языка, который раскачивается внутри колокола и ударяет о его края.

    Технически любой колокол состоит из разностенного по вертикали колпака и короны-системы крепления колокола к валу или к балке.

    Колокола издавна используются Христианской Церковью для созыва прихожан на богослужение.

    Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

    В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые колокола.

    По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты (богослужебных текстов, исторические сведения), указывающие повод вклада.

    При создании колоколов мастера решали целый ряд проблем, составляющих некое подобие запутанного клубка. Считается, что повышенное содержание олова, составляющего наряду с медью колокольный сплав, улучшает звуковые качества колокола, но при том делает бронзу хрупкой, что приводит к быстрой потере колокола. 

    Некоторые колокола с повышенным процентом олова (более 20%) имеют резкий, пронзительный, кричащий звук, что не слишком приятно для слуха.

    Важно отметить, что ещё с древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники.

    Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

    1. созывать верующих к Богослужению,

    2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,

    3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.

      Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.  

    Колокольный звон можно услышать перед началом Всенощного Бдения. Также, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол.

    На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни. На Праздник Пасхи - Воскресения Христова также мы слышим чудесный зон.

    Таким образом, колокола и колокольный звон издавна используются Христианской Церковью, они имеют многовековую историю, со своими особенностями и традициями, которые важно помнить и ценить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"

    Занятие  будет посвящен очень хорошему  человеку – преподобному  Серафиму Саровскому   и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....

    План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".

    Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...

    Конспект урока 2 класса по ОПК "Колокольный звон"

    Урок  ОПК составлен по учебнику С.Т. Погорелова....

    Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

    Рассказ детям про великий колокольный звон....

    Конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Основы православия" по теме "Дорогами подвига и святости" 4 класс

    Дать знания о русских святых в контексте истории православной культуры России 20 века.Углубить раскрытие этических понятий «ответственность», «подвиг» на примере подвига Новому...