Конспект урока "Радуга дружбы" по социокультурному курсу "Истоки"
план-конспект занятия (1 класс)

Протасова Ольга Александровна

Конспект урока в 1 классе "Радуга дружбы" социокультурного курса "Истоки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_kursu_istoki_raduga_druzhby.docx380.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по социокультурному курсу «Истоки» в 1 классе

Тема: Радуга дружбы

Цель:  

Формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы.

Задачи:

-способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки  через  игры и  игровые задания;

- способствовать формированию нравственных качеств обучающихся: умения дружить, беречь дружбу и общаться в коллективе;

-показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

- содействовать воспитанию  чувства коллективизма, сплочённости, доброжелательности и уважения друг к другу.

УУД:        

личностные: определять и высказывать под руководством учителя правила поведения;  

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;

познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы;

коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); договариваться о правилах общения и поведения  и выполнять их; учиться выполнять различные роли в группе.

Ход урока

Занятие проводится совместно с родителями

I. Присоединение

 - Здравствуйте, дорогие дети и родители! Я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку и вместе отправимся в путь - дорогу. В добрый путь!

II. Актуализация

- Давайте отправимся в путь на сказочном корабле и полюбуемся красотой окружающего нас мира, прекрасными картинами природы.

Звучит фонограмма записи «Шум моря». Учитель читает:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

 - Что же мы можем увидеть, услышать, почувствовать, стоя на открытой палубе нашего корабля?

1.Ресурсный круг

(Каждый ребёнок передаёт друг другу колокольчик и говорит, что он видит, слышит, чувствует)

Я вижу… слышу… чувствую…

(Вижу: солнце, небо, деревья, цветы,  море реку….

Слышу: шум ветра, крики птиц, шепот волн,…

Чувствую: тепло, радость,…)

- Иногда в жизни случаются  чудеса. Однажды можно увидеть, как

разговаривает Солнышко с Дождём. И сейчас мы это услышим!

Инсценировка (заранее подготовленные дети)

«Повстречалось Солнышко с Дождём и спросило:

- Ну, куда идём?

Дождь ответил:

- Землю поливать, всех друзей водою угощать!

Солнышко сказало:

- Замечательно, дай Земле водицы обязательно!

Я за то вручу тебе подарок

Из семи чудесных ярких арок».

- Вы догадались, что это за подарок?

- Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои краски тоже, правда?

Слышишь, говорит красный:

Я – мак, Я – огонь, Я – рябина!

Вслед за ним откликается оранжевый:

Я – морковь, Я – апельсин, Я – заря!

Желтый тоже не молчит:

Я – пух утенка, Я – пшеница, Я – солнце!

И зеленый шелестит:

Я – трава, Я – сады, Я – леса!

И синий не отстает:

Я – колокольчик, Я – чернила, Я – море!

И фиолетовый шепчет:

Я – слива, Я – сирень, Я – георгин!

Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши.

Глядите! – говорит красный.

Радуга – это я!

И я! – добавляет оранжевый.

И я! – улыбается желтый.

И я! – ликует зеленый.

И я! – восклицает голубой.

И я! – веселится синий.

И я! – смеется фиолетовый.

И все рады: в радуге над горизонтом – и маки, и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. В ней – все!

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

III. Активные формы обучения

  1. Работа с Азбукой Истоков (с. 24-25, Истоки и Радуга)

 - Давайте подумаем, дети, а где же исток этого разноцветного мира? (Отвечают на вопрос, высказывают предположения)

-Как вы понимаете слово ИСТОК?

-Где исток реки, дерева, человека?

На доске опорная карточка и иллюстрации.

ИСТОК

http://map.vokrugsveta.ru/picts/articles/kristall-spring.jpghttp://uglichcity.net/uploads/posts/2011-06/1306979641_eco.jpg

http://s019.radikal.ru/i601/1503/80/f8a536fd7d3c.jpghttp://s019.radikal.ru/i601/1503/80/f8a536fd7d3c.jpg

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/5/3/6847354.jpghttp://www.stihi.ru/pics/2018/02/07/7207.jpg

Учитель читает текст учебника с.24 (1-3 абзацы).

Вопросы по тексту:

-Что является началом реки? (родник)

-Что является началом дерева? (корни)

-Что является началом человека? (истоки)

- В чем живительная сила истоков? (В любви к родной земле, к родному слову, родителям, родному очагу).

Учитель читает текст Азбуки стр. 24 (4-6 абзацы).

-В чем живительная сила истоков? (Живительная сила Истоков в любви к родной земле, родному слову, родному очагу).

IV.Основной этап

-Ой, наш корабль пристал к берегу. Вдруг пошел дождик. Ловим разноцветные капельки.

https://www.ixtira.tv/_ph/11/488849501.png 

(Дети берут с парты по одной капельке).

- Но солнце продолжает ярко светить. 

Учитель читает загадку:

Солнце с нами всё  играет,

Семь цветных полос включает.       (Радуга)

-Самым ярким образом Истоков является РАДУГА. 

-Как вы понимаете,  что такое радуга?

-В словаре Ожегова значение этого слова следующее:

Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется путем преломления солнечных лучей в дождевых каплях (словарь Ожегова).

-Как вы понимаете эти слова?

-Значит, чтобы появилась радуга, нужны... (Дождь и солнце).

Учитель продолжает читать текст Азбуки стр. 24 (7-8 абзацы).

Вопросы по тексту:

-В какое время года можно увидеть радугу? (В любое время года).

-С чем сравнивают радугу? (С аркой)

-Как назвал радугу Федор Иванович Тютчев?

-Что соединяет радуга? (Небо, землю и человека).

-На Руси радуга всегда выступала символом дружбы Неба и Земли.

-Знаете ли вы, дети, цвета радуги? Сколько их?

-Назовите.

-Все семь цветов радуги располагаются рядом друг с другом, как бы перетекая один в другой, и вместе составляют яркий образ. Это светлое и яркое чудо.

3.Работа в группах.

-Оживите (раскрасьте) свою капельку радуги в группах. (Каждая группа раскрашивает капельки одним цветом).

-Встаньте группы так, как идут цвета в радуге. Подготовьтесь закончить предложение одним словом: «Радуга  дарит людям …

Каждая группа выходит к доске. Дети приклеивают свою капельку на заготовку (ватман) и говорят предложение: «Радуга  дарит людям … (радость, красоту, мир, тепло, уют, веру, надежду, любовь и т.д.)

4.Беседа о радуге дружбы (продолжение).

- В давние-давние времена число семь пользовалось большим почетом.

- Назовите пословицы с названием этого числа.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

- А еще есть такие интересные выражения: семь чудес света, на седьмом небе.

- Существовала легенда, что высоко-высоко есть семь небес и на седьмом всех лучше и приятнее, там много чудес.

- Вы хотели бы там побывать?

- Кого бы вы взяли с собой?

- Кто такой друг и что такое дружба?

5.Работа в микрогруппах.  «Радужный букет».

а) Подготовительный этап

Класс делится на группы по 5-7 человек ( по цветам капелек). Присутствующие родители распределяются в группы со своими детьми.

- Скажите, ребята, кого вы могли бы назвать своим другом и почему?

- Удается ли вам сохранять добрые, хорошие, дружеские отношения?

- Какие человеческие качества понадобятся для этого?

- Скажите, дети, вы хотите, чтобы наши одноклассники учились быть настоящими, надежными друзьями, с которыми потом можно разделить и радость, и горе, и тревогу, и печаль, услышать ласковое слово и получить поддержку и помощь?

- Давайте составим для своих друзей радужный букет.

- Совершите маленькое чудо – превратите свой одноцветный букет в радужный (родители – в роли наблюдателей). (Ребятам выдаются цветочки, у каждого – свой цвет лепестков  у одного – все цветы голубые, у другого – желтые, у третьего – розовые и т.д.).Составляют букет. Варианты решения: дети обмениваются цветочками друг с другом или составляют общий букет в группе.

б) Основной этап.

Самостоятельная работа учащихся. Диалог учащихся с родителями. Делегирование.

в) Заключительный этап. Подведение итогов.

- Прошу родителей от каждой группы рассказать, как работали дети, и что им помогло составить радужный букет.

- Ребята, а какие чувства испытывали вы во время и после выполнения работы?

- Предлагаю поместить радужный букет на страницу Книги в виде аппликации.

6.Ресурсный круг «Доброе слово друзьям».

Посмотрите друг на друга, мысленно поблагодарите за совместный труд и подумайте, какие слова благодарности вы хотели бы подарить своим одноклассникам. (Учитель и учащиеся стоят в круге, родители образуют внешний круг).

Дарят слова благодарности одноклассникам.

- Какие чувства вызвали у вас добрые слова?

- Я тоже благодарю всех за участие в круге.

V.Рефлексия

-Ребята, на каждой полоске радуги незаконченное предложение. Закончите его, пожалуйста.

  1. Я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я почувствовал, что…
  6. Меня удивило…

      7.Урок дал мне для жизни…

VI. Заключение

 - Мне хочется пожелать вам в своей жизни обрести надежную опору – верных и преданных друзей. Пусть учится ваше маленькое сердечко быть добрым, пусть пробуждаются в нем самые искренние и доверительные чувства к близким, окружающим вас людям и прорастают нежные всходы дружбы в вашей душе. Пусть расцветает дружба как яркий букет, который вы подарили сегодня вашим друзьям.

- Пусть дружба украшает вашу жизнь! В добры путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

конспект урока по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки")

Представлен конспект урока для обучающихся 3 классов  по теме "Доброта" (социокультурный курс "Истоки").  Также предложены задания для работы в паре, в группе, а также презентация к данному ...

Конспект занятия по программе воспитания на социокультурном опыте

В конспекте представлено занятие для 1 класса по теме: "Слово жить".  Цель занятия: развитие духовно-нравственной основы личности учащихся....

Конспект урока в рамках социокультурного курса "Истоки" "Традиции честного слова"

Цель урока:  ввести понятия «присяга», «обет», научить детей различать понятия                    «у...

Конспект занятия "Труд-дело чести" по программе Социокультурные истоки во 2 классе

Занятие «Труд-дело чести» по программе «Воспитание на социокультурном опыте» проводится при изучении раздела 2 класса Истоков «Труд земной» и является обобщающим ме...

Конспект урока по курсу " Социокультурные истоки"

Конспект урока по курсу "Социокультурные истоки"...

Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся

      Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...