Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся
учебно-методический материал

Аркатова Елена Константиновна

        Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитательного пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsiokulturnye_istoki_kak_sistemnyy_podhod_.docx426.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа «Социокультурные истоки» как системный

проект по формированию  духовно-нравственных  и социокультурных ценностей учащихся.

        В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

       На воспитание именно такого гражданина России ориентирована программа  «Социокультурные истоки» » (общеупотребимое название — программа «Истоки»).     Авторы программы «Социокультурные истоки» (Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, Камкин Александр Васильевич, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) еще в 1995 году были убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет духовно-нравственное направление. Главной стратегической целью программы «Истоки» стало преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

         Задачи программы:

-   развивать все звенья и направления образования на принципе приоритета патриотических и нравственных ценностей отечественной (российской) цивилизации;

-   установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с социальными и экономическими концепциями развития регионов, особенностями их исторического, религиозного, культурного и этнического развития;

-      развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурс личности всех участников педагогического процесса (ребенок, родители, педагоги) и формирующие положительную мотивацию на духовно-нравственное и социокультурное обновление отдельного региона и всей России;

-выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления;

-   создать систему подготовки, переподготовки и консультирования педагогических кадров различного уровня (от управленцев до рядовых педагогов), социальных работников, педагогов дополнительного образования.

        Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитательного пространства. Это реализуется по трем основным направлениям:

        Основными направлениями программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в общеобразовательной школе являются:

-реализация социокультурного системного подхода к истокам в образовании, направленного  на развитие личности ребенка, на становление в нем духовно-нравственного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием;

-ведение учебного курса «Истоки» с 1 по 11 классы,  призванного привнести в содержание современного образования систему категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера; пропедевтического курса в дошкольное образование;

-реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте», предполагающей активное взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания, программ дополнительного образования в контексте Истоков.

        Развитие стержневой основы  Истоковедения имеет три уровня.

Первый уровень. В дошкольном образовании вводится пропедевтика «Истоков». В период дошкольного детства начинается формирование духовно-нравственной основы личности ребенка.

        Второй уровень. В контексте Истоковедения в начальной школе вводится новый учебный курс «Истоки» и реализуется программа «Воспитание на социокультурном опыте», призванные приобщить детей к вечным истинам через самые простые понятия — имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь и т.д.

      Третий уровень. В начальном профессиональном образовании {«Истоки мастерства») развивается профессиональное достоинство будущих представителей рабочих профессий, уверенность в престижности и высокой миссии любой рабочей профессии.

Таким образом, истоковедение соединяет дошкольное образование, начальную, основную и профессиональную школу в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей, объединяет школу и семью в активном воспитании, благодаря чему происходит формирование системы ценностей у детей и их родителей.

        Задача учебного курса «Истоки» — дать представление о самом важном в жизни человека и на основе системы активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности обучающихся.

         Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и технологического инструментария  по проведению занятий с системой уникальных активных форм воспитания последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. [4]

                  Программа учебного курса «Истоки» (1-11 классы).  [ 3 ]

В 1-м классе дети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА.

Во 2-м классе внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума :происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива и поле, река, море-океан, путь- дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи- рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), ТРУД  ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм).

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека: ВЕРА (вера, верность, правда, честь), НАДЕЖДА (надежда, согласие, терпение, послушание), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта, милосердие, раскаяние), СОФИЯ (ум и разум, знания и мудрость, премудрость).

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, служение, творчество, традиции праведного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные, церковные).

В 5-м классе дети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА на НЕРЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия), МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеал исторической мудрости).

В 6-м классе в центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации. В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслы таких понятий, как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы. В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлена организация и «коды» пространства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысливаются понятия век и год, жизненный и годичный круги в жизни человека, седмица и день, час и миг.

В 7-м классе речь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство), СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманию того, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человеке дар СО-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации.

В 8-м классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы, как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗА (образы мира Божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).

В 9-м классе представлены различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли, ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки.

В 10-м классе {«Служение Отечеству») учащиеся осмысливают значение служения Отечеству в многовековой истории России, определяют собственное воззрение на служение Отечеству.

Рассматриваются темы: СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК ОСНОВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ИСТОКИ УПРАВЛЕНИЯ, ИСТОКИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ, ДОБРЫЕ ПЛОДЫ.

В 11-м классе {«Отечественные традиции») учащиеся осмысливают ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ в разные периоды развития социокультурного пространства России, определяют главные жизненные ориентиры на основе отечественных традиций, обобщают и систематизируют знания по освоению социокультурных истоков в среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.

        Структура курса, логика его изучения  позволяют объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и создают условия для гармоничного развития, как ребенка, так и его родителей на основе единой цели, единых социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения.

        Особая роль при изучении курса «Истоки» отводится активным формам обучения. [ 1,2 ]  Активные формы обучения - это педагогическая технология, создающая основу для организации общения учащихся на уроке. Взаимодействие учителя и учащихся строится на основе технологии эффективных коммуникаций, развивает взаимное доверие и взаимопонимание. Активные формы обучения помогают избежать назидательности, авторитаризма, обычной трансляции знаний.

         Активные формы обучения имеют четкую структуру и  реализуются поэтапно.

         Подготовительный этап -  создание учителем атмосферы доверия, взаимоуважения, мотивации учащихся на предстоящую работу. На этом этапе более активен учитель. Работа строится в форме беседы, диалога; могут использоваться музыкальное сопровождение, визуальный ряд.

        Основной этап – учитель организует индивидуальную работу учащихся, работу в паре, в группе. Активность передается ученикам, роль учителя направлять, поддерживать и корректировать их деятельность.

        Заключительный этап или рефлексия – осмысление учащимися значимости общения и действий во время активной формы обучения, способность анализировать свои мысли, чувства, переживания, оценивать результаты своей работы.

        Активные формы обучения реализуются через социокультурные тренинги.   Тренинги – это интенсивное обучение в виде практических упражнений. Содержание тренингов, методика их проведения позволяют расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых идеях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.

         Ресурсный круг – активная форма обучения, при которой участники сидят или стоят в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер. Ресурсный круг проводится на различных этапах урока: в начале урока с целью присоединения к теме и актуализации знаний и опыта учащихся; в середине урока, с целью освоения новых понятий; а также в заключительной части урока, с целью осмысления того, о чем шла речь на уроке. В процессе обучения используется несколько видов ресурсных кругов с выходом на все каналы восприятия, общение происходит на  едином аналоговом уровне.

         Работа в парах и в группах обеспечивает развитие коммуникативных и управленческих навыков учащихся.

        Активный выбор -  активная форма обучения, направленная на развитие стратегического мышления.

         Мнемотехника - система специальных приемов развивающих образную память.

        Метод номинальной группы – это способ принятия группового решения, позволяющий учитывать мнение каждого и избегать конкуренции, обучающий взаимодействию на основе совместного выбора.

       Активный экзамен - активная форма обучения, которая позволяет определить уровень развития учащихся по всем основным аспектам качества  социокультурного образования.

К каждой теме подобран отдельный ряд активных форм в зависимости от темы, цели занятия, возраста учащихся.

        В процессе практических занятий дети  осваивают работу в паре, четверке, группе, постигая грамматику общения,  усваивая  ценности своего народа.      В  конечном итоге появляется групповая мотивация, изменяется  социокультурная  основа личности, группы учащихся , их родителей и  самого преподавателя.

       Цель программы «Воспитание на социокультурном опыте» — помочь учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что они считают самым важным в определенном программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах своей Первой книги.

Главными задачами  программы являются:

-        приобщение детей, их семьи, педагогов к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;

-        организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и образовательном учреждении, формирование активной педагогической позиции родителей;

-        создание условий для развития познавательной сферы ребенка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;

-        формирование способности получать значимые социокультурные результаты.

        Программа  «Воспитание на социокультурном опыте» представляет собой целостную систему внеклассных занятий.   Содержательным стержнем программы является система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки». Вокруг них разворачивается  вся деятельность, особенностью которой является  активное участие детей и родителей. Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном плане.

Тематика  классных часов по программе « Воспитание на социокультурном опыте» ( 1-4 классы).  [  ]

                                                   1 класс

                           « Здравствуй, школа»

1.Здравствуй, школа! ( Совместно с родителями.)

2.Я среди друзей.

3.Мои близкие и родные люди.

4.Образ праздника.

5.Рождественская сказка.

6.Моя Родина. ( приглашаются дедушки, папы.)

7.Любимый образ. ( Совместно с родителями.)

8.Первая книга о школе.

9.Праздник души. ( Совместно с родителями.)

                             2 класс

« Мой жизненный путь»

1.Моя семья. ( Совместно с родителями.)

2.Мой род. ( Совместно с родителями.)

3.Родной очаг.

4.Путь-дорога. ( Совместно с родителями.)

5.Лес зимой.

6.Труд-дело чести.

7.Праздник весны, добра и света. ( Совместно с родителями.)

8.Семья слова и образа.

9. Храм. ( Совместно с родителями.)

                           3 класс

 « С верой приходит добро»

1.С верой приходит добро.

2.Береги честь смолоду.

3.Мир и согласие добрую надежду рожают.

4.Доверие доброму опыту.

5.Милосердие идет от любви. ( Совместно с родителями.)

6.» Добрый человек в доброте проживает век».

7.Покаяние учит любви. ( Совместно с родителями.)

8.Ум без разума - беда.

9.Вот и стали мы на год мудрее. ( Совместно с родителями.)

                           4 класс

 « Моя первая книга»

1.Первый образ и его традиции. ( Совместно с родителями и преподавателями пятых классов.)

2.Вера, Надежда, Любовь и София в сердце русского человека.

3.Великие чудотворные образы.

4. « Бог любит Троицу» (Приглашаются преподаватели пятых классов)

5. « Добро желаешь - добро и делай» (Совместно с родителями и преподавателями пятых классов.)

6. « Честь дороже жизни».

7.Слово родителей. ( Совместно с родителями и преподавателями пятых классов.)

8.Единство русского духа.

9.» Сказка-правда, в ней намек».

10.Память сердца.

11.Традиции истоков. ( Совместно с родителями и преподавателями пятых классов.)

        Программа « Воспитание на социокультурном опыте» объединяет усилия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

        Особое место в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения занимают программы дополнительного образования в контексте Истоков.

        Программа «Северная Фиваида» ставит своей целью приобщение к патриотическому и нравственному опыту русского народа через посещение историко-архитектурных памятников Русского Севера и приобщение к его святыням. Программа предназначена для учащихся и студентов, специалистов образования, детей и родителей.

Программа включает поездки по святым местам, «Время творчества» и «Время труда». Интерактивные формы работы с участниками программы способствуют осмыслению и сбережению традиционных и нравственных норм.

        Программа «Моя семья» призвана повысить интерес общества к традиционным семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юношам через историю своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества.

Направления программы:

   «Отчий дом» (исследование домашних традиций);

   «Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинения- размышления, видеоматериалы);

  «История семьи — история Отечества» (описание жизни и деятельности предков в различные периоды отечественной истории);

-     «Моя родословная» (генеалогические изыскания);

-     «Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и настоящее».

Программа завершается ежегодным областным семейным праздником «Семьи тепло — души отрада».

       Программа «Ярмарка «Истоки» проводится с целью интеграции основного и дополнительного образования на основе категорий и ценностей «Истоков». Задачи программы:

-способствовать духовно-нравственному совершенствованию личности путем приобщения к отечественным традициям труда и творчества;

-создать благоприятные условия для развития творческих способностей и самореализации участников ярмарки;

-формировать мотивацию родителей на совместную со школой и учреждениями дополнительного образования деятельность по нравственному и трудовому воспитанию детей.

Ярмарка проводится по следующим номинациям:

        «Моя Первая Книга»;

        «Поделки»;

        «Живое слово»;

        «Стиль «Истоки»;

        «Рисунок»;

        «Традиции в жизни моей семьи»;

        «Истоки ремесла»;

        «Юный корреспондент».

        «Истоки» - это не просто предмет, это особый стиль жизни, который не оставляет равнодушным никого. Считаю программу  уникальной, ведь благодаря ей в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни, становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придает «Истокам» качество педагогической инновации. Все это в полной мере соответствует провозглашенному в «Национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

        С 1995 программа « Социокультурные истоки» под  эгидой Российской Академии естественных наук успешно реализуется в 59 субъектах РФ и за рубежом. В 2005 году программа получила Государственную премию Вологодской области по образованию, а в 2007 — удостоена награды Третьего Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Литература.

 1. Бандяк О.А., Синицына В. Н., Кузьмин И. А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. Т.1,2. – М.: TBS, 2001.

2. Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001.

3. Кузьмин И.А.,  Сильвестрова Л.П. , Соколова М.Е.. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. — М.: Истоки, 2010.

4.  [ Электронный ресурс]  http://www.istoky-co.ru/print.phpC:\Users\Администратор\Pictures\1.bmp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

        Цель мониторинга            Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей мл...

План проекта: «Семья и духовно-нравственные ценности учащихся начальных классов»

Формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, семейных духовно-нравственных ценностей как духовно-нравственных ориентиров, отражающих в сознании школьников сущность, понимание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Социокультурные истоки» для учащихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" + КТП для 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Социокультурные истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Социокультурные истоки"...