Рабочая программа УМК "Школа России" 2019-2020 уч.г. по социокультурным истокам
рабочая программа (1 класс)

Кроникова Екатерина Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_1_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального  общего образования с изменениями и дополнениями, утвержденными  приказом от  ___________ номер_______________ 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»  

Класс:

Учитель: Кроникова Е.А.

Срок реализации программы -2019-2020 уч. год

Количество часов по учебному плану:

всего – 33 ч/год; 1 ч/неделю

Сургут, 2019

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

Цель:  развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.

Основные задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное и логическое мышление;
  4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Место курса в учебном плане

 Программа  внеурочной деятельности обучающихся «Истоки» в рамках духовно-нравственного  направления, является частью основной образовательной программы начального общего образования и рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год) в соответствии с учебным планом. Курс предназначен для преподавания в  1 -4-м  классах  начальной школы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из - одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-выражение своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные занятия, самостоятельная работа, защита работ, консультации.         

Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения  и  утомления  и, как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся.

 Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения  и  моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги  и  буквы. При таком  подходе  изменяется главная задача: ребенок не учит буквы  и  слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать  и  видеть ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.

Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

Первым значимым социокультурным результатом в начальной школе является первое Слово, подаренное людям. Уже в первом классе дети способны различать Слово и Образ с большой буквы, способны наполнять данные категории социокультурным содержанием. Все значимые результаты находят отражение и развитие в создаваемой детьми Книге.

В первом классе дети начинают работать над своей ПЕРВОЙ КНИГОЙ. Этой увлекательной работой они будут заниматься четыре года, и по итогам начальной школы созданная Книга может стать главным результатом социокультурного развития каждого ребенка. Возможно, ПЕРВУЮ КНИГУ дети будут любить и помнить всю свою жизнь. Возможно, яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой Книги они смогут передать следующему поколению.

Обучающийся получит возможность научиться:

-подойти к пониманию Истоков,

сформировать систему духовно-нравственных ценностей у детей на основе системообразующих категорий: Слово, Образ, Книга, Мир.

-получают системное представление о главных ценностях жизни.

Сквозь призму главных ценностей жизни ребенка понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным. В системе истоков духовно-нравственные ценности развиваются не только у ребенка, но и у преподавателя. Система Истоков развивает группу учащихся как субъекта активного обучения. Коллективное взаимодействие, сплоченность, радость от совместных результатов являются закономерным результатом групповой деятельности.

В процессе занятий ученики осваивают важнейшие системообразующие понятия: мир, семья, доброе слово, любовь к родине, образ, книга, истоки и др., формируют позитивное мировоззрение. Выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как благодарность, добро, храбрость, честь, любовь и др., дети приобретают реальный опыт духовного развития. Важнейшим элементом социокультурного развития является запечатление значимых для нашей культуры образов защитников Родины и великих поэтов.

Богатый литературный материал и активные занятия способствуют расширению кругозора и словарного запаса учащихся, развитию образного и логического мышления, системы духовно-нравственных ценностей, формированию навыков продуктивного диалога и сотрудничества.

Содержание программы

1-й класс

АЗБУКА ИСТОКОВ

«ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. 

Базовое содержание курса «ИСТОКИ  1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.

Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.

«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:

1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки»  для первого года обучения (содержательная часть).

3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.

В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.

Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. 

Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».

С первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.  

Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:

* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; 

* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги

Учебно – тематический план первого года обучения (33 недели)

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

I

Мир

8

2

6

II

Слово

8

2

6

III

Образ

8

2

6

IV

Книга

9

3

6

Всего

33

9

24

Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год (1 год обучения)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1. Мир (8 часов)

1

  Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

1

2

Мир и лад (Поля, школа и семья)

1

3

Истоки и школа

1

4

Дар (Рождество)

1

5

Истоки и радуга

1

6

Сказки А.С. Пушкина

1

7

Родной край

1

8

Святыни России. Щит и герб  (Св. Георгий Победоносец)

1

2. Слово (8 часа)

9

 Святыни России. Флаг. Илья Муромец

1

10

 Слово

1

11

 Весна и слово

1

12

 Золотое сердечко

1

13

 Серебряное копытце

1

14

 Честное слово. Добрыня Никитич

1

15

 Слово о родителях

1

16

 Святое слово. Алеша Попович

1

3. Образ (9 часов)

17

 Чаша жизни

1

18

 Родник

1

1

19

 Образ Родины

20

 Образ Родины

1

1

21

 Образ защитника Отечества

22

 Образ защитника Отечества

1

1

23

 Образ праздника

24

 Образ праздника

1

25

 Георгиевская скала

1

4. Книга (8 часов)

26

 Книга

1

27

 Книга книг

1

1

28

 Книга книг

29

 Живое слово книги

1

30

 Первая книга.

1

1

31

 Первая книга.

32

 Мир книги

1

33

 Годовой обобщающий урок (Речь)

1

Итого: 33 часа

Список литературы:

1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.

3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.

5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.

6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.

7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.

9. Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Азбука истоков"

Направленность: социально-педагогическая. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к с...

Рабочая программа по кубановедению и КТП ( с разделом Духовные истоки Кубани)

Рабочая программа по кубановедению и КТП ( с разделом Духовные истоки Кубани)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» 3 класс

Планируемые результаты освоения рабочей программы конкретного курса внеурочной деятельностиВ соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному  направлению«Социокультурные истоки»для обучающихся 1-4  классов...

Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся

      Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» социокультурного направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 класса и р...