РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Социокультурные истоки» для учащихся 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Смирнова Галина Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" + КТП для 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

 

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования. Приказ № 448   от 28.08.2019г

        

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Социокультурные истоки»

для учащихся 1а класса

на 2019-2020 учебный год

Направление: духовно-нравственное

Возраст 6,5 – 7,5 лет

Срок реализации 1 год

Программу   разработала   и   составила: Смирнова Г.Н.,

                                 учитель начальных классов.

г.Нягань

2019 г

Пояснительная записка

   Программа «Социокультурные истоки» по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) разработана на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы для 1 – 4 классов, на основе авторской программы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

  Цель: введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

  Задачи:

- подведение учащихся к пониманию сути Истоков;

- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, духовного опыта ребенка;

– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Место учебного курса в учебном плане.  В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане, предусмотрено изучение курса «Истоки» – 1 час в неделю (33 учебные недели).

 Объем часов: 1 класс: 33 часа в год; 1 час в неделю.

  Список использованной литературы:

Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие -    М.: Издательский дом «Истоки», 2017.

Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». М.: Издательский дом «Истоки», 2017.

 1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Социокультурных истоков»

Личностные:

Нравственно-этическое отношение к труду;

Трудолюбие и трудовые навыки;

Интерес к различным видам профессиональной деятельности, кпрошлому в настоящем ради будущего.

Ответственность, дисциплинированность;

Потребность в оказании личного вклада в посильную трудовую деятельность

Увидеть жизненную силу традиций в современной действительности в окружающем мире.

Метапредметные.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу;

составлять план и последовательность действий;

выполнять учебные действия;

сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

Познавательные:

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

добывать новые знания;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

наблюдать и делать самостоятельные выводы;

поиск и выделение необходимой информации;

перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;

находить нужную дидактическую иллюстрацию;

работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);

сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

 Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для нег носителями положительного социального знания и повседневного опыта. (1 класс).

 Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). (2 класс)

 Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме за пределами дружественной среды школы, для других, за частых незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых не мыслимо существование гражданина в гражданском обществе. (3-4 класс)

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

Программное содержание

Формы организации занятий

Виды деятельности

1.Мир (11ч)

1.Солнышко, мама и папа  

Знакомство с «Азбукой истоков». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждого своего названия и все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья)  

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем лала и лапа)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

  1. Истоки и школа  

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

  1. Дар (Рождество)  

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

  1. Истоки и радуга  

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки. У одних общее происхождение, например, род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

  1. Сказки А.С. Пушкина  

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7.Родной край. 

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) 

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край). Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9.Святыни России. Илья Муромец 

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

Ресурсный круг

«Алфавит – семья букв.»

Работа в паре

«Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.»

Ресурсный круг

«Смысл значения слов поле, школа и семья».

Ресурсный круг

«Слово-образ, слово-символ».

Работа в паре

«Имя, имена родителей и друзей».

Ресурсный круг

«Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление»

Работа в паре

«Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям».

Ресурсный круг

«Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои истоки».

Работа в группе

«В упражнениях найти слова «из одной семьи»

Ресурсный круг

«Вспомнить известные сказочные слова и присказки».

Работа в паре

«Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?»

Ресурсный круг

«В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края».

Ресурсный круг

«Героические слова, слова верности».

Работа в паре

«Вечные ценности»

Ресурсный круг

«Святыни России Щит и герб (святой Георгий Победоносец)».

Работа в паре

«Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.)».

Ресурсный круг

«Святыни России Илья Муромец».

Работа в группах.

«Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями?»

Усвоить основные нравственные заповеди.

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах:  

Оценивать свою работу.

2. Слово (12ч)

 1. Слово  

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация.

Чтение с различной интонацией.

  1. Весна и слово  

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

  1. Золотое сердечко  

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

  1. Серебряное  

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

 5.Честное слово. «Добрыня Никитич»  

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

  1. Слово о родителях  

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

7.Святое слово. Былина «Алеша Попович» каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

8. Чаша жизни  

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

Работа в паре

«Уважительное отношение к слову. Интонация».

 Работа в паре

«Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии)». Работа в паре «Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово». Ресурсный круг «Доброе слово.»

Ресурсный круг

«Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям».

Работа в четвёрке

«Честное слово.». Работа в четвёрке «Слово о родителях». Ресурсный круг «У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства.». Работа в тройке «Правила в нашей жизни».

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Участвовать в беседах, тренингах, соревнованиях, викторинах.

  1. Образ (5ч.)

1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

2.Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

3.Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например, Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

4.Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

 

Ресурсный круг «Родник— начало жизни».

Работа в группах «Русские сказки о живой и мертвой

Воде».

Ресурсный круг «Образ– исток видимого».

Работа в группах «Слово Образа».

Ресурсный круг «Образ человека»,

Работа в группах «Образование – путь по достижению Образа человека».

«Тренинги «Подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах, интеллектуально-познавательных играх, обсуждении и обыгрывании проблемных ситуаций, тестировании, в беседах, соревнованиях, викторинах.

  1. Книга (5ч.)

1. Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.).

  1. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

  1. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

  1. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Ресурсный круг «Как Книга передает Слово и Образ?»

Работа в паре «Любимая Книга. Любимые Образы и Слова».

Ресурсный круг «Первая прочитанная книга».

Работа в группах «Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности».

Работа в четверках «Живое Слово Книги. Духовное общение»,

Ресурсный круг «Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге».

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Участвовать в тренингах и упражнениях, ресурсных кругах, интеллектуально-познавательных играх, обсуждении и обыгрывании проблемных ситуаций, тестировании.

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

 

Систематический курс

Количество часов

1.

Мир

11

2.

Слово

12

3.

Образ

5

4.

Книга

5

Итого:

33

   Допустима корректировка тематического или календарно-тематического планирования до 20% от утверждённой рабочей программы.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки»

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Дата занятия

План

Факт

1

Мир

Введение.

2

Солнышко, мама и папа.

3

Мир и лад.

4

Школа и семья.

5

Истоки и школа.

6

Дар (Рождество)

7

Истоки и радуга.

8

Сказки А.С. Пушкина

9

Родной край.

10

Святыни России. Щит и герб

11

Святыни России. Илья Муромец

12

Слово

Слово.

13

Весна и слово

14.

Золотое сердечко

15.

Серебряное копытце

16.

Серебряное копытце

17

Честное слово. «Добрыня Никитич»

18

Честное слово. «Добрыня Никитич»

19

Слово о родителях

20

Святое слово. Былина «Алеша Попович»

21

Святое слово. Былина «Алеша Попович»

22

Чаша жизни

23

Слово «жить»

24

Образ

 

Родник

25

Образ Родины

26

Образ защитника Отечества

27

Образ праздника (День Победы)

28

Георгиевская скала.

29

Книга

 

Книга.

30

Книга книг

31

Живое слово книги

32

Первая книга.

33

Праздник в мире книги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.        Она явл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Рабочая программа  курса   внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса  рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьни...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов со...