Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Топилина Елена Николаевна

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

«Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках. 

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

      В основе формирования  исследовательских  умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya_-_issledovatel_2_klass.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса  внеурочной деятельности «Я - исследователь»

2 класс

Пояснительная записка

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:  

             познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

        мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

        прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

        прививать интерес к исследовательской деятельности.

             Для организации внеурочной деятельности и на уроках

 «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках.  

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.       В основе формирования  исследовательских  умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.

Целью  данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я -  исследователь» имеет отличительные особенности:

•        имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

•        в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•        проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•        проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•        проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•        в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•        реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы:

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип  гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш¬ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Основные направления реализации программы

Курс «Я - исследователь» рассчитан на 4 года обучения.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Исследовательская деятельность».  

Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.

Возраст учащихся – 6,5 – 11 лет

Состав группы постоянный

Режим работы  в группах:

2 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 34 часа в год.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Дело в том, что работа над  исследованиями, доступными детям,  зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся: 1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме); 2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание  тематических вопросов и рабочих бланков.

Таблица тематического распределения количества часов

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час.

Количество часов

Аудиторные

Внеаудиторные

II год обучения

I

Проектная деятельность. Основы проектной деятельности.

4

3

1

1

Что такое научный эксперимент?

1

1

-

2

Этапы проведения научного эксперимента.

1

1

-

3

Учимся работать со справочной литературой.

2

1

1

II

Практическая работа,

как вид исследовательской деятельности

18

9

9

1

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Свойства воды.

2

1

1

2

Проведение практической работы «Что плавает, что тонет»

2

1

1

3

Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблему.

Эксперимент «Лодка с мыльным двигателем»

2

1

1

4

Развитие умения видеть проблему. Проведение эксперимента «Воздействие воды на корабль»

2

1

1

5

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулирование предположения (гипотезы).Свойство воды. Эксперимент «Подводная лодка из яйца»

2

1

1

6

Свойства воды. Проведение эксперимента «Строим плот из различных материалов»

2

1

1

7

Воздух и атмосферное давление. Проведение эксперимента «Свойства нагретого воздуха.Тепловое колесо»

2

1

1

8

Проведение эксперимента «Парашют. Его устройство и свойства. Наблюдение за падением парашюта».

2

1

1

9

Практическая работа. «Природа звука. Угадай звук!»  Выдвижение гипотезы. Постановка вопросов.

2

1

1

III

Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности

12

7

5

1

Наблюдение. Экскурсия в парк.

Погода.  Свойства погоды.

1

-

1

2

Обоснованный выбор способа выполнения задания. Практическая работа «Наблюдение за направлением ветра с помощью воздушного змея»

2

1

1

3

Проведение практической работы «Измерение силы ветра»

2

1

1

4

Проведение практической работы «Измерение количества осадков и облачности»

2

1

1

5

Проведение практической работы «Пиктограммы и результаты исследования»

1

1

-

6

Условные знаки для обозначения показателей температуры, силы ветра и других погодных явлений

1

1

-

7

Проведение практической работы «Построение графика изменения температуры»

2

1

1

8

Круглый стол. Подведение итогов.

1

1

-

Итого:

34

19

15

Содержание программы «Я – исследователь»

2 класс (34 часа)

I Проектная деятельность.  Основы проектной деятельности (4 часа): что такое научный эксперимент, этапы проведения  научного эксперимента, учиться  работать со справочной литературой,  тренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала,  называть основные формы схем исследований.

II  Практическая работа, как вид исследовательской деятельности (18 часов) предполагает проведение исследовательской работы с лабораторным оборудованием:

  1. Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение» (12 часов) : свойства воды, проведение практической работы «Что плавает, что тонет», эксперименты «Лодка с мыльным двигателем», «Воздействие воды на корабль»,  «Подводная лодка из яйца», «Строим плот из различных материалов». Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. Выдвижение идеи. Развитие умения видеть проблему. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулирование предположения (гипотезы).
  2. Комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление» ( 4 часа) : проведение экспериментов  «Свойства нагретого воздуха. Тепловое колесо»,  «Парашют. Его устройство и свойства. Наблюдение за падением парашюта». Умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдения.
  3. Комплект лабораторного оборудования «Природа звука» (2 часа): практическая работа «Природа звука.  Угадай звук!»  Выдвижение гипотезы. Постановка вопросов.

III   Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности (12 часов) предполагает проведение исследовательской работы с лабораторным оборудованием:

  1. Комплект лабораторного оборудования «Погода. Наблюдение за погодой» ( 11 часов) : наблюдение, экскурсия в парк, погода, свойства погоды. Практические работы «Наблюдение за направлением ветра с помощью воздушного змея»,  «Измерение силы ветра», «Измерение количества осадков и облачности», «Пиктограммы и результаты исследования», «Построение графика изменения температуры». Условные знаки для обозначения показателей температуры, силы ветра и других погодных явлений.  Способы наблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик с помощью простейших лабораторных приборов.  Понятие «погода» и  четыре её составляющие: температура, облачность, осадки, сила  ветра.
  2. Круглый стол. Подведение итогов. ( 1 час). Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. Результаты своей работы в виде доклада ( презентации),  основные правила успешного выступления. Систематизация  и обобщение знаний детей по курсу «Я – исследователь» во 2  классе.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы

внеурочной деятельности « Я – исследователь»

В результате изучения курса « Я -  исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

п/п

I

II

III

IV

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  1. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

        

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

  1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  1.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)   для обучающихся

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска
  2. Мультимедийный проектор
  3. Школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN : «Равновесие и устойчивость», «Прорастание», «Плавание и погружение», «Воздух и атмосферное давление», «Природа звука», «Погода. Наблюдение за погодой», «Электронный микроскоп», «Магнит и его свойства», «ЛабДиск ГЛОМИР и его возможности»

Электронные ресурсы

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
  5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

Количество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...