Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  

Проектная деятельность и ИКТ

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей   применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.  Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Учащихся для облегчения процесса  исследования необходимо обеспечить дополнительными средствами сбора и обработки информации. С этой целью, во внеурочное время для учащихся третьих классов, организованы занятия по использованию ИКТ в проектной деятельности.

Цель данного курса: познакомить учащихся с учебной аппаратурой, показать возможности обработки информации и развить интерес к использованию современной учебной техники. Учитывая, что все учащиеся третьего класса работают над одной темой, помочь собрать и обработать информацию по конкретной теме. При этом учебное время на каждом занятии делится на две части: теоретическую и практическую. На теоретической части занятия учащиеся создают материальную базу данного проекта, а на практической переводят собранную информацию в электронный вид.

Учащиеся третьих классов в основном имеют небольшой опыт в работе с учебной техникой. В связи с этим на практических занятиях проводится ознакомление учащихся с учебной  аппаратурой и прививается умение работать с ней под руководством учителя и самостоятельно. На занятиях применяются компьютер, микрофон, сканер, принтер, фотоаппарат, видеокамера.  
        В курсе реализуются следующие
задачи:

  • формирование системы интеллектуальных, общественно-полезных и предметных знаний, умений и навыков учащихся;
  • развитие моторики;
  • развитие психических процессов;
  • развитие личности младшего школьника;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
  • приобретение конкретных технических умений в использовании ИКТ, получение представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов).

В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Учащиеся первого класса занимаются проектной деятельностью под руководством  учителя начальных классов. После создания материальной базы своего проекта учащиеся продолжают работу  под руководством учителя. С помощью ИКТ проводится обработка и дополнение собранной информации, представление проекта в электронном виде.

Занятия в компьютерном классе проводятся  по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 34 недели.

Особенность программы

Особенностью данной программы является то, что она несет в себе комплексный подход в системе образования учащихся.

Психолого-педагогические принципы

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а)  Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Форма подведения итогов

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление.

     Оценивание уровня ЗУН учащихся производится в следующих формах:

  • беседа;
  • защита материалов исследовательских работ на школьном фестивале.

                     Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1

Знакомство с компьютером

4

2

Мой класс

4

3

Я и мое имя

4

4

Моя школа

4

5

Осенние листья

4

6

Школьная жизнь

4

7

Моя семья

4

8

Скороговорки, загадки

4

9

Здоровье и правильное питание

4

10

Космос

4

11

Моря и океаны

4

12

Животные

3

13

Растения

3

12

Экология

4

13

Мой город

4

14

Безопасная дорога

4

15

Мои увлечения

4

16

Мир профессий

4

17

Мое творчество

4

18

Виртуальный альбом

2

Итого

68

Содержание курса

Тема 1.Знакомство с компьютером. Компьютер вокруг нас. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Создание электронного альбома. Оформление титульного листа (1 лист). Создание фотографии. Вставка фотографии в электронный альбом. Создание надписи с данными ученика.

Тема 2. Мой класс
Соблюдение правил пользования  цифровым фотоаппаратом. Знакомство с  возможностями цифровых  фотоаппаратов.  Проведение фотосессии. Оформление страницы (2 страница). Вставка  фотографии в электронный альбом. Создание надписей, содержащих фамилию и имя одноклассников.

Тема 3. Я и мое имя
Всемирная паутина Интернет. Знакомство с возможностями поиска информации в сети Интернет. Составление имени из букв. Оформление страницы в электронном альбоме     (3 страница).

Тема 4. Моя школа
Изображение школьного здания с помощью графического редактора. Фотосессия школьного здания и внутреннего интерьера. Вставка рисунков и фотографий в электронный альбом. Оформление страниц альбома (4 страница).

Тема 5. Осенние листья
Фотосессия осенних листьев. Знакомство с анимацией. Создание мультфильма «Приключение осеннего листочка».

Тема 6. Школьная жизнь
Изображение правил поведения в школе с помощью графического редактора. Фотосессия учеников на различных режимных моментах. Вставка фотографий и рисунков в электронный альбом. Оформление страниц альбома (5 страница).

Тема 7. Моя семья
Знакомство со сканером. Правила пользования сканером. Сканирование фотографий членов семьи. Оформление страницы альбома «Моя семья». Вставка изображений, полученных с помощью сканирования, на страницу альбома (6 страница). Создание надписей. Завершение создания альбома. Оформление. Создание кнопок для перехода между страницами. Демонстрация. Знакомство с принтером. Вывод на печать готового альбома.

Тема 8. Скороговорки
Работа по поиску информации в средствах Интернет. Создание альбома скороговорок. Создание иллюстраций к скороговоркам  с помощью графического редактора или сканирование заранее нарисованных работ. Вставка изображений на страницы альбома.

Тема 9. Здоровье и правильное питание

Знакомство с оформлением работ в виде презентаций. Создание и оформление слайдов. Вставка заранее подготовленных фотографий на слайды. Создание надписей на слайдах. Показ слайд-шоу.

Тема 10. Космос
Поиск информации с помощью средств Интернет. Сканирование фотографий. Создание презентации. Вставка анимированных картинок на слайды. Показ слайд-шоу.

Тема 11. Моря и океаны
Создание альбома «Моря и океаны». Анимация. Создание изображения подводных жителей, с помощью встроенного графического редактора. Вставка фотографий, создание надписей. Знакомство с микрофоном. Озвучивание мультфильма.

Тема 12. Экология. Знакомство с видеокамерой.  Правила работы с видеокамерой. Создание видеороликов. Сканирование фотографий. Вставка видеороликов и фотографий в фильм.

В процессе изучения курса учащиеся

 должны знать:

  1. Правила работы с компьютером и технику безопасности;
  2. О различных способах нахождения информации;
  3. Назначение цифровой техники для создания дидактических материалов;
  4. Назначение устройств  ввода и вывода информации.

должны уметь:

  1. Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудиообъектов;
  2. Создавать рисунки в графическом редакторе;
  3. Создавать альбомы, использовать инструменты и возможности;
  4. Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
  5. Использовать сканер, микрофон  и принтер для ввода и вывода информации.

Основные направления содержания деятельности

       Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей.

      Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированной технологии и проблемных методов обучения.

     Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса:

  • комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;
  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

В процессе работы над курсом может быть использована учебно-методическая литература для учителя:

  1. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель- М.:Бином,2002.
  6. Фролов М.И. Учимся работать на компьютере:  самоучитель -М.:Бином,2006
  7. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель - М.:Бином, 2002. 

  1. Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.- 348с.

Знакомство с компьютером

1/1

Знакомство с компьютером

2/2

Правила поведения в компьютерном классе

3/3

Создание электронного альбома

4/4

Оформление титульного листа

Мой класс

1/5

Знакомство с возможностями цифровых фотоаппаратов

2/6

Проведение фотосессии

3/7

Вставка фотографий в электронный альбом

4/8

Создание надписей

Я и мое имя

1/9

Поиск информации в Интернете

2/10

Поиск информации в Интернете

3/11

Составление имени из букв

4/12

Я и мое имя. Оформление страницы.

Моя школа

1/13

Изображение школьного здания с помощью графического редактора.

2/14

Фотосессия школьного здания и внутреннего интерьера

3/15

Вставка рисунков и фотографий в электронный альбом

4/16

Оформление страниц альбома

Осенние  листья

1/17

Фотосессия осенних листьев

2/18

Знакомство с анимацией

3/19

Создание мультфильма «Приключение осеннего листочка»

4/20

Создание мультфильма «Приключение осеннего листочка»

Школьная жизнь

1/21

Изображение правил поведения в школе с помощью графического редактора

2/22

Фотосессия учеников на различных режимных моментах

3/23

Вставка фотографий и рисунков в электронный альбом

4/24

Оформление страниц альбома

Моя семья

1/25

Знакомство со сканером. Правила пользования сканером.

2/26

Сканирование фотографий членов семьи

3/27

Вставка изображений, полученных с помощью сканирования, на страницу альбома

4/28

Создание надписей. Завершение создания альбома. Оформление.

Скороговорки, загадки

1/29

Работа по поиску информации в средствах Интернет

2/30

Создание альбома скороговорок

3/31

Создание иллюстраций к скороговоркам  с помощью графического редактора или сканирование заранее нарисованных работ.

4/32

Вставка изображений на страницы альбома

Здоровье и правильное питание

1/33

Знакомство с оформлением работ в виде презентаций.

2/34

Создание и оформление слайдов.

3/35

Вставка заранее подготовленных фотографий на слайды.

4/36

Создание надписей на слайдах. Показ слайд-шоу.

Космос

1/37

Поиск информации с помощью средств Интернет.

2/38

Сканирование фотографий.

3/39

Создание презентации.

4/40

Вставка анимированных картинок на слайды.

Моря и океаны

1/41

Создание альбома «Моря и океаны».

2/42

Создание изображения подводных жителей с помощью графического редактора.

3/43

Вставка изображений в альбом.

4/44

Оформление альбома.

Животные

1/45

Создание альбома «Животные». Анимация.

2/46

Вставка фотографий, создание надписей.

3/47

Знакомство с микрофоном. Озвучивание мультфильма.

Растения

1/48

Создание альбома «Растения».

2/49

Создание изображений растений.

3/50

Оформление альбома.

Экология

1/51

Знакомство с видеокамерой.  Правила работы с видеокамерой.

2/52

Создание видеороликов.

3/53

Сканирование фотографий.

4/54

Вставка видеороликов и фотографий в фильм.

Мой город

1/55

Фотосессия близлежащих достопримечательностей города

2/56

Поиск информации в Интернете

3/57

Сканирование изображений

4/58

Оформление альбома

Безопасная дорога

1/59

Подготовка к созданию мультфильма на тему ПДД

2/60

Создание мультфильма на тему ПДД

3/61

Создание мультфильма на тему ПДД

4/62

Просмотр созданных мультфильмов

Мои увлечения

1/63

Создание альбома «Мои увлечения»

2/64

Подготовка материала для альбома

3/65

Оформление альбома

4/66

Оформление альбома

1-2/67-68

Виртуальный альбом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»  ...