Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Жидкова Любовь Юрьевна

Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_4_klass.docx672.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.                                                                                          
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.                                                                                                              
  4. Содержание учебного предмета, курса.                                                                
  5. Приложение. Календарно-тематическое планирование.                               

1.Пояснительная записка.

        Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 -Авторской программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина

      Программа рассчитана  в 4 классе на 34 часа.

      Отличительной особенностью   программы является результат совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

  Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

 Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

 Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

Формы работы  можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
«Истоки»– уникальный учебно-методический комплекс. Он развивает приоритеты образования 
и общества в целом.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных   принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»; 
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и родителей 
управленческие способности:
– структурировать время;
– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
– стратегически мыслить;
– определять основу (стержень) личностного развития;
– воспринимать значимые социокультурные результаты;
– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов); 
– присоединения;
– толерантности;
– развития единого контекста в группе;
– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).
Главными целями программы являются:
1. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. 
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Истоки».

Планируемые результаты освоения учебной программы

 по предмету «Истоки» к концу 4-го года обучения

Метапредметные результаты  
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений. Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого.  Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
  Предметные результаты

                        В 4 классе ученик научится понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методлогической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – храниельница ага. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. авет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Ученик получит возможность научиться:

  • истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

          -  применять  их в поисково и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы  

4 класс

1.

Традиции образа

11ч.

2.

Тема  «Традиции слова»

7ч.

3.

Тема «Традиции дела»

9ч.

4.

Тема «Традиции праздника»

7ч.

Всего

34ч.

 

4.Содержание учебного курса «Истоки»

                  Разделы                            

Краткое содержание раздела

1.

 Традиции образа

 11ч.

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Знакомство с учебником, тетрадью. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная. Род, родоначальник, родословие. Виды родословной. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Какие три образа живут в слове «мир»? Мир-Вселенная. Мир-сообщество. Мир-согласие. Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия. «Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Богородица- Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Образ Ангела-хранителя. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Именины

2.

Тема  «Традиции слова»

7ч.

Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? Родительское благословение. Благое слово. Крестное знамение. Благословенные иконы. Духовные грамоты. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. Доброе слово способно вершить великие дела. Примирение. Утешение. Прощение. Слово-ключ, открывающий сердца. Сила слова. Любовь. Мудрость

3.

Тема «Традиции дела»

 9ч.

Земледельцы кормят все Отечество. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность. Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда. Традиции ремесла. Мастер - золотые руки. Ремесленники. Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы. Купец. Предприниматель. Почему воинское служение считается священной обязанностью? Боевые традиции. Традиции духовного служения. Духовные войны. Как соблюсти порядок и справедливость? Как соединить закон и правду? Управление государственное и местное. Власть. Суд. Талант – способность к творчеству. Икона – окно в духовный мир. Картина – отображение земного мира. Талантливый человек – большой труженик. Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

4.

Тема «Традиции праздника»

7ч.

Какие праздники связанны с земледельческим календарем? Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом? Праздник. Земледельческий календарь. Общинные праздники. Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. Семья. Гостеприимство. Трапеза. О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»? Крещение. Крестины. Именины. Единство русского духа. Праздники государственные и гражданские. Обычаи православного праздника. Традиции праздника. Особый настрой. Заветное и заповедное слово праздников. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир?

Всего

 34ч.

Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности

 -тестирование;

 -самооценка – рефлексия учеником  своей деятельности в конце учебного года;  

 -проекты

5.Календарно-тематическое планирование

урока п\п

Тема  занятия

Дата

План

Факт

1.

Введение. Что такое традиции.

03.09.18

2

Первые образы. Отец. Мать.

10.09.18

3

Первые образы. Отец. Мать.

17.09.18

4

Первые образы. Родители.

24.09.18

5

Первые образы. Отечество. Щит и меч.

01.10.18

6

Первые образы. Мир.

08.10.18

7

Священные образы. Спаситель.

15.10.18

8

Священные образы. Пресвятая Богородица.

22.10.18

9

Священные образы Ангел-хранитель.

12.11.18

10

Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы

19.11.18

11

Светлые образы. Образы-знаки.

26.11.18

12

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

03.12.18

13

Сердечные слова. Родительское благословение.

10.12.18

14

Сердце сердцу весть подает.

17.12.18

15

Сердечные слова.

24.12.18

16

Честные слова. Договор и уговор.

31.12.19

17

Честные слова. Присяга. Обет.

14.01.19

18

Традиции слова

21.01.19

19

Труд. Земледельцы.

28.01.19

20

Труд. Ремесленники

04.02.19

21

Труд. Купцы и предприниматели

11.02.19

22

Служение. Воинство.

18.02.19

23

Священство.

25.02.19

24

Суд и управление.

04.03.19

25

Творчество. Искусники. Иконописцы.

11.03.19

26

Творчество. Книжники.

18.03.19

27

Обобщающий урок. «Традиции праведного дела»

01.04.19

28

Гулять всем миром.

08.04.19

29

Радоваться всей семьей

15.04.19

30

Радоваться всей семьей

22.04.19

31

Помнить всем Отечеством.

29.04.19

32

Молиться всей церковью

13.05.19

33

Потрудиться душой

20.05.19

34

Традиции моего Отечества

27.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы»  в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"

       Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  началь...