Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Топилина Елена Николаевна

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

 «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках. 

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.

Целью  данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya-_issledovatel_1_klass.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса  внеурочной деятельности «Я - исследователь»

1 класс

Пояснительная записка

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:  

             познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

        мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

        прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

        прививать интерес к исследовательской деятельности.

             Для организации внеурочной деятельности и на уроках

 «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках.  

Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.       В основе формирования  исследовательских  умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.

Целью  данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я -  исследователь» имеет отличительные особенности:

•        имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

•        в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•        проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•        проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•        проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•        в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•        реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы:

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип  гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш¬ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Основные направления реализации программы

Курс «Я - исследователь» рассчитан на 4 года обучения.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Исследовательская деятельность».  

Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.

Возраст учащихся – 6,5 – 11 лет

Состав группы постоянный

Режим работы  в группах:

1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 33 часа в год.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Дело в том, что работа над  исследованиями, доступными детям,  зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся: 1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме); 2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание  тематических вопросов и рабочих бланков.

Таблица тематического распределения количества часов

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час.

Количество часов

Аудиторные

Внеаудиторные

I  год  обучения

I

Основы исследовательской деятельности

6

3

3

1

Что такое исследование?

1

1

-

2

Как задавать вопросы?

2

1

1

3

Как выбрать тему исследования?

2

1

1

4

Учимся выбрать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

1

1

II

Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностей.

17

11

6

1

Равновесие и устойчивость. Мосты.

Проведение эксперимента

 « Изобретаем арочный мост»

2

1

1

2

Проведение эксперимента  «Изобретаем висячий мост.» Силы давления и натяжения, действующие на висячий мост.

2

1

1

3

Постановка вопроса (поиск гипотезы .

Проведение эксперимента «Мост без гвоздей и винтов»

2

1

1

4

Формулирование предположения (гипотезы).

Прорастание. Проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян»

2

1

1

5

Проведение эксперимента «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода»

2

1

1

6

Проведение эксперимента

«Различные факторы, определяющие рост растений»

2

1

1

7

Проведение эксперимента

«Наблюдение за вьющимися растениями»

1

1

8

Проведение исследования «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-  разному»:  кубики одного размера в стакане,

1

1

9

Проведение эксперимента «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера»

2

2

10

Проведение исследования «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера»

1

1

III

Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности

5

2

3

1

Наблюдение за изменениями в природе.

Экскурсия в парк.

1

-

1

2

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова»

2

1

1

3

Наблюдение, как способ выявления проблем.

2

1

1

IV

Творческие работы - средство стимулирования проектной деятельности детей.

5

4

1

1

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме

2

1

1

2

Защита  исследовательских работ.

1

1

3

Выставка творческих работ. Анализ исследовательской деятельности

1

1

5

Круглый стол. Подведение итогов.

1

1

-

Итого:

33

20

13

Содержание программы «Я – исследователь»

1 класс (33 часа)

I Основы исследовательской деятельности (6 часов) предполагает знакомство с понятием «исследование», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: исследование, проект, проблема, объект исследования, информация.  Формирование умений видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

        II Постановка научного эксперимента, как средство развития      познавательных способностей (17 часов) предполагает проведение исследовательской работы с лабораторным оборудованием:

  1. «Равновесие и устойчивость» (6 часов): проведение экспериментов «Изобретаем арочный мост», «Изобретаем висячий мост», «Мост без гвоздей и винтов».

У детей формируются первичные знания о мостах: мосты строятся из камней, или из металла, мосты можно разводить, мосты должны быть прочными.

Мосты можно классифицировать по разным признакам:

по их назначению (для пешеходов или транспорта),

по длине (через реки, овраги, улицу),

по материалам (дерево, камень, сталь, бетон),

по конструкции.

  1. Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» (7 часов): проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян», «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода», «Различные факторы, определяющие рост растений», «Наблюдение за вьющимися растениями».

Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Кубани.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

  Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

  1. Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»

(4 часа): проведение исследований «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному:  кубики одного размера в стакане», «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера»,  «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера».

          Наблюдения:  вода поднимается выше, уровень воды становится выше, вода вытесняется.

   Чем больше предмет, тем больше воды вытесняется, тем выше поднимается уровень воды в ёмкости.

III  Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности  (5 часов) : наблюдение за изменениями в природе.

Экскурсия в парк, обоснованный выбор способа выполнения задания.

Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова», наблюдение, как способ выявления проблем.

Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

IV Творческие работы- средство стимулирования проектной деятельности детей ( 5 часов):  индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме, защита  исследовательских работ, выставка творческих работ, анализ исследовательской деятельности, круглый стол, подведение итогов.

Систематизация  и обобщение знаний детей по курсу «Я – исследователь» в 1 классе. Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы

внеурочной деятельности « Я – исследователь»

В результате изучения курса « Я -  исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

п/п

I

II

III

IV

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

  1. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

        

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

  1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

  1.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)   для обучающихся

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска
  2. Мультимедийный проектор
  3. Школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN : «Равновесие и устойчивость», «Прорастание», «Плавание и погружение», «Воздух и атмосферное давление», «Природа звука», «Погода. Наблюдение за погодой», «Электронный микроскоп», «Магнит и его свойства», «ЛабДиск ГЛОМИР и его возможности»

Электронные ресурсы

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
  5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

Количество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...