Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
    рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

    Топилина Елена Николаевна

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

    Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

     «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках. 

    Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.

            Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

    Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.

    Целью  данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

    Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya-_issledovatel_1_klass.doc128 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа курса  внеурочной деятельности «Я - исследователь»

    1 класс

    Пояснительная записка

    Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

           Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

           Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -  ориентированный,   деятельностный подходы.

    Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

    Задачи:  

                 познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

            мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

            прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

            прививать интерес к исследовательской деятельности.

                 Для организации внеурочной деятельности и на уроках

     «Я -исследователь»  используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN  -  комплекты оборудования в компактных  упаковках.  

    Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.       В основе формирования  исследовательских  умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

            Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

               Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

    Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

    Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.

    Целью  данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

    Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я -  исследователь» имеет отличительные особенности:

    •        имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

    •        в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

    •        проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

    •        проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

    •        проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

    •        в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

    •        реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

    Основные принципы программы:

    Принцип системности

    Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

    Принцип  гуманизации

    Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

    Принцип опоры

    Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

    Принцип совместной деятельности детей и взрослых

    Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

    Принцип обратной связи

    Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

    Принцип успешности

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш¬ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

    Принцип стимулирования

    Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

    Основные направления реализации программы

    Курс «Я - исследователь» рассчитан на 4 года обучения.  Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», направление -  «Исследовательская деятельность».  

    Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.

    Возраст учащихся – 6,5 – 11 лет

    Состав группы постоянный

    Режим работы  в группах:

    1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 33 часа в год.

    Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

    Дело в том, что работа над  исследованиями, доступными детям,  зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

    К таким приемам относятся: 1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме); 2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание  тематических вопросов и рабочих бланков.

    Таблица тематического распределения количества часов

    Наименование разделов, блоков, тем

    Всего час.

    Количество часов

    Аудиторные

    Внеаудиторные

    I  год  обучения

    I

    Основы исследовательской деятельности

    6

    3

    3

    1

    Что такое исследование?

    1

    1

    -

    2

    Как задавать вопросы?

    2

    1

    1

    3

    Как выбрать тему исследования?

    2

    1

    1

    4

    Учимся выбрать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).

    1

    1

    II

    Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностей.

    17

    11

    6

    1

    Равновесие и устойчивость. Мосты.

    Проведение эксперимента

     « Изобретаем арочный мост»

    2

    1

    1

    2

    Проведение эксперимента  «Изобретаем висячий мост.» Силы давления и натяжения, действующие на висячий мост.

    2

    1

    1

    3

    Постановка вопроса (поиск гипотезы .

    Проведение эксперимента «Мост без гвоздей и винтов»

    2

    1

    1

    4

    Формулирование предположения (гипотезы).

    Прорастание. Проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян»

    2

    1

    1

    5

    Проведение эксперимента «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода»

    2

    1

    1

    6

    Проведение эксперимента

    «Различные факторы, определяющие рост растений»

    2

    1

    1

    7

    Проведение эксперимента

    «Наблюдение за вьющимися растениями»

    1

    1

    8

    Проведение исследования «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-  разному»:  кубики одного размера в стакане,

    1

    1

    9

    Проведение эксперимента «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера»

    2

    2

    10

    Проведение исследования «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера»

    1

    1

    III

    Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности

    5

    2

    3

    1

    Наблюдение за изменениями в природе.

    Экскурсия в парк.

    1

    -

    1

    2

    Обоснованный выбор способа выполнения задания.

    Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова»

    2

    1

    1

    3

    Наблюдение, как способ выявления проблем.

    2

    1

    1

    IV

    Творческие работы - средство стимулирования проектной деятельности детей.

    5

    4

    1

    1

    Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме

    2

    1

    1

    2

    Защита  исследовательских работ.

    1

    1

    3

    Выставка творческих работ. Анализ исследовательской деятельности

    1

    1

    5

    Круглый стол. Подведение итогов.

    1

    1

    -

    Итого:

    33

    20

    13

    Содержание программы «Я – исследователь»

    1 класс (33 часа)

    I Основы исследовательской деятельности (6 часов) предполагает знакомство с понятием «исследование», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

    Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

    Понятия: исследование, проект, проблема, объект исследования, информация.  Формирование умений видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

    Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

    Понятия: вопрос, ответ.

    Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

    Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

    Понятия: источник информации.

            II Постановка научного эксперимента, как средство развития      познавательных способностей (17 часов) предполагает проведение исследовательской работы с лабораторным оборудованием:

    1. «Равновесие и устойчивость» (6 часов): проведение экспериментов «Изобретаем арочный мост», «Изобретаем висячий мост», «Мост без гвоздей и винтов».

    У детей формируются первичные знания о мостах: мосты строятся из камней, или из металла, мосты можно разводить, мосты должны быть прочными.

    Мосты можно классифицировать по разным признакам:

    по их назначению (для пешеходов или транспорта),

    по длине (через реки, овраги, улицу),

    по материалам (дерево, камень, сталь, бетон),

    по конструкции.

    1. Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» (7 часов): проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян», «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода», «Различные факторы, определяющие рост растений», «Наблюдение за вьющимися растениями».

    Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

    Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Кубани.

    Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

      Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

    Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

    Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

    1. Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»

    (4 часа): проведение исследований «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному:  кубики одного размера в стакане», «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера»,  «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера».

              Наблюдения:  вода поднимается выше, уровень воды становится выше, вода вытесняется.

       Чем больше предмет, тем больше воды вытесняется, тем выше поднимается уровень воды в ёмкости.

    III  Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности  (5 часов) : наблюдение за изменениями в природе.

    Экскурсия в парк, обоснованный выбор способа выполнения задания.

    Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова», наблюдение, как способ выявления проблем.

    Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

    Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

    IV Творческие работы- средство стимулирования проектной деятельности детей ( 5 часов):  индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме, защита  исследовательских работ, выставка творческих работ, анализ исследовательской деятельности, круглый стол, подведение итогов.

    Систематизация  и обобщение знаний детей по курсу «Я – исследователь» в 1 классе. Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

    Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы

    внеурочной деятельности « Я – исследователь»

    В результате изучения курса « Я -  исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

    • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
    • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
    • получат возможность осознать своё место в мире;  
    • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
    • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
    • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

     

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Описание материально-технического обеспечения

    образовательного процесса

    п/п

    I

    II

    III

    IV

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения для учителя

    1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

    1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

    1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
    2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

    1. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

    1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

            

    1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

    1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

    1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

    1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

    1.  Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)   для обучающихся

    1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
    2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

    Технические средства обучения

    1. Интерактивная доска
    2. Мультимедийный проектор
    3. Школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN : «Равновесие и устойчивость», «Прорастание», «Плавание и погружение», «Воздух и атмосферное давление», «Природа звука», «Погода. Наблюдение за погодой», «Электронный микроскоп», «Магнит и его свойства», «ЛабДиск ГЛОМИР и его возможности»

    Электронные ресурсы

    1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
    2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
    3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
    4. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
    5. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty

    Количество


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Русский язык. За страницами учебника"...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Математический калейдоскоп"...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Музеи. Парки. Усадьбы"...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Риторика" 4 класс.

    Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс

    Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Я-исследователь"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авто...

    Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.

    Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....