Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
учебно-методический материал по орксэ (1, 2, 3, 4 класс)

Долганова Ольга Николаевна

Важнейшей задачей сегодняшнего дня являются: возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, района, России.    Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        Выполнил:

        Долганова Ольга Николаевна,

        учитель начальных классов

        

Березовский городской округ

2018 г

Содержание

  1. Введение
  2. Воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся начальных классов
  1. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания на уровне начального образования
  2. Задачи педагога при организации работы по духовно-нравственному воспитанию
  3. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
  4. Содержание, формы, методы  работы по духовно- нравственному воспитанию

2.5 Формирование универсальных учебных   действий на  разных  этапах     урока

  1. Приложение
  2. Литература

 

  1. Введение

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.  Перед  каждым  учителем и классным руководителем встают  проблемы, касающиеся процесса воспитания. Причина этого в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми столкнулось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей и подростков. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

       Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

          В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания  являются самыми острыми и актуальными не только в педагогическом, но и социальном плане. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Важнейшей задачей сегодняшнего дня являются: возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы, но, прежде всего, воспитание Человека в человеке, формирование у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, города, района, России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Поэтому актуальность проблемы воспитания и развития младших школьников связана с тем, что наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

    Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
   Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

2. Воспитание духовно – нравственных качеств личности, обучающихся начальных классов.

2.1 Задачи духовно-нравственного развития и воспитания на уровне начального образования:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
  • формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

2.2 Задачи педагога при организации работы по духовно-нравственному воспитанию:

1. Ориентироваться на индивидуальные интересы и личность ученика:

  • школьник должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют ему, советуются с ним;
  • создание условий на уроке для обеспечения возможности высказать своё мнение, предложение, сделать свободный выбор позиции.

2.Ориентироваться на «зону ближайшего развития» опора на сензитивность (чувствительные компоненты) развития, вера в возможности и перспективы каждого школьника:

  • развивать в каждом школьнике уверенность в своих способностях преодолевать трудности;
  • мобилизация их стремления к личностному росту;
  • спокойное и оптимистическое отношение педагога к успехам и неуспехам школьника;  
  • формальный результат не отождествлять с внутренним миром развивающегося человека;
  • недопустимы антипедагогические меры, подчёркивающие успехи или неудачи школьника.

3. Осуществлять сотрудничество со школьниками в процессе обучения:

  • развитие внимательности учащихся (приём Ш.А. Амонашвили «допущение ошибок»);
  • ответы на вопросы учащихся;
  • учет рекомендаций учащихся по поводу организации урока.

4. Быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Непозволительно повышение голоса, крик, брань, невнимание, высокомерие, надменность, угроза, принуждение.

5. Установить отношения со школьниками на основе взаимного доверия:

  • обязательное выполнение обещанного;
  • искренность;
  • выдвижение перспектив на развитие.

6. Поднимать авторитет каждого школьника среди товарищей и в семье:

  • благородные поступки должны получить общественную оценку;
  • каждый поступок рассматривается на фоне уже завоёванного авторитета;
  • утверждать авторитет каждого школьника.

7. Постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить этике общения:

  • обсуждение жизненных ситуаций;
  • умение слушать друг друга;
  • проявление толерантности.

8. Проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого школьника.

2.3 Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; доверие к людям.)
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:  здоровье физическое, активный, здоровый образ жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

2. 4 Содержание , формы, методы  работы по духовно-нравственному воспитанию:

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей. Проекты.).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
11. Проведение совместных с родителями праздников.
   Работая по направлению духовно–нравственного воспитания  школьников,  очень важно помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формировать  умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учить жить в согласии с собой и совестью, развивать чувство собственного достоинства.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется за  основе традиционных ценностей:

  • развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
  • развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
  • содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
  • оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности рекомендуется осуществлять при использовании методов:

Наглядный метод:

  • чтение педагогом рассказов;
  • наблюдения;
  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведение дидактических игр.

Словесный метод :

  • чтение литературных произведений учителем или обучающимися;
  • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов учителя;
  • ответы на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтение литературных произведений родителями.

Практический метод :

  • организация продуктивной деятельности обучающихся;
  • проведение  игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • организация драматизации  пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

Проект :

Создание исследовательской образовательной среды, через формирование УУД;

  • целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
  • практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
  • деятельностный подход;
  • сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
  • возможность работать в индивидуальном темпе;
  • формирование жизненно важных компетенций.

2.5 Формирование универсальных учебных действий учащихся

на различных этапах урока

Этап урока

Функции учителя

Функции ученика

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

 Подводит учащихся к осознанию темы

Формулируют тему урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Подводит учащихся к осознанию целей и задач

Формулируют цели и

задачи  урока

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Помогает, советует, направляет

Планируют способы достижения цели

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

 Консультирует

Учебные действия по     намеченному плану

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Консультирует

Контроль,   самоконтроль, взаимоконтроль

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Консультирует, советует, помогает

Формулируют проблему, корректируют свою работу самостоятельно

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Консультирует

  Дают оценку работе товарищей, производят самооценку по результатам работы

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

 

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Предлагаются  варианты заданий

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

     Рассматривая духовно-нравственное воспитание младших школьников в учебной  деятельности, мы приходим к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании и образовании отводиться личности учителя. Учитель, владеющий техникой, методикой выполнения педагогических действий, высоким уровнем знаний, желанием работать творчески, сделает педагогический процесс полным.

Именно учитель должен заложить в детей знания, основы нравственности в первые годы обучения в школе, когда происходит становление личности ребенка.

Эффективность духовно-нравственного воспитания зависит от осуществления комплексного подхода к его организации, которой связан, прежде всего, со всесторонним воздействием на сознание, чувства и поведение детей. Он позволяет педагогически правильно установить основные направления работы: построение воспитания не как сумму частных процессов, а как целостный процесс. Целостное рассмотрение личности ребенка предполагает рассмотрение ее как объекта и субъекта воспитания; учет того общего и особенного, и единственного, что характерно для каждого школьника. Интегрированное воздействие на ученика – воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и действенно-практическую сферы личности школьника.

Комплексный подход выступает как практическая реализация системного подхода, связанного с процессом управления воспитанием. Духовно-нравственное воспитание как система имеет внутреннее строение – компонент, из которого она образованна. Им присуща своя структура и функции. Для всестороннего познания системы важно знать факторы, обеспечивающие целостность и относительную самостоятельность.

Использование комплексно-целостного, системного подходов к духовно-нравственному воспитанию, включение младших школьников в активную деятельность с духовно-нравственной направленностью значительно повышает эффективность процесса. Специфической особенностью духовно-нравственного воспитания учащийся является воспитательный процесс, предполагающий определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным. Если педагог заботиться о выполнении следующих педагогических условий: опирается на положительные возрастные потребности и интересы, обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников, создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху, утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности, учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения, заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

     Развитие духовности и нравственности в детской душе возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Многое связывает человека с местом, где он родился

И вырос.

 Родной край, его люди, природа, традиции становятся частью человеческой судьбы. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» - говорил Антон Семѐнович Макаренко. «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру российского народа.

Литература

1.  Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск. гос. пед. ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 2009.

3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Н.Д.Никандров. Общие основы педагогики. М.Просвещение. 2006.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2008.

5. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии-2005.

6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2009.

7. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 2006. 207 с.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 №373)

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....