Милосердие и сострадание
план-конспект урока по орксэ (2 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_konspekt_gorohova.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конспекта урока

«Милосердие и сострадание»

учитель начальных классов

Горохова Ольга Николаевна

ГБОУ Школа № 667

имени Героя Советского Союза

Самсонова Константина Яковлевича

Тема урока: «Милосердие и сострадание».

Цель: познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

  1. раскрыть лексическое значение понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милость», «милостыня»;
  2. помочь раскрыть детям эти нравственные понятия;
  3. способствовать осознанию сути христианского отношения к ближнему, объяснить,  каким  должно быть отношение  христианина к личным врагам;
  4. воспитывать  стремление проявлять любовь к близким ,   доброе отношение к незнакомым людям, милосердие и сострадание к  нуждающимся в этом;
  5. помочь усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении которых они делаются;
  6.  Познакомить с «Притчей о добром самарянине».

Оборудование:  проектор, презентация, учебник, карточки с рефлексией.

Этапы

Ход урока

Примечание

Самоопреде

ление к деятельности

- Здравствуйте,  ребята. Садитесь.

Я  рада вас  видеть. Какое настроение у вас ? Отлично.

Я надеюсь, что оно у вас сохранится  до конца нашей встречи.

-  Готовы  к  работе?

Дети садятся.

С хорошим.

Да.

Проверка домашнего задания.

- Назовите ранее известные вам заповеди.

-  Какие  заповеди вы узнали  на прошлом  уроке?

- Отчего  душа человека может стать  «мёртвой»? Связано ли это с соблюдением заповедей?

- Обобщите одним  предложением содержание всех заповедей?

Ученики отвечают на вопросы  по теме прошлого урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Можно ли стать незнакомому человеку другом?

-  Когда вы помогаете другим,  какие чувства вы испытываете?

Наш урок я хочу начать стихотворением

 М.  Пляцковского.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.                

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

-Как вы думаете, о чём это стихотворение?                  

Ученики отвечают на вопросы.

Ответы детей:

( о  понимании, о  милосердии  )

Сообщение темы и целей урока.

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Правильно, мы поговорим на уроке о милосердии и сострадании.

Попробуем выделить важные вопросы, которые на сегоднешнем уроке мы должны узнать.

Дети предлагают вопросы.

1.Что такое сострадание?

2.Что такое милосерлие?

3.Чем милосердие отличается от дружбы?

4.Как христианин должен относиться к людям?

- На уроке мы постараемся найти ответы на эти и другие вопросы.

Ответы ребят.

Слайд 1

Слайд 2

Вместе с детьми составляем вопросы к уроку (учитель корректирует)

Изучение нового материала (понятий).

1.Что такое сострадание, милосердие.

- Давайте разбираться, что такое «милосердие» и «сострадание» ( слова записаны на доске).

-  Выясним лексическое значение этих слов ( работа в группах с толковыми словарями).

Сострадание – сопереживание, совместное переживание тяжёлых жизненных ситуаций.

Милосердие – милое (доброе) сердце.

-Когда говорят: «Сделай милость!»?

-Кого называют милостивыми?

- В 19 – начале 20 века были сёстры милосердия. Ими являлись знатные, богатые дамы. Они умели проявлять милосердие, любовь к ближнему – к тому, кто нуждается в помощи.

В учебнике на стр. 44 прочитаем о великой княгине Елизавете Фёдоровне.

-Во время русско-японской войны, в Москве она устроила госпиталь для раненых. Великая княгиня создала несколько санитарных поездов. 

-Ребята, как вы думаете, почему она это делала?

-Рассчитывали ли сёстры милосердия на какую – то плату?

-А кого вы любите, жалеете?

(Дети показывают презентации, подготовленные дома, посвящённые дорогим им людям)

Ответы на вопросы

Сначала  ученики  пытаются сами объяснить, затем обращаются  к словарям.

Слайд 3

Ответы:

(когда   просят)

У  кого доброе сердце, кто готов помочь всем нуждающимся.

Слайд 4

Дети читают.

Ответы: (по велению сердца и души)

нет

Выступления детей.

Физкультминутка

2.Работа с учебником.

(урок 12, стр.42-45)

Исследовательская работа по тексту «Притча о добром самарянине».

Словарная работа.

Притча – рассказ с нравоучением.

Самаряне – жители одной местности в Палестине.

Заповедь – правило жизни.

Жить достойно – жить по заповедям Христа.

Возмездие – отплата за преступление, зло.

Ближний – всякий человек, который нуждается в помощи.

Покаялся – признал свою вину.

Падший – нравственно разложившийся.

Душа – внутренний мир человека, его сознание.

Прощение – простить кого – либо.

Чтение притчи вслух и беседа.

- Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Понравился самарянин?

- Чему она учит?

Выборочное чтение и ответы на вопросы.

- Ребята, найдите ответы на вопросы в тексте.

- Кто такой ближний?

- Если человек перед тобой виноват?

- Зачитайте, какому принципу человек никогда не должен следовать.

- Что произойдёт, если люди будут придерживаться этого принципа?

- Что стоит выше возмездие  или прощение?

Учитель: - Конечно, прощение.

«Любите врагов ваших!» - призывал Иисус Христос.

Это  необходимо для установления добрых отношений между людьми,  но не просто.

Слайд 5

На каждой парте листок со словами и их значением.

Слайд 6

Читают хорошо читающие дети.

Ответы детей.

Да.

Милость нужно оказывать любому нуждающемуся в ней человеку.

Дети ищут.

Всякий человек, который нуждается в помощи.

Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Как ты ко мне, так и я.

Начнутся войны, ссоры и горе.

Прощение стоит выше, чем возмездие.

Итог урока.

  1. Говоришь  ли своим близким, что ты их любишь, нуждаешься в них?
  2. Переживаешь ли ты с  другом  его  проблему?
  3.  Считаешься ли ты с мнением других, если думаешь, что прав?
  4. Если тебя оскорбили, легко ли ты прощаешь обиду?
  5. Часто ли ты хвалишь людей?

-  Кто ответил  положительно  на все вопросы?

- Спасибо. Я думаю, вы уже на пути к  милосердию.  Делайте добро, радуйте хорошими поступками своих близких и незнакомых вам людей.  Жизнь  наполнится  счастьем, потому что другим людям спокойно и радостно.

Запомните: когда вы проявляете милосердие   к

другим людям,  весь мир становится добрее.

Сделаем   вывод:

-   Милосердие – это любовь, которая выражена в действии.

- Все мы разные, но понятие  милосердия одинаково для  всех.

Слайд 7

Ученики письменно отвечают на вопросы.

Дети поднимают руки.

Слайд 8

Рефлексия

Лист самооценки урока

1. На уроке мне больше всего понравилось…___________________________

2. На уроке мне не понравилось… ____________________________________

3. Из урока мне запомнилось…_______________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о…._________________________________

Детям раздаются листочки для рефлексии

Домашнее задание

 

Стр.42-45 читать, вопросы и задания на стр.45

Ученики записывают домашнее задание.

Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...