Главные вкладки

    Конспект "Заповеди"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Гречишкина  Татьяна  Викторовна

    Урок 11.ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл terad.docx540.72 КБ
    Microsoft Office document icon municcipalnoe_bjudzhetnoe_obrazova-23086.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    УРОК 11

    Заповеди

    Зачем Бог дал человеку нравственный закон?

    D:\Мама\Иллюстрации\Голубь-мира-белый-голубь-_4b8f8b7a5a7e5-p.gif

            ______________________

            ______________________D:\Мама\Иллюстрации\Малый-деревянный-мост-или_4ceea30708e0f-p.gif

    http://read.ru/images/illustrations/13203188813867222229.jpeg

                                                                         

    ________________________________

    ________________________________

                Три с лишним тысячи лет назад  http://www.jakoloruje.pl/img/mojzesz-4-b4573.jpg

        пророк _______________ и его люди  

        видели, как задымилась и затряс-  

        лась гора _________.

                _______________ поднялся на

        дымящийся ____________,   чтобы

        там встретить ______ и получить от

        Него ________________.

               

                Бог Сам начертал эти

         __________________ на каменных

         плитах __________________.

     

    ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

     

    ________________________________________

    ________________________________________

    ____________________________

    ____________________________

    ____________________________

                  ЗАПОВЕДИ                                                     ЛЮБВИ                                    

                                                           К БЛИЖНИМ

                           

     

    Какую заповедь нарушила старуха из сказки о золотой рыбке?

    _____________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Курс ОРКСЭ  Модуль «Основы православной культуры»

    План – конспект урока № 11

    Тема урока «Заповеди»

    4 класс

    Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний

    Цель: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями, с их структурой и значением, формировать понятие, что  заповеди помогают  людям различать добро и зло, влияют на внутренний мир человека.

    Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    -принятие и  освоение социальной роли обучающегося,

    -способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций,

    - формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,

    - развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и и сопереживания чувствам других людей.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

    -овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    -уметь слушать собеседника и вести диалог. готовность признавать существование других точек зрения и  уметь излагать свою, давать оценку событиями явлениям.

    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

    -знакомить с основными нормами религиозной морали.

    -понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества

    -формировать уважительное отношение к религии

    -осознавать ценности человеческой жизни

    Оборудование урока: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры 4-5 класс проектор, экран, презентация,

    Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.

    Методы:

    -по виду источника информации: словесные (беседа), наглядные (презентация),  практические (работа в группах, работа с учебником, текстом), по виду учебной деятельности (самостоятельная работа, работа в группах, с раздаточным материалом).

                                              Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

    п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Самоопределение к деятельности

    Организация начала урока.

    Актуализация

    Знаний

    Вывод

    Игра «Продолжи фразу»

    Изучение новой темы.

    Переход к изучению новой темы

    Новые понятия

    Работа с учебником стр. 40-41 самостоятельное чтение

    Закрепление.

    Игра «Народная мудрость»

    Работа в группах.

    На экране эпизоды из жизни  детей

    Работа в тетради

    Звучит песня Татьяны Мухаметшиной «О доброте»  

    Рефлексия

    Определение успешности  работы на уроке

    Домашнее задание

    Создает эмоциональный настрой на урок

    Вот звонок нам дал сигнал:

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем

    И работать начинаем.

    Слайд 1 Тема урока

    Вы узнаете:

    -что общего у убийства и воровства,

    -как зависть гасит радость,

    Разберемся в понятии, которое является темой урока.

    -убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться

    Проводит параллель с ранее изученным материалом, ведет подводящий диалог

    -что такое совесть?

    -какие два важных дела Творец поручил совести?

    -что самое главное в жизни человека?

    -что означает раскаяние?

    -что значат для православных христиан покаянные молитвы?

    -как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

    -почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

    Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане»

    Подводит учащихся к выводу о совести и раскаянии.

    Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

    Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей, помогать им, заботиться о них, всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

    Слайд 2. Любовь к Богу.

    Экран: дано начало фразы.

    -«Царство божие находится……»

    -«Бог – это…»

    -«Чтобы полюбить Бога, мы должны…»

    -«Любовь – основание…..»

    -«Выражение нашей любви…»

    -«Помогает нам отличить добрые дела от злых…..»

    -«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы…»

    Экран: полученные выводы

    Слайд5. нравственный закон.

    а) Беседует с детьми.

    -Религия-вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь. Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

    Слайд 6. Дорога к Богу.

    -Но у кого-то совесть чуткая, у кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

    -Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

    -Для учащихся школ тоже существуют правила. Какие правила школьников вы выполняете?

    -Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны от Бога.

    Слайд 7. Определение.

    «Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества»

    -Какие главные слова в определении?

    Слайд 8 Иллюстрация «Моисей с заповедям на горе Синай»

    б)Рассказывает о получении Моисеем Заповедей от Бога.

    Слайд 8 «Десять заповедей»

    в)Формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником   г)Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, побуждает к высказыванию своего мнения

    -Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

    -Чему учит заповедь «Не убий»?

    -Почему нельзя красть?

    -Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?

    -Почему нельзя лгать, клеветать, осуждать?

    д) дает задание на поиск в тексте особенностей

    -стр. 41 прочитать народную мудрость о лжи

    Подводит обучающихся к выводу о  значении заповедей для людей

    -Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и себе.

    В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти проповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

    Проверяет, как запомнили и поняли заповеди Божии о любви к ближнему

    Организует вовлеченность учащихся в работу на уроке.

    -Перед детьми каждой группы пословицы: о какой заповеди в них сказано?

    Слайд 9

    Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

    Организует самостоятельную работу в тетради.

    -Заполнение таблицы «От чего предостерегают заповеди. И как советует поступить любящее сердце».

    Слайд 10

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    -Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

    -Были ли у вас  случаи преодоления себя?

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

    -На партах в конвертах лежат разноцветные кружки. Если вам на уроке было все понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок, если вы испытывали затруднения, немного недовольны – желтый, если же на уроке было трудно, вы недовольны собой – синий. На доске – необычная елочка – дерево наших успехов. Украсьте елочку своими кружками.

    Комментирует домашнее задание

    -1 ответить на 2 вопрос в тетради

    -2 обсудить с родителями вопросы учебника стр. 41

    Прозвенит сейчас звонок – всем спасибо за урок!

    -

    Включаются в учебную деятельность

    Участвуют в диалоге

    -внутреннее  ощущение человеком  добра и зла, внутренний советчик и судья.

    -перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!

    -быть в ладу со своей совестью

    -изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам

    -шаг в раскаянии, покаянные молитвы к Богу.

    -

    -кающийся человек выталкивает плохой поступок из своего сердца, исправляет свою ошибку. К нему приходит радость

    Положительные эмоции. Внимание других, знание этических норм.

    Слушают и стараются  осознать то, что надо уметь слышать свою совесть и поступать по ее подсказкам. Исправляя свои ошибки.

    Учащиеся заканчивают фразу

    -«Внутри нас, в нашем сердце»

    -«Любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его»

    -«Научиться любить других людей»

    -«Всей христианской жизни»

    -«Добрые дела»

    -«Нравственный закон – совесть»

    -«Не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом»

    Слушают

    Выявляют закономерность необходимости  правил  поведения в обществе.

    Участвуют в диалоге

    Читают и запоминают определение

    Участвуют в диалоге

    Слушают

    Читают текст учебника. находят информацию

    Вступают в учебный диалог.

    анализируют заповеди. высказывают свое мнение.

    Находят понятие

    Запоминают основные позиции нового материала.

    Включаются в работу групп.

    анализируют пословицы.

    делают выводы, сотрудничают с товарищами

    Делают выводы.

    Выполняют задание в тетради.

    Слушают песню.

    Высказывают свое мнение

    Осуществляют самооценку,

    Анализируют работу на уроке.

    Называют позиции нового материала и как они их усвоили.

    Крепят кружки на доску

    Записывают задание в дневники

    Личностные.

    (самоопределение)

    Регулятивные:

    целеполагание.

    Познавательные:

    общеучебные.

    Логические

    Коммуникативные:

    умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении ситуации.

    Познавательные:

    выделение необходимой информации

    Познавательные УУД: выделение необходимой информации;

    регулятивные: умение выражать свои мысли;

    коммуникативные: умение вступать в диалог.

    Познавательные:

    общеучебные,

    умение структурировать знания

    Коммуникативные:

    умение вступать в диалог и выражать свои мысли.

    Познавательные: формулирование правила

    Коммуникативные.

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

    Познавательные поискового характера; коррекция знаний

    Регулятивные:

    контроль

    Коммуникативные:

    Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, учебное сотрудничество

    Познавательные: выделение необходимой информации

    Коммуникативные

    Регулятивные:

    самоконтроль, прогнозирование

                                      Список литературы

    1 Кураев «Основы православной культуры» 4-5 класс

    2  Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры

    3  Интернет-ресурсы

                                  Приложения.

    1. Презентация к уроку.
    2. Пословицы

    а) На свете все найдешь, кроме отца и матери.

        Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

        Почитай учителя. Как родителя.

              б) Шила в мешке не утаишь.

                   Кто сам врет, другим не верит.

                   Сколько веревочке не виться, а конец будет.

                   

               в) Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.

                    Легко добыто, легко и прожито.

                    Знает кошка, чье мясо съела.

                г) Не коси глаз на чужой квас.

                    Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

                    В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

                 д) Худой мир лучше доброй драки.

                     Не убьешь словом. Так опозоришь.

                     Не бранись: не чисто во рту будет.

                 е)  Друг познается в несчастии.

                      Любишь розу, так терпи шипы.

                       С виду хорош. А продаст за грош.


    Рабочая тетрадь. Урок 11

    Заповеди

    Люди, любите друг друга!

    Задание 1.

    Заполни таблицу по образцу:

    заповедь

    от чего предостерегает заповедь

    как советует поступить любящее сердце

    «Почитай отца твоего

    и мать твою»

    от неуважения к родителям и вообще к старшим

    слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

    «Не убий»

    прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

    от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

    не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

    Задание 2.

    Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________