Конспект "Заповеди"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Урок 11.ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terad.docx540.72 КБ
Microsoft Office document icon municcipalnoe_bjudzhetnoe_obrazova-23086.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УРОК 11

Заповеди

Зачем Бог дал человеку нравственный закон?

D:\Мама\Иллюстрации\Голубь-мира-белый-голубь-_4b8f8b7a5a7e5-p.gif

        ______________________

        ______________________D:\Мама\Иллюстрации\Малый-деревянный-мост-или_4ceea30708e0f-p.gif

http://read.ru/images/illustrations/13203188813867222229.jpeg

                                                                     

________________________________

________________________________

            Три с лишним тысячи лет назад  http://www.jakoloruje.pl/img/mojzesz-4-b4573.jpg

    пророк _______________ и его люди  

    видели, как задымилась и затряс-  

    лась гора _________.

            _______________ поднялся на

    дымящийся ____________,   чтобы

    там встретить ______ и получить от

    Него ________________.

           

            Бог Сам начертал эти

     __________________ на каменных

     плитах __________________.

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

 

________________________________________

________________________________________

____________________________

____________________________

____________________________

              ЗАПОВЕДИ                                                     ЛЮБВИ                                    

                                                       К БЛИЖНИМ

                       

 

Какую заповедь нарушила старуха из сказки о золотой рыбке?

_____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ  Модуль «Основы православной культуры»

План – конспект урока № 11

Тема урока «Заповеди»

4 класс

Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями, с их структурой и значением, формировать понятие, что  заповеди помогают  людям различать добро и зло, влияют на внутренний мир человека.

Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-принятие и  освоение социальной роли обучающегося,

-способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций,

- формировать целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы,

- развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и и сопереживания чувствам других людей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

-овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

-уметь слушать собеседника и вести диалог. готовность признавать существование других точек зрения и  уметь излагать свою, давать оценку событиями явлениям.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-знакомить с основными нормами религиозной морали.

-понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества

-формировать уважительное отношение к религии

-осознавать ценности человеческой жизни

Оборудование урока: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры 4-5 класс проектор, экран, презентация,

Ключевые понятия урока: Заповеди, различение добра и зла.

Методы:

-по виду источника информации: словесные (беседа), наглядные (презентация),  практические (работа в группах, работа с учебником, текстом), по виду учебной деятельности (самостоятельная работа, работа в группах, с раздаточным материалом).

                                          Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Самоопределение к деятельности

Организация начала урока.

Актуализация

Знаний

Вывод

Игра «Продолжи фразу»

Изучение новой темы.

Переход к изучению новой темы

Новые понятия

Работа с учебником стр. 40-41 самостоятельное чтение

Закрепление.

Игра «Народная мудрость»

Работа в группах.

На экране эпизоды из жизни  детей

Работа в тетради

Звучит песня Татьяны Мухаметшиной «О доброте»  

Рефлексия

Определение успешности  работы на уроке

Домашнее задание

Создает эмоциональный настрой на урок

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слайд 1 Тема урока

Вы узнаете:

-что общего у убийства и воровства,

-как зависть гасит радость,

Разберемся в понятии, которое является темой урока.

-убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться

Проводит параллель с ранее изученным материалом, ведет подводящий диалог

-что такое совесть?

-какие два важных дела Творец поручил совести?

-что самое главное в жизни человека?

-что означает раскаяние?

-что значат для православных христиан покаянные молитвы?

-как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

-почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане»

Подводит учащихся к выводу о совести и раскаянии.

Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей, помогать им, заботиться о них, всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

Слайд 2. Любовь к Богу.

Экран: дано начало фразы.

-«Царство божие находится……»

-«Бог – это…»

-«Чтобы полюбить Бога, мы должны…»

-«Любовь – основание…..»

-«Выражение нашей любви…»

-«Помогает нам отличить добрые дела от злых…..»

-«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы…»

Экран: полученные выводы

Слайд5. нравственный закон.

а) Беседует с детьми.

-Религия-вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь. Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

Слайд 6. Дорога к Богу.

-Но у кого-то совесть чуткая, у кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

-Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

-Для учащихся школ тоже существуют правила. Какие правила школьников вы выполняете?

-Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны от Бога.

Слайд 7. Определение.

«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества»

-Какие главные слова в определении?

Слайд 8 Иллюстрация «Моисей с заповедям на горе Синай»

б)Рассказывает о получении Моисеем Заповедей от Бога.

Слайд 8 «Десять заповедей»

в)Формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником   г)Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, побуждает к высказыванию своего мнения

-Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

-Чему учит заповедь «Не убий»?

-Почему нельзя красть?

-Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?

-Почему нельзя лгать, клеветать, осуждать?

д) дает задание на поиск в тексте особенностей

-стр. 41 прочитать народную мудрость о лжи

Подводит обучающихся к выводу о  значении заповедей для людей

-Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и себе.

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти проповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Проверяет, как запомнили и поняли заповеди Божии о любви к ближнему

Организует вовлеченность учащихся в работу на уроке.

-Перед детьми каждой группы пословицы: о какой заповеди в них сказано?

Слайд 9

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

Организует самостоятельную работу в тетради.

-Заполнение таблицы «От чего предостерегают заповеди. И как советует поступить любящее сердце».

Слайд 10

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

-Были ли у вас  случаи преодоления себя?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

-На партах в конвертах лежат разноцветные кружки. Если вам на уроке было все понятно, вы довольны своей работой, то возьмите красный кружок, если вы испытывали затруднения, немного недовольны – желтый, если же на уроке было трудно, вы недовольны собой – синий. На доске – необычная елочка – дерево наших успехов. Украсьте елочку своими кружками.

Комментирует домашнее задание

-1 ответить на 2 вопрос в тетради

-2 обсудить с родителями вопросы учебника стр. 41

Прозвенит сейчас звонок – всем спасибо за урок!

-

Включаются в учебную деятельность

Участвуют в диалоге

-внутреннее  ощущение человеком  добра и зла, внутренний советчик и судья.

-перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек; после ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!

-быть в ладу со своей совестью

-изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам

-шаг в раскаянии, покаянные молитвы к Богу.

-

-кающийся человек выталкивает плохой поступок из своего сердца, исправляет свою ошибку. К нему приходит радость

Положительные эмоции. Внимание других, знание этических норм.

Слушают и стараются  осознать то, что надо уметь слышать свою совесть и поступать по ее подсказкам. Исправляя свои ошибки.

Учащиеся заканчивают фразу

-«Внутри нас, в нашем сердце»

-«Любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его»

-«Научиться любить других людей»

-«Всей христианской жизни»

-«Добрые дела»

-«Нравственный закон – совесть»

-«Не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом»

Слушают

Выявляют закономерность необходимости  правил  поведения в обществе.

Участвуют в диалоге

Читают и запоминают определение

Участвуют в диалоге

Слушают

Читают текст учебника. находят информацию

Вступают в учебный диалог.

анализируют заповеди. высказывают свое мнение.

Находят понятие

Запоминают основные позиции нового материала.

Включаются в работу групп.

анализируют пословицы.

делают выводы, сотрудничают с товарищами

Делают выводы.

Выполняют задание в тетради.

Слушают песню.

Высказывают свое мнение

Осуществляют самооценку,

Анализируют работу на уроке.

Называют позиции нового материала и как они их усвоили.

Крепят кружки на доску

Записывают задание в дневники

Личностные.

(самоопределение)

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные.

Логические

Коммуникативные:

умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении ситуации.

Познавательные:

выделение необходимой информации

Познавательные УУД: выделение необходимой информации;

регулятивные: умение выражать свои мысли;

коммуникативные: умение вступать в диалог.

Познавательные:

общеучебные,

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение вступать в диалог и выражать свои мысли.

Познавательные: формулирование правила

Коммуникативные.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные поискового характера; коррекция знаний

Регулятивные:

контроль

Коммуникативные:

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, учебное сотрудничество

Познавательные: выделение необходимой информации

Коммуникативные

Регулятивные:

самоконтроль, прогнозирование

                                  Список литературы

1 Кураев «Основы православной культуры» 4-5 класс

2  Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры

3  Интернет-ресурсы

                              Приложения.

  1. Презентация к уроку.
  2. Пословицы

а) На свете все найдешь, кроме отца и матери.

    Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

    Почитай учителя. Как родителя.

          б) Шила в мешке не утаишь.

               Кто сам врет, другим не верит.

               Сколько веревочке не виться, а конец будет.

               

           в) Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.

                Легко добыто, легко и прожито.

                Знает кошка, чье мясо съела.

            г) Не коси глаз на чужой квас.

                Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

                В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

             д) Худой мир лучше доброй драки.

                 Не убьешь словом. Так опозоришь.

                 Не бранись: не чисто во рту будет.

             е)  Друг познается в несчастии.

                  Любишь розу, так терпи шипы.

                   С виду хорош. А продаст за грош.


Рабочая тетрадь. Урок 11

Заповеди

Люди, любите друг друга!

Задание 1.

Заполни таблицу по образцу:

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

Задание 2.

Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________