Главные вкладки

    Урок 9 курса «Основы Православной культуры».
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Гречишкина  Татьяна  Викторовна

    Конспект урока "Православное учение о человеке"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_pravoslavnoe_uchenie_o_cheloveke._dusha.doc76 КБ
    Файл tetrad.docx303.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 9  курса  «Основы Православной культуры».

                                                   

    Тема: Православное учение о человеке.

    Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

    Задачи:

    1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

    2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

    3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

    Планируемые результаты  урока        

            

    личностные        Смыслообразование, формирование основ православной и гражданской идентичности, эмоциональная и личностная оценка        

    предметные        представления о празднике Пасха        

    метапредметные

    регулятивные УУД :самооценка, взаимооценка, целеполагание, планирование деятельности

    познавательные УУД: работа с текстом, поиск информации анализ, синтез, классификация

    коммуникативные УУД:построение высказывания, опознавательный анализ, умение работать в парах в группе, коллективный поиск.

    Основные понятия:  Спаситель,душа

     

    Межпредметные  связи:  литература

    Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке»   К.Д.Ушинского для каждого учащегося.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

    1. Актуализация знаний.

            1) Опрос (по желанию).

    Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

    1. Блиц – опрос «Основы православия».
    • Кто такие христиане?
    • Что значит быть православным человеком?
    • Что значит слово «молиться»?
    • Как по-другому называют Библию?
    • Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
    • Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
    • Чем человек отличается от животных?

     - Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.  

    3. «Открытие» нового знания.

     

    1. Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

    Чудный домик.

    К.Д.Ушинский

    Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

    В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

    Ответы:              Домик – т _ _ о  (тело) человека

                                 Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

                                 Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

                                 Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

                                 Хозяйка – д _ _ а  (душа) человека

    - А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

    - О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?  

    - Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».

              2) Беседа.

    - Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

    - Как вы думаете, что такое «тело»?

    - Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.

     - А что же такое душа? Какому Миру она  принадлежит?

     

    3) Построение информационной карты слова.

    - Давайте вместе составим информационную карту  слова «душа».

                                   1

    1. Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
    2. Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
    3. Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
    4. Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
    5. Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
    6. Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
    7. Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

    - Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

    Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

    - Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?

    Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

    - Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

    Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

    - Давайте подведем итог:  что же такое  душа?

    4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.

    - А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»

    4.Первичное закрепление.

    1. Выборочный пересказ текста.

    - Расскажи,  с чем автор учебника сравнивает душу.

    - Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

    - Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

    - Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.

    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

    - Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

    - Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

    - Как Библия рассказывает о происхождении души?

    - Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

    6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

    - Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

    - Объясните, как поняли эти предложения.

    1. Обобщение  изученного на уроке.

        Работа с текстом К.Д.Ушинского.

    - А сейчас я предлагаю вам размышлением  на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

    - Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.

    «Размышления маленького христианина о человеке»

    (Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

    «Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

    Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

    Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

    Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

    Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

    Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

     Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

    Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

    В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

    Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

    К.Д.Ушинский.    

    - Расскажите о ваших впечатлениях.

    - Какая главная мысль этих размышлений?

    - Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

    Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):

    • Дар слова
    • Память
    • Воображение
    • Вера в Бога
    • Желание и возможность сделаться лучше

    - Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

    - Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

    - Бог-Творец.

    Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

    7. Итог.

    - Какие свойства  человеческой души составляют внутренний мир человека?

    1. Рефлекия.

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что…



    Предварительный просмотр:

    Православное учение о человеке

                                    У человека есть

                         ДУША                        и                              ТЕЛО

       (образ Божий в человеке)                                (храм для души)

    ходит

    думает

    питается

    мечтает

    любит

                                                            болеет                                                  

    Чем человек отличается от животного?

    инстинкт

    свобода

    речь

     творчество                         различение добра и зла

    Если болит

    ТЕЛО                                   ДУША

    Нужно

                           ___________________________               ___________________________

                             Чем вылечить болезни души

                 НЕНАВИСТЬ                                                              ПРЕДАННОСТЬ

                 ЗАВИСТЬ                                                                                ПРАВДА

                 ЛОЖЬ                                                                                     ЛЮБОВЬ

                 ЖАДНОСТЬ                                              ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

                 ЖЕСТОКОСТЬ                                                                     РАДОСТЬ

                 ПРЕДАТЕЛЬСТВО                                                           ЩЕДРОСТЬ

                 РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ                                           МИЛОСЕРДИЕ

    (найди пару и соедини стрелочками)

    Вставь недостающие слова

    Не позволяй душе ________________,

    Чтоб в ступе воду не толочь.

    Душа обязана ____________________

    И день и ночь, и день и ночь.

    Н. Заболоцкий

    Проанализируй один день своей жизни по табличке

    Мои добрые дела

    Добрые дела окружающих


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по основам православной культуры и нравственности

    Тема: Защитники Отечества.Цели:1.  Углубить знания детей о святых защитниках Отечества.2. Развивать у школьников речь, мышление, воображение, способность выбирать средства языка в соответст...

    Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

    Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

    Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

    На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

    Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

    Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

    Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

    Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...