Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Смирнова Татьяна Петровна

Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Конспект урока по Основам православной культуры и светской этики с по теме «Подвиг»

Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и человеческой жертвенности; познакомить детей с  понятием «подвиг», дать представление о том, что изменение линии поведения в лучшую сторону тоже является подвигом человека для самого себя; познакомить с историями из жизни, когда люди совершали геройские подвиги.

Задачи: 1. Формировать интерес школьников к православной культуре.

             2. Обогащать, активизировать культурологический словарь. Узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов: подвиг, жертва, подвижник.

             3. Развивать умение работать в группе; работать с иллюстративным материалом; высказывать и отстаивать свою точку зрения; читать и извлекать нужную информацию из текста.

             4. На примере жизни великих подвижников и простых людей воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

  • развивать осознанное понимание значимости “подвига” в реальной человеческой жизни;
  • воспитывать отношение к подвигу, как к проявлению жертвы ради себя и ради другого человека.

метапредметных результатов

  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
  • развивать умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования;
  • формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметных результатов

  • раскрыть сущность понятия “подвиг”, “подвижник”, “жертва” в православной культуре;
  • способствовать осознанию учащимися сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру;
  • формировать у детей желание быть внимательным к людям, преодолевая собственный эгоизм.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Используемые методы и технологии обучения:

1.традиционная, компьютерная, технология критического мышления.

2.словесные, наглядные, практические методы.

Формы организации деятельности:

1.фронтальная

2.групповая

3.индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, словари.

Структура и ход урока

1.Организационная часть.Слайд1.

-Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки и, вместе с теплом руки, передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас.

-Пожелали?

-Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.

2. Проверка домашнего задания.

-Давайте вспомним, о чём шла речь на прошлом уроке. 

(Как христианство пришло на Русь.)

-Я предлагаю вам разгадать кроссворд по пройденной теме в индивидуальных компьютерах

1.С именем, какого князя связано крещение на Руси? (Владимир)

2.Как называется река, в которой происходило крещение? ( Днепр)

3.Как называется священное действие православного христианина, во время которого на человека снисходит божественная благодать Святого Духа? (Таинство)

4.Что означает в переводе с греческого « дом Господа»? ( Церковь)

5.Как называется покаяние в грехах перед священником? ( Исповедь)

6.Как называется холм в окрестностях Иерусалима, на котором был распят Иисус Христос. (Голгофа)

- Какое по горизонтали ключевое слово получилосьу вас получилось?

(Ключевое слово «ПОДВИГ»)

3.Определение темы, цели, постановка учебно-познавательных задач урока.

- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде?

-Назовите тему нашего урока?

(Подвиг).

- Какие цели мы можем поставить перед собой?

(Познакомимся с православным пониманием подвига.)

- Какие задачи мы будем решать на уроке?

(Совершенствовать навыки чтения текста различных стилей, логически строить свои ответы, умение слушать собеседника и вести с ним диалог. Расширять кругозор в понимании моральных ценностей в жизни человека.)

- Попробуйте растолковать значение этого слова.  

(Ответы детей)

- Можем ли мы самостоятельно найти точное определение, что такое «ПОДВИГ»

( Нет.  Нам понадобятся словари.)

4.Исследовательская  работа. Работа в группах

Работать будем в группах. Откроем словари и найдём нужную нам информацию.

(Работа по группам каждая группа получает на карточках задание).

1 группа: выяснить значение слова «подвиг», работая с толковым словарем [4]

ПО́ДВИ,-а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершитьп. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины.

2группа: выяснить значение слова «подвиг»,работая со словарем православной культуры. [5]

ПОДВИГ, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т. п.)

3группа:подобрать синонимы к слову «подвиг» работа со словарем синонимов[1]

Подвиг:поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа.

(Каждая группа зачитывает выполненное задание)

-Разберите по составу слово подвиг.

-Подберите однокоренные слова.

(Двигаться,движение)

-Правильно.

5.Усвоение новых знаний.

Откройте учебник и прочитайте на с.90  абзац 1 и 2.[2]

(Дети читают)

(Подвиг-это слово, однокоренноесловам «двигаться», «движение» и «подвижник». Причем это движениеотсвоейкорысти, незахват, а жертва.  

Жертва- там, гдечто-топо-настоящемудорогое и ценимоеотдаютнавсегда. Отдаютбезпринуждения и безсожаления.)

Слайд 3.

-«Жизньчеловеческаяисчисляетсянеднями и годами, а добрымиделами и полезнымитрудами»-  говоритнароднаямудрость.А еще и подвигами.

У вас на парте лежит листочек. Прочитайте толкование слова «подвиг».

(Дети читают)

ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким – либо чувством; принесение жертвы ради другого человека, ради себя, ради Родины, ради служения Богу.

Работа в парах.

А как вы думаете, какие бывают подвиги? Обсудите это, работая в парах.

Слайд 4.

(Подвиги бывают разными: воинский подвиг, трудовой подвиг, научный подвиг, гражданский подвиг, подвиг ежедневного труда)

- Итак, подведем итоги нашей исследовательской работы.

Работа по тексту учебника.Слайд 5.

Подвиг ради себя- это один из тихих, но очень важный для самого человека

Обратимся к странице 90  учебника, 4 абзац «Делая, например, физическую зарядку…»[2]

(Дети зачитывают)

- Кто может привести примеры подвига ради себя?

(Дети приводят примеры из своей жизни)

Правильно, ребята. Подвиг ради себя – это работа над собой, своими привычками, своим поведением. Это умение извиниться, признать свои ошибки.

-Часто в сказках есть слово «подвиг» – это протянутая рука помощи, храбрость добрых дел и отзывчивость человеческого милосердия. В каждом подвиге мы слышим кольчужный рокот богатырских дружин, бесстрашно сдерживающих недруга.

6.Физминутка « Богатырская сила» [8 ]Слайд 6.

7.Рассматривание темы урока с точки зрения современности.

- Во время Великой Отечественной войны нашим старшим поколением совершалось неисчислимое количество воинских подвигов. В этом году отмечалась 75 годовщина битвы под Москвой. Мы много читали и беседовали о том героическом времени. Давайте вспомним некоторых героев, и какие подвиги они совершили.

(Дети отвечают.)

Ребята, а  в наше время есть место воинскому подвигу?

(Да. Российские военные помогают Сирии освободиться от  ИГИЛ.) Слайд 7.

Авианаводчик, лейтенант Александр Прохоренко, попал в окружение под Пальмирой (Сирия). Не имея шансов отступить, лейтенант вызвал огонь на себя, погиб сам и похоронил сбежавшихся на добычу боевиков ИГИЛ.[10]

-Но ещё есть подвиги духовные, хотя, например, подвиг защиты Отечества тоже требует высоты духа, мужества, веры, да и об остальных подвигах можно сказать то же самое. Почему? Потому что они требуют «душу свою положить за други своя», т. е. отрешиться от себя, пожертвовать собой, чтобы остаться до конца верным соотечественникам, своей Родине и своей вере. Слайд 8.

-О том, как именнопогиб сотрудник правоохранительных органовМагомед Нурбагандов, коллеги узнали из видеозаписи на телефоне, который обнаружили у одного из ликвидированных в ходе спецоперации боевиков. Несмотря на угрозытеррористов, полицейский не сдал своих коллег. "Работайте, братья" - таковы были его последние слова.[10] Слайд 9.

-10 января 2016 года по каналу « Россия» показывали  репортаж о инспекторе постовой службы Даниле Максудове. Спасая замерзающих людей, он отдал свой полушубок, варежки. В эти минуты,он не думал о последствиях для себя, главное помочь людям.

-Можно ли действия Данилы  назвать подвигом?

(Дети отвечают.)Слайд 10.

-А вот что сказал  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. [7]

-А эти подвиги, ребята, были совершены ради кого?

( Эти подвиги совершены ради другого человека, ради ближнего)Слайд 11.

Самый значительный подвиг – это подвиг ради Бога.Слайд 12.

Монахи, отрешаясь от мира, совершают много подвигов: первый и самый главный — подвиг любви к Богу, следовательно, и к каждому человеку, так как каждый христианин несёт в себе образ Божий.

-Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть привычки считать себя центром жизни. Христос сказал, что его ученики могут свернуть горы. С тех пор прошло 2000 лет. Но многие горы сдвинулись? Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать себе лучший кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.

-Кто такие подвижники?

 В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегованайдите,что означает слово « подвижник».

(Дети зачитывают.)

( ПОДВИЖНИК- это реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие- либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.) [4]

8.Рассказ учителя об искушенииИисуса Христа в пустыне.

-Иисус Христос после крещения «возведён был Духом в пустыню». Для чего? Он готовился к искупительному подвигу, к служению людям. Давайте разберёмся.

-Мог ли Господь совершить чудеса?

(Дети отвечают.)

-На что надеялся сатана?

(Дети отвечают.)

-Если Господь с начала Своего подвига пойдёт таким путём – всё совершать Божественной силой, тогда подвиг не совершится – Господь избежит страданий и смерти и не произойдёт наше с вами спасение. Но Подвигоположник  Христос, преодолев искушение в начале служения, совершил спасение человека.

9.Работа с иллюстрацией в учебнике. И. Крамской «Христос в пустыне».

-Откройте страницу 90 учебника.[2]

- Что вы видите на этой картине?

(Христос  сидит босой, смотрит куда- то вниз, сидит на камнях…)

- Скажите, а что же происходит на картине?

(Этот человек страдает от чего-то, может его, мучает сложный  вопрос..)

-Это  знаменитая картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне». Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала еще нога ни одного человека. Мы видим, что пустыня усеяна огромными камнями, и сам Христос изображён сидящим на одном из таких камней, а камень — символ решительности. Словом, и весь облик Христа, и пейзаж говорят о том, что выбор сделан определённый:

Иди к униженным,

Иди к обиженным —

Там нужен ты.  

Подвижник- это тот человек, который избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносится с этой святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.Люди совершают подвиг ради исполнения воли Бога.

-Многие подвижники совершают свои подвиги втайне от других людей, ведь они делают это не ради славы.

Как вы думаете, почему?

(Дети отвечают.)

 -А ведь есть  у нас подвижник Земли Русской. Вот одни из них: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Тихон Задонский. [10]

-В Евангелии есть слова Христа:

-«Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне».

 Это призыв –

а) не делать добро напоказ и

б) жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости.

10.Закрепление изученного.

-Сегодня мы с вами постарались разобраться что такое «Подвиг» и «Подвижник».

Давайте теперь проверим, правильно ли вы поняли, выполните тест по этой теме.

Тест [Приложение1]

1. Подвиг совершается тогда:

А) человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;

Б) люди, помогая кому-то, ищут себе славы;

В) человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.

2. Можно ли считать “мученичество”, которое человек принял за свою веру, подвигом:

A) да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;

Б) нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;

B) нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.

3. Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина:

“Тот не погиб - кто пал в борьбе.
Держа в руках святое знамя....
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя...”

A) Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;

Б) В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;

B) Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.

Взаимопроверка

11. Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
Отметьте нужный ответ[Приложение 2]

1.

На уроке я работал

Активно

Пассивно

2.

Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

3.

Урок для меня показался

Коротким

Длинным

4.

За урок я

Устал

Не устал

5.

Мое настроение

Стало лучше

Стало хуже

6.

Материал урока

Понятен

Не понятен

Полезен

Бесполезен

Интересен

Скучен

Был легким

Был трудным

7.

Полученные знания

Буду обсуждать с близкими

Не буду обсуждать с близкими

12.Домашнее задание.  (Дифференцированное по выбору 1 или 2 задание)

1.Дополнить предложения на карточках[Приложение3]

Для меня подвиг это…

В жизни любого человека должен быть подвиг, потому что…

Самым лёгким подвигом для себя я считаю…

Самым трудным подвигом для себя я считаю…

Какой случай подвига вас особенно поразил?

2.На свитке желаний написать пожелания и добрые дела, которые вы бы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей.

13.Подведение итогов.

Помни, что ты в ответе перед теми людьми, которым будешь помогать в будущем. Смелее делай свой первый шаг в подвиг, в служение ближним своим, в веру. Помни, что рождение взрослого человека начинается с отказа от праздности и дерзости, с пресечения пустословия, зависти и самолюбия. Оно происходит от готовности трудиться, со способности быть открытым и добрым.

Стать добрым человеком – это великий подвиг. Ведь доброта сияет как солнце – для других, а для тебя это строгая дисциплина, ответственность за каждую мысль и бесконечная вереница благодеяний. Это, значит, каждое мгновение надо спрашивать себя: а всё ли я сделал хорошо, помог ли я тем, кто меня окружает, не обидел ли кого?

Звучит песня « Спешите делать добрые дела»

Литература. 

1.Александрова 3.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: « Русский язык», 2001.-497с

2.Кураев А.В., Основы православной культуры. 4-5классы, М.: «Просвещение»,2014. -90с. 

3. Кураев А.В., Основы православной культуры. Электронное приложение.4-5 классы М.: «Просвещение».2012.

4. Ожегов С. И.,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.-523с.

5.Скляревская Г. Н. «Словарь православной церковной культуры»М.:  «АСТ, Астрель"», 2008. -538 с.

6.Тишков В.А.,Шапошникова Т.Д.,Основы религиозных культур и светской этики.Книга для учителя. Справочный материал для общеобразовательных учреждений.- М.: « Просвещение»,2012. -246с.

7.Видео о подвиге полицейского Данила Максудова

:https://yandex.ru/video/search?text=.&path=wizard&parent-reqid=1487276705620234-1487236262188072106021975-sas1-5483&noreask=

8.Песня « Богатырская сила»http://iplayer.fm/song/20373043/bogatyrskaya_-_nasha_sila/

9.Песня «Спешите делатьдобрые дела» http://iplayer.fm/song/71523121

/Speshite_delat_dobrye_dela_-_1/

10.Картинки для презентации:

Купола Россииhttps://yandex.ru/images/search?img_url=https

Князь Владимир https://yandex.ru/images/search?p=1&text

Голгофаhttps://yandex.ru/images/search?text

Богатыри https://yandex.ru/images/search?img_url=http

Александр Прохоренко https://yandex.ru/images/search?p=1&text

Данила Максудов https://yandex.ru/images/search?p

МагомедНурбагандовhttps://yandex.ru/images/search?img_url=https

Сергий Радонежский https://yandex.ru/images/search?img_url=htt

Серафим Саровский https://yandex.ru/images/search?text

Тихон Задонскийhttps://yandex.ru/images/search?text

Тест Приложение1

1. Подвиг совершается тогда:

А) человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;

Б) люди, помогая кому-то, ищут себе славы;

В) человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.

2. Можно ли считать “мученичество”, которое человек принял за свою веру, подвигом:

A) да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;

Б) нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;

B) нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.

3. Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина:

“Тот не погиб - кто пал в борьбе.
Держа в руках святое знамя....
Нет, он не изменил себе,
Не угасил он в сердце пламя...”

A) Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеют веру, и те, кто ее не имеет;

Б) В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу;

B) Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою, до самого конца хранили в сердце пламя святой веры. А значит, они не погибли и вечно будут живы.

                                                                                                         Приложение 2

1.

На уроке я работал

Активно

Пассивно

2.

Своей работой на уроке я

Доволен

Не доволен

3.

Урок для меня показался

Коротким

Длинным

4.

За урок я

Устал

Не устал

5.

Мое настроение

Стало лучше

Стало хуже

6.

Материал урока

Понятен

Не понятен

Полезен

Бесполезен

Интересен

Скучен

Был легким

Был трудным

7.

Полученные знания

Буду обсуждать с близкими

Не буду обсуждать с близкими

Карточка Приложение3

Для меня подвиг это…

В жизни любого человека должен быть подвиг, потому что…

Самым лёгким подвигом для себя я считаю…

Самым трудным подвигом для себя я считаю…

Какой случай подвига вас особенно поразил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ "Подвиг"

Общая информация Модуль - Основы православной культуры УМК - Школа России Тема урока - «Подвиг» Тип урока - Комбинированный Цель, задачи - Формирование знаний детей о понятии «подвиг» Задачи:учить дет...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...

Конспект урока по теме: Подвиг

Данный материал рекомендую использовать на уроке ОРКСЭ:Основы православной культуры.Целью урока является формирование у обучающихся понимания подвига и человеческой жертвенности. На уроке дети узнают,...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Большое спасибо, Татьяна Петровна! С вашего разрешения возьму данный конспект на вооружение!!! :))