Технологическая карта по ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Рындина Елена Александровна

Урок "Библия и Евангелие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Библия и Евангелие"4 класс39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №5,  модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Библия и Евангелие»

Учитель ОПК: Рындина Елена Александровна, 2019 г.

Технологическая карта урока.

  1. Организационная информация

1.1

Название предметного модуля

Название раздела

ОРКСЭ.

Модуль « Основы православной культуры»

1.2

Автор УМК

Кураев А.В.

  1. Методическая информация

1.

Тема урока

Библия и Евангелие.

2.

Содержание темы урока

Христианин. Христианство. Библия, книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как он родился, чему учил людей. В ней 77 книг. Священное Писание Ветхого Завета-50 книг написано на древнееврейском языке. Завет- союз, договор Бога и человека. Писали ее пророки, они слышали Бога, открыли людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее. Время Ветхого Завета- ожидание прихода Христа. Христос - Божий избранник, отмеченный Божией печатью (помазанием). Евангелие - Священное Писание Нового Завета – 27 книг. Написано на древнегреческом языке апостолами. Откровение – важное, ранее недоступное становится очевидным. Бог открывается людям через совесть.  Откровение Божие для христиан - Библия. Молитва «Отче наш» - молитва Господня.

3.

Методы и приемы реализации содержания урока

 Беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в парах, творческая работа с иллюстративным материалом, словарями и Энциклопедией, ИКТ.

4.

Возраст обучающихся:

10-11 лет, 4 класс

5.

Целевые ориентиры:

Цель: Осмысление обучающимися значения книг Ветхого и Нового Завета, как нравственной основы жизни христиан и величайшего памятника истории и культуры.

Задачи:

1.Формировать бережное отношение к духовным ценностям российского народа, уважение к истории и культуре православного народа.

2. Продолжить развитие коммуникативных умений и навыков; навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров; умения слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

3. Познакомить со структурой и основным содержанием Библии: узнать значение слов: Библия, Евангелие, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, пророк, апостол, христианин, откровение.

4. Расширить словарный запас обучающихся.

5.1

Целевой ориентир на личностный результат:

Бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православного народа.

5.2

Целевой ориентир на метапредметный результат:

  • самостоятельность суждений; в волевой сфере: осознанность поведения и самоконтроля.
  • умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы
  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

  • расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления.  

 

Целевой ориентир на предметный результат:

Знакомство со структурой Библии. Узнать значение слов: Библия, Евангелие, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, пророк, апостол, христианин, откровение в культурных традициях православия. Бережное и уважительное отношение к культуре православия.

6.

Планируемые результаты:

Иметь  представление о Библии, Евангелии, Ветхом и Новом  Заветах. Расширение кругозора, развитие у обучающихся речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля.

6.1

Личностный результат

Воспитывать доброжелательность, милосердие, терпимость. Расширять кругозор, словарный запас.

6.2

Метапредметный результат

Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы

Формирование умения выделять  главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова.

6.3

Предметный результат

 Познакомить с названиями книг Ветхого и Нового Завета.  Дать представление о содержании и назначении Библии.

7.

Материально-техническое оснащение

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Библия и Евангелие», карточки для групповой работы, словари, Библия.

8.

ЦОРы

http://www.evangelie.ru/forum/members/31826-162.html

http://www.bookin.org.ru/book/776934

http://первая-заповедь.рф/?p=8908

http://www.liveinternet.ru/users/3545463/tags/%EF%F0%E8%F2%F7%E0/

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/ge-n-n/ge-n-n-sud-carya-solomona/

http://www.phenomenonsofhistory.com/site/?p=1978

9.

Список использованной литературы

1. Библия и христианские уроки священной истории. Мультимедийное пособие. М.: ООО «РМГ Рекордз», 2006.

2. Гончарова Т.И. Основы православной культуры. Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2006.

3. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.

4. Методические материалы Стрельцовой И. М, г. Ефремов.; Разумной Н.В., Абрамовой Л.Т. находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

5. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2012. – 95 с.А.В. Кураев

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся

2. Проверка домашнего задания.

- «Здравствуйте», – ты скажешь
человеку.

«Здравствуй», – улыбнется 
он в ответ.

И, наверно, не пойдет 
в аптеку,

И здоровым будет целый век.

        

- Давайте тоже поприветствуем друг друга улыбкой и с хорошим настроением начнём наш урок.

  Прослушивание аудиозаписи молитвы «Отче наш».        

  - Что вы прослушали только что?

  - А что такое «Молитва»? Как вы понимаете значение этого слова? В каких случаях оно употребляется? Подберите синоним к слову благодать - (добрый дар). Что означает обращение «Отче наш»?

- Какие виды молитв вы знаете?

- Выполните задание на карточке. Проведите стрелки соответствия.

Молитва - просьба.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…», «Молитва благодарственная по исцелении от болезни св. Иоанна Кронштадсткого».

Молитва – благодарение

«Подай, Господи». «Господи, помилуй». «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Молитва – славословие.

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Аллилуйя!» («Слава Богу»). «Хвалите имя Господне…».

Подготовка к работе на уроке. Эмоциональный настрой.

Ответы обучающихся на вопросы учителя.

По мере знакомства с новыми и важными словами на уроке мы будем составлять словарик на доске.

Молитва

Самостоятельная работа и самоконтроль по «эталону».

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, а где можно услышать молитву?

-  Отгадайте загадку и вы узнаете ещё один источник встречи с молитвой.

“Открыть свои тайны любому готова, но ты от неё не услышишь

ни слова.”

- Давайте попробуем составить синквейн к слову «книга»

Какая?

Что можно с ней делать?

Чем является для вас книга?

- Какие бывают книги?  О какой книге пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Разгадайте зашифрованное слово:

СВЩНН                           ( СВЯЩЕННАЯ)

- Как вы понимаете это слово?

-Прочитайте четверостишие на доске.

«О, Библия! О книга книг!

Ты – правда тайны сокровенной,

Ты – откровенье, ты – завет,

Всевышним данный всей вселенной

Для прошлых и грядущих лет!»

                                         В. Брюсов

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, о чём мы будем говорить на уроке?

- У кого дома есть Библия?

- Знаете ли вы, что обозначает слово Библия?    

-Давайте подберем однокоренное слово. (Библиотека).

-Добавим новое слово в словарик на доске.  

-Предположите, на какие вопросы мы сегодня должны найти ответы?

(Что такое Библия? Из каких частей она состоит? Цель ее написания? Для кого написана Библия? Какова главная мысль? Кто является её автором?) 

-Ребята, а что вы знаете об этой книге?

Называют отгадку (Книга)

           Книга

Красочная, интересная,

 её можно читать, рассматривать.

Книга -лучший друг.

Обладающая святостью, признаваемая божественной.

Добавляем слово на доску:

Священная

Формулируют с помощью учителя тему и цели урока.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что знают о Библии, опираясь на ранее полученные знания

4. Усвоение новых знаний

- Действительно, мы поговорим о Библии как Священной книге христиан.

- Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры.  

- Чтобы понять содержание, сначала необходимо понять значение слова, и начнём мы именно с него. Каждая группа посмотрит в словаре значение слова «Библия».

- Подберите однокоренные слова к этому слову(библейский, библиотека, библиография, библиограф и др.).

-Память о том, что рассказывали о Боге друг другу люди, называется СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, ведь передавалось оно из уст в уста. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени. То, что они записали о Боге под руководством Самого Бога, называется СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ.

– А как вы думаете, могло ли большое количество авторов написать одну книгу?

- Давайте проверим эту гипотезу. Возьмите листочек бумаги на своём столе и напишите по одному предложению о погоде за окном. (Учитель собирает листочки и читает предложение за предложением, а ученики слушают, что из этого получилось)

 Получился единый рассказ? (нет).

 Какой вывод можно из этого сделать?

-Для того чтобы написать рассказ или тем более книгу, нужен один автор или совместная работа нескольких авторов. А чтобы получилась хорошая, интересная книга, нужен хороший автор.

- Однако, Библия – это книга, которую писали более 40 авторов. Они не могли договориться между собой, так как жили в разное время и разных странах, но книга представляет собой единое целое, хоть и писалась на протяжении более 1500 лет.

Итак, сделаем вывод, что мы уже узнали о Библии:

Библия (biblia) - слово греческое, на русский язык переводится как «книги». Она была названа так в IV веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия - это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами.

Среди писателей Библии – цари Соломон, Давид, пастух Амос, врач Лука, рыбаки Петр и Иоанн, пророки Моисей, Исаия, Даниил, полководец Иисус Навин, музыкант Асаф, богослов Павел. Считается, что теми, кто написал Библию, руководил сам Бог, вкладывая Свои мысли в их сознание, водя их рукой по пергаменту или бумаге. Следовательно, хоть и писалась Книга людьми, в ней содержится именно слово Божье. Библия является богодухновенной.  Богодухновенность — это удивительное проникновение Духа Божьего в каждое слово Библии.

- На прошлых уроках мы говорили с вами о традициях, культуре, реликвиях, которые составляют культурное наследие всех людей. В нашей семье тоже есть такая реликвия, бережно хранимая многие годы, которая передаётся из поколения в поколение. Это старинная Библия. Ей 119 лет. Это не самая старая книга, она была переиздана в 1900 году и досталась нам от прабабушки. Рассмотрите её.

-У каждой группы на столах есть более новое издание Библии. Сколько основных разделов вы увидели? (Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет.)

-Как вы думаете, что означает слово «завет»? («Завет» означает союз Бога с людьми)

-Те книги, которые были записаны в израильском народе несколькими десятками авторов в течение нескольких тысяч лет до рождения Иисуса Христа, называются ВЕТХИМ ЗАВЕТОМ. Попробуйте определить, что значит это название? («Ветхий» – старый)

Ветхий Завет говорит: “Спаситель, которого вы ждете, ГРЯДЕТ” Давайте вместе попробуем выделить основные сюжеты Ветхого Завета:

-сотворение мира

-первые люди, Адам и Ева, их грех, отпадение от Бога

-первое убийство (Каин и Авель)

-всемирный потоп, Ной и его ковчег

-Авраам, Исаак, Иосиф

-10 заповедей пророка Моисея

Ветхий Завет был заключен сразу после грехопадения первых людей и продолжался до пришествия в мир Христа Спасителя – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который, в отличие от Ветхого, является заветом вечным.

Главные из книг Нового Завета – четыре книги, в которых описывается жизнь Христа, его учение, страдания, смерть на кресте и воскресение. Эти книги называются ЕВАНГЕЛИЕ, что по-гречески значит “благая весть”. Благая – это добрая, хорошая весть.

 Основные сюжеты Нового Завета:

-Рождество Христово

-Крещение Господне

-Нагорная проповедь

-Притчи

-Преображение

-Предательство Иуды

-Распятие на кресте

-Воскресение

-Вознесение

-Послания учеников христианским общинам

-Найдите в тексте учебника ответ на вопрос, кто такие евангелисты? (Это люди, записавшие Евангелие)

 Как зовут этих людей? (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).

В Библию включены четыре Евангелия, написанные разными людьми:

МАТФЕЙ (символ ангел с человеческим лицом) – сборщик налогов, еврей, писал евангелие для евреев, поэтому часто ссылался на Ветхий Завет, знакомый каждому еврею с детства.

МАРК (лев) – сын богатой жительницы Иерусалима Марии, писал евангелие для язычников, обращавшихся в христианство, поэтому текст его евангелия самый короткий.

ЛУКА (телец, жертвенное животное) – врач, писал на греческом литературном языке (как послание Феофилу), он первым изобразил Богородицу. Его евангелие наиболее поэтичное, образное, имеет много исторических подробностей.

ИОАНН (парящий орел) – любимый ученик Христа, был до конца у креста и стал “сыном” Богородицы. Иоанн писал свое евангелие, ознакомившись с тремя другими, поэтому опускал некоторые подробности, сосредотачиваясь на объяснении смысла событий, их философской, богословской глубине.

- Евангелисты высоко почитаются Церковью. Их изображения в православном храме находятся над Царскими вратами, в знак того, что Евангелие является вратами в Царство Небесное.

Библия состоит из 77 книг: 50 ветхозаветных и 27 новозаветных. Все книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке, потом переведены на греческий. Книги Нового Завета были написаны на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, оригинальным языком которого, скорее всего, был еврейский.

Начиная с IV века начался перевод всей Библии – и Ветхого, и Нового Завета – на другие языки. На славянский язык Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На русский язык Библию перевели в XIX веке.  Библия переведена на 2036 языков народов мира, и, если человек знает только один, свои родной язык, он все равно может прочитать Библию. Ежедневный тираж Библии составляет 32876 экземпляров, то есть каждую секунду в мире печатается одна Библия.

Приступать к чтению Библии нужно с особым вниманием и расположением духа. Святые считают, что человеку необходимо читать ежедневно по главе из Евангелия и перечитывать раз в 7 лет Ветхий Завет.

-Для удобства нахождения нужного отрывка в VIII веке текст был разделен на главы, а в XIV веке на стихи. Нужный отрывок помечается своеобразным “адресом”: книга – глава – стихи

-Найдите в библии притчи Иисуса Христа по “адресам”:

Мф. 13:3-9

Лк. 15:4-7

Работа в группах. Каждая группа работает с Толковым словарем или Энциклопедией. Отыскивают и зачитывают значение слова «Библия».

Подбирают однокоренные слова, объясняют их значение с помощью учителя.

Высказывают свои предположения.

Самостоятельно придумывают и записывают предложение.

Делают вывод с помощью учителя.

Дети рассматривают старинную книгу

Работают с первоисточником по группам. Изучают содержание, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения

На доску дополняется словарик новых слов:

Молитва

Священная

Библия

Ветхий Завет

Слово в словарик:

Новый Завет

Евангелие

Работают парами с текстом учебника

Самостоятельная работа в парах

5. Первичное закрепление знаний

- Давайте повторим и проверим, что узнали и запомнили на уроке.

- Вставьте в предложения нужные слова и выражения.

Библия состоит из 2 частей: ________ и _________. Слово ЗАВЕТ означает_______________ . События Священной истории, произошедшие до Рождества Христова, описываются в _____________. ЕВАНГЕЛИЕ - это первые 4 книги ________,  рассказывающие о _________

-Библия – это кладезь мудрости. Библейские выражения давно и прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче и выразительнее. Попробуем вместе вспомнить эти крылатые слова и выражения. У вас на столах лежат карточки с некоторыми из них. Части этих выражений перепутались, помогите восстановить их.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого ― либо жизненного этапа)

 В поте лица (тяжким трудом). "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19) ― сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая. 

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле ― суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском "столпотворение" ― строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9). 

 Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7,15).

 Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16,14-16; Исх. 16,31). 

 Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16,8).

-Из Библии в нашу жизнь также вошли многочисленные пословицы. Устроим небольшое соревнование между мальчиками и девочками. Кто сможет объяснить значение пословиц?

Для мальчиков:

- Шила в мешке не утаишь;

-  Что посеешь, то и пожнешь;

- Как аукнется, так и откликнется. 

Для девочек:

- Труд человека кормит, а лень портит;

- С кем поведешься, от того и наберешься;

-  Старый друг лучше новых двух;

-Действительно, эта книга не может оставить равнодушным ни одного человека, так как в ней передаётся вся палитра человеческих чувств: доброта – злоба, милосердие – равнодушие, щедрость – жадность, и др. Здесь можно найти ответы на разные жизненные вопросы. Именно поэтому великие мастера обращались к этой книге и черпали из неё сюжеты для своих произведений. Многие поэты и писатели оставили свои восхищённые стихи и очерки о Библии. Так говорил о ней А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находить всю человеческую жизнь…Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».

-Известные художники писали свои картины на библейские сюжеты. Предлагаю вам познакомиться с ними, а также рассмотрим выставку рисунков наших юных художников. Угадайте, какие библейские сюжеты изображены?

Работа в парах.

Работают в малых группах. Составляют из предложенных слов крылатые выражения из Библии. С помощью учителя объясняют их смысл.

Работа в командах.

Объясняют смысл известных ранее пословиц

Рассматривают репродукции картин и рисунки одноклассников. Называют изображенные библейские сюжеты. Оценивают работы товарищей.

6. Итог урока.

   Рефлексия

В заключении урока давайте составим Синквейн со словом «Библия», так как мы составляли в начале урока со словом «книга»

               Библия

Священная, богодухновенная,

Учит, объясняет, наставляет

Читайте Библию.

Самая мудрая книга!

-Подведем итоги нашей работы. Дополните, пожалуйста, фразы

1. На уроке мне больше всего понравилось…

2. На уроке мне не понравилось…

3. Из урока мне запомнилось…

4. Мне захотелось узнать больше о...

- Спасибо за работу на уроке! Расскажите дома своим родителям, что нового и интересного вы сегодня узнали.

Коллективная работа. Составляют синквейн и записывают его на доске.

Подводят итог урока. Оценивают свою работу и работу товарищей

                    

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Технологические карты к курсу "Основы православной культуры"

Методическое пособие к урокам православной культуры по программе А.В. Бородиной  "Основы православной культуры" для учащихся 1 - 4 классов....

Технологическая карта к уроку «Основы православной культуры» по теме : «Милосердие и сострадание»

Цель урока: Обучающиеся  знакомятся с православным значением слов «милосердие» и «сострадание». Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основны...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...