Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Понелис Елена владимировна

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse_v_4_klasse.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе

«Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия.»

(Модуль: «Основы православной культуры»). Номинация «Урок по курсу ОРКСЭ»

Понелис Елена Владимировна

Учитель начальных классов 2017г.

Тема урока: «Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия»

Урок составлен к учебнику А.В.Кураев, Основы православной культуры 4 класс, М.Просвещение,2014г.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Методическая цель: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Содержательная цель: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.

Задачи урока:

Обучающие

  • Направить действия учащихся на понимание важной нравственной ценности «милосердие и сострадание» на основе православной культуры, какие существуют отношения между людьми.

Способствовать развитию грамотной речи, логического и критического мышления, творческих способностей, умения рассуждать.

Воспитательные

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Развивающие

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Планируемый результат:

  • Личностные
  • Воспитание доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

  • Мета предметные
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов разных стилей и жанров;

Готовность слушать собеседника, вести диалог.

  • Предметные
  • Познакомить с ценностями человеческой жизни,

Развивать установку личности поступать по совести;

Познакомить с духовными традициями народов России.

Основные термины и понятия:

(Милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня)

Меж предметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка

Оборудование: А.В.Кураев «Основы православной культуры»4 класс, с.и. Ожегов «Толковый словарь русского языка», выставка детской литературы, мягкая игрушка в виде сердца, экран, мультимедийный проектор, презентация, видео и аудио материалы, карточки для групповой работы.

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
  2. Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь» (5 мин)
  3. Работа с определением (работа в группах со словарём) (5 мин)
  4. Словарная работа(2мин)
  5. Постановка проблемы. Открытие нового. Работа с учебником. (7мин)
  6. Физкультминутка.
  7. Работа над темой урока. (7 мин)
  8. Закрепление знаний. Групповая работа. Работа в парах. (10 минут)
  9. Повторение. Рефлексия. Итог урока. (4мин)

Домашнее задание(1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.

Звучит песня «Вера» стихи Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А.Дементьев

-Всмотритесь в лицо.

-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе.

-Запишите мысли на листе.

(Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)

-Что их объединяет?

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем уроке?

-Тема нашего занятия «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

-Подберите однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).

  1. Коллективная работа над понятием темы.
  • - Возьмите листочки №1 – жёлтого цвета, №2 –зелёного, №3 –синего.№4 –оранжевого цвета. Подумайте и запишите ответ.

 -Обсудите ответ в команде, начиная с №1

- Что такое милосердие?

 - К кому мы проявляем милосердие?

 -Можно ли научиться милосердию?

 - Как стать милосердным?

  1. Работа с определением (работа в группах со словарём)

Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие».

  1. Словарная работа

Притча – рассказ с нравоучением.

Священник – священнослужитель в храме – посредник между Богом и человеком.

Левиты – часть  евреев, из левитов набирались служители(певчие, музыканты, стража и т .д.) в Иерусалимском храме.

Левит –священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин – означает чужак, человек другой веры.

Самарянин –представитель этнической группы, которую евреи не признают единоверцами.

  1. Постановка проблемы. Открытие нового. Работа с учебником.

 -Я предлагаю прочитать в учебнике на стр.61 -62 «Притчу о добром самарянине». Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным (+) печалят вас, потому что так поступать тяжело (-) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить (!?) и отметить их соответствующими значками.

Далее выслушиваются разные мнения детей.

 -Ребята, как бы вы ответили на вопрос: «А кто мой ближний?» (ответы детей). Давайте проверим ваши предположения с выводами в учебнике на с.62 «Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи»

  1. Физкультминутка

 - Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнём.

Прилетели ангелочки –

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили –

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора,

Делать добрые дела.

  1. Работа над темой урока.

 -Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы проявили милосердие. Поможет вам в этом игра «Лучики добра». Передавая солнышко друг другу, я попрошу назвать добрые дела, которые совершали вы или ваши близкие. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаём добра другим, тем больше получаем его.

 -Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет?

  1. Закрепление знаний. Групповая работа. Работа в парах.

 -Испокон веков в людях ценились такие качества, как доброта, сострадание, милосердие, и в народном устном творчестве немало пословиц и поговорок, свидетельствующих об этом. Я предлагаю разделиться на 4 группы, собрать разные части поговорок.

 -О чём сказано в поговорке.

Работа в парах.

 -А сейчас я предлагаю поработать в парах. Милосердию противоположно жестокосердие. Послушайте два стихотворения, определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии. Стихотворения «Нищий Я.Полонского и «Нищий» М.Лермонтова читает заранее подготовленный ученик.

После прочтения стихотворения выслушиваются мнение детей.

  1. Повторение. Рефлексия. Итог урока

 - Наше время, наша жизнь, наша окружающая действительность. Она бывает жестокой и страшной. В России на сегодняшний день около 700 тыс. детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, не имеют работы. И очень много жестоких людей.

 -Как теперь жить? В страхе спрятаться дома?

(Ответы детей)

Мир всегда был жестоким, но и сейчас есть люди, которые не ожесточились.

Я хочу рассказать вам о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

(Движение сестёр милосердия. Императрица Александра Фёдоровна. Мать Тереза. Красный крест.)

Надо любить мир, всё живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (Делать добрые дела и совершать добрые поступки). В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?        

Рефлексия

Над чем заставил задуматься этот урок?

Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?

Ребята перед нами сердечки из бумаги красного цвета. Напишите на них слова напутствия. (Учащиеся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков).

Итог урока

 -Из этих сердечек мы сделаем большое сердце – символ милосердия. (Учащиеся прикрепляют сердечки на доску)

Спешите делать добро!

Домашнее задание:

В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов. Узнайте о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются?

Список используемой литературы:

Кураев А.В.Основы православной культуры 4 класс, М.Просвещение,2014г.

Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.Народное образование,1998г.

Московский институт открытого образования

Кафедра поликультурного образования

Тема конспекта урока

«Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Понелис Елена Владимировна

Место работы: ГБОУ школа №626 Корпус 5

        Москва 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

Урок по основам православной культуры в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе «Милосердие и сострадание» Задачи:- воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие;- расширять кру...

Урок по ОПК "Милосердие и сострадание" 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание"  проводится в 4 классе по предмету "Основы православной культуры"12 по счету. Этот урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадани...

Урок ОПК 4 класс по теме "Милосердие и сострадание"

Урок по теме "Милосердие и сострадание" включен в программу по ОПК. Урок знакомит с понятиями: милосердие, сострадание, любовь, которые являются важнейшими человеческими ценностями. На основе примеров...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....

ОРКСЭ 4 КЛАСС МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

методическая разработка урока...