Викторина по краеведению.
план-конспект занятия по орксэ (2 класс)

Олейникова Евгения Николаевна

Данное занятие является итоговым  по разделу «Краеведение»  городской образовательной  программы детей «Юный горожанин» и рассчитано на учащихся второго года обучения. Выбор формы проведения занятия обусловлен тем, что игра–викторина -  это один из наиболее динамичных видов изучения краеведения, имеющий готовое содержание, специально разработанное педагогом, и чётко установленные правила. В них заранее определена последовательность действий. В увлекательной форме учащиеся  узнают что-то новое,  закрепляют ранее изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_kraevedeniyu.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Викторина по краеведению» Олейникова Е.Н.

Краеведение - это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но задача, как правило, единая   -  способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста учащихся, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

             Данное занятие является итоговым  по разделу «Краеведение»  городской образовательной  программы детей «Юный горожанин» и рассчитано на учащихся второго года обучения. Выбор формы проведения занятия обусловлен тем, что игра–викторина -  это один из наиболее динамичных видов изучения краеведения, имеющий готовое содержание, специально разработанное педагогом, и чётко установленные правила. В них заранее определена последовательность действий. В увлекательной форме учащиеся  узнают что-то новое,  закрепляют ранее изученный материал.

При составлении вопросов викторины учитывались не только знания, полученные учащимися на втором году обучения, но и на первом году при изучении раздела «Краеведение».

Игровые формы проведения занятий уже довольно прочно вошли в образовательный процесс.  Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому материалу, но и развивать их творчество и самостоятельность. На таких занятиях складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов.

Использование тематических игр на учебных занятиях является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала, расширению кругозора. Система тематических игр и зачетов через дух соревновательности развивает чувство коллективной и личной ответственности.


Конспект занятия

Тема занятия:  Я родился в Кузбассе.

 Тип занятия: занятие  обобщающего повторения.

 Форма  занятия: игра - викторина.

         

Цель:   -  Обобщение   и закрепление  знаний учащихся  о Кемеровской

Области и городе Междуреченске  - географии, истории, животном и растительном мире родного края.

Задачи: -  выявить и закрепить знания учащихся  о родном крае;

- развивать кругозор учащихся,  познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родно края;

- учить учащихся быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;

- развивать память, мышление, внимание;

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину.

Методы и приемы:

  • методы устного изложения (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные методы (методы иллюстраций);
  • игровой, соревновательный методы;
  •  метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция);
  • методы стимулирования и мотивации (эмоциональное стимулирование, поощрение).

Предварительная работа:

  • Учебные занятия по разделу «Краеведение»  дополнительной образовательной  программы детей «Юный горожанин»,
  • Экскурсии в краеведческий музей и по городу Междуреченску;
  • Изучение литературы о Кемеровской области, о городе Междуреченске;
  • «Путешествие» по картам  Кемеровской области.

Материалы  и  оборудование: 

- фотовыставка «Мой край родной»,

- настенная карта Кемеровской  области,

- выставка книг о Кемеровской области,

- музыкальное сопровождение («Звуки природы»),

 - жетоны ( смайлики)

Ход занятия

№п/п

Структура занятия

(основные части занятия)

Расчет

времени

Содержание занятия и организационно-методические приемы, применяемые педагогом

1.

Подготовительная часть

1.1.

Организация занятия.

Оформление.

2 мин.

В кабинете парты расставлены для команд. По центру на стене расположена карта Кемеровской области с заклеенной территорией области .

 На стенах -  фотовыставка «Мой край родной». Оформлена выставка книг о Кемеровской области. Звучит музыка.

Организационный момент

Учащиеся  рассаживаются за столы. Каждая команда учащихся  выбирает капитана и название.

1.2

Приветствие.

Речь педагога.

2 мин.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычное занятие – краеведческая викторина. В конце нашего занятия мы узнаем, как хорошо вы усвоили изученный материал. А победители получат награду.

        Но перед тем как начать игру, мы разберем правила.

Сейчас для вас Кемеровская область – это белое пятно (педагог указывает на карту, на которой территория Кемеровской области закрыта белыми листами бумаги). Но это пятно не сплошное, оно поделено на сектора, каждый из которых – это названия раундов викторины  –  «География Кузбасса»,  «Животный мир Кемеровской области», «Растительный мир Кемеровской области», «История Кузбасса». Выбирать тему раунда будет тот, кто правильно ответит на вопрос разминки. Они же получат 2 жетона за этот правильный ответ. За каждый верный ответ на вопросы викторины вы будете получать жетон. Но отвечать на вопросы вы будете не хором, а в том порядке, в котором будете поднимать свои руки, ( Если команда готова, дети берутся за руки, образуя круг) .Вам понятны правила? Тогда мы начинаем викторину.

2.

Основная часть

Речь педагога:

Вопрос разминки:

Ответ учащегося:

Дополнительные рекомендации по организации и проведению игры-викторины:

Речь ведущего:

Вопрос разминки:

Ответ учащегося:

Речь ведущего:

Раунды 3 и 4 проводятся так же, как и предыдущие

35 мин.

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца.

И бьется оно, и Отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи, и в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс!

        Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий  каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, Земля Кузнецкая.

И первый вопрос разминки. Кто первым назвал наш край Кузнецким бассейном?

Петр Александрович Чихачев, выдающийся русский ученый, геолог и историк, побывавший в Кузбассе в 1842г.

( Педагог вручает 2 жетона команде, правильно и полно ответившей на вопрос. И по одному командам, давшим неполный ответ. Команда победитель  выбирает тему раунда. Педагог задает вопросы по выбранной теме (Приложение 1). Учащиеся отвечают на вопросы и  за правильные ответы получают жетоны.)

 

      Вопросы напечатаны на листах для каждой команды. Учащиеся работают коллективно. После ответов, команды меняются своими листами и проходит взаймопроверка. Ведущий зачитывает правильный ответ, а учащиеся проверяют соперников. Затем листы с ответами возвращаются к командам и выясняется команда – победитель. Она и выбирает следующий раунд.      

Вопросы данного раунда также находятся на листах. Укажите название своей команды и приступайте к работе!

( Учащиеся отвечают на вопросы и  за правильные ответы получают жетоны. Проверка происходиттак же как и в первом раунде. Комада- победитель выбирает тему раунда.  )

Мы переходим к следующему раунду, и я задаю вопрос  за который команда может заработать дополнительные жетоны.

Назовите   оленя, обитающего в нашей области, у которого передние ноги на треть короче задних, рогов на голове не бывает, а изо рта торчат саблевидные клычки.

Это кабарга. (Ведущий вручает 2 жетона команде, правильно ответившей на вопрос.)

 ( Появляется изображение кабарги, лося и марала)

Какое из животных кабарга?

( Команда узнавшая животное показывает на экране)

(Ведущий вручает 2 жетона команде, правильно ответившей на вопрос.)

3.

Заключительная часть

3.1.

Подведение итогов занятия

Речь ведущего:

Речь ведущего:

6 мин.

Это был последний раунд викторины. Наша карта открыта, и позволили нам это сделать ваши знания о родном крае. Давайте подведем итог викторины и подсчитаем полученные жетоны.

После подсчета жетонов победители, набравшие наибольшее количество жетонов,  получают медали (Приложение 2).

Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет – родной край.

        Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить ее ничем нельзя.

        А знать историю родного края – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, вносить свой вклад в будущее. Спасибо вам большое, ребята! Я очень надеюсь, что вы будете истинными патриотами своей Родины.

Заключение

Игровые формы занятий направлены на более качественное усвоение учебных программ, способствуют улучшению учебного процесса, помогают сделать его  наиболее интересными для наших учащихся.

Данная форма проведения учебного занятия наиболее приемлема для итогового занятия. Правила и организация игры-викторины составлены  и разработаны с учетом индивидуальных особенностей детей, то есть  с учетом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.). Вопросы подобраны так, чтобы для каждой категории учащихся были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха.

Особенности нестандартных учебных занятий заключаются в стремлении педагогов разнообразить жизнь обучающихся: вызвать интерес к познавательному общению, к УДО; удовлетворить потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер

                                                                                                                             Приложение 1

Варианты вопросов по раундам

Вопросы по раунду "История Междуреченска и Кемеровской области" ( выберите правильные ответы)

вопросы

ответы

На территории г. Междуреченска есть несколько памятников . Назовите их.

Томская писаница (Писаные скалы),

Памятник погибшим шахтёрам

Памятник Ю.Гагарину

Памятник геологам

Памятник героям Великой Отечественной войны

Назовите первооткрывателя кузнецкого угля.

Михайло Волков

Михайло Ломоносов

Какой рабочий посёлок был преобразован в город Междуреченск?

Улус

Камешки

Ольжерасс

Первый Дворец культуры в Междуреченске.

ДК «Железнодорожников»

ДК «Ленина»

ДК ш.«Распадской»

В каком городе  прозвенел первый в Сибири трамвайный звонок?

г. Междуреченск

г. Кемерово

г. Новокузнецк

Какое предприятие Кемеровской области называют «дедушкой черной  металлургии»?

Гурьевский металлургический завод 

КМК

ш. Распадская

В каком году  образовался г. Междуреченск?

в 1897

в 1945

в 1955

Назовите дату образования Кемеровской области.

23июня1955года

26 января 1943 года

Назовите коренные народности Кемеровской области.

Казаки

Русские

Шорцы, телеуты

Вопросы по раунду "География Кузбасса" ( напишите ответ)

вопросы

ответы

Самое большое озеро Кузбасса

оз. Большой Берчикуль

Главный центр черной металлургии Кузбасса.

Город Новокузнецк

Город Кемеровской области, название которой переводится с шорского как "Камень на ладони"

Город Таштагол

Назовите самый западный город Кемеровской области

Город Салаир

Назовите полезные ископаемые Кемеровской области, употребляемые в пищу

Минеральная вода, уголь

Где находится Липовый остров и почему он так называется?

Рядом с пос. Кузедеево, реликтовые липы, островок среди леса

Что такое "курум"?

Каменная россыпь

Главная водная артерия Кузбасса.

Река Томь

Приток Томи, протекающий в городе Междуреченске

Уса

Самая высокая точка Кемеровской области

Гора Верхний Зуб в Кузнецком Алатау. Высота 2178 метров

Назовите областной центр Кемеровской области

Город Кемерово

Вопросы по раунду "Растительный мир Кемеровской области"( ответ запишите)

вопросы

ответы

Какое растение нашей области питается насекомыми?

Росянка

Назовите ядовитое растение, которое носит название птичьего глаза.

Вороний глаз

Назовите хвойное дерево, хвоя которого опадает на зиму.

Лиственница

Какое лекарственное растение в народе называют «порезник», «ранник»?

Подорожник

«Тополь дрожащий». Назовите более распространенное название этого дерева.

Осина

Какие цветы расцветают первыми?

Первоцветы – кандык, подснежник, мать-и-мачеха

Из древесины какого дерева делают спички?

Осина

Какое дерево называют «деревом о четырех делах»

Береза

Назовите распространенное название родиолы розовой

Золотой корень

Самый ядовитый гриб

Бледная поганка

Что это за растение, которое узнают даже слепые?

Крапива

Вопросы по раунду "Животный мир Кемеровской области"( ответ запишите)

вопросы

ответы

Самый крупный олень наших лесов

Лось

Какая птица наших лесов выводит птенцов в февральскую стужу?

Клёст

Самый маленький хищник наших лесов

Ласка

Какую птицу называют «ореховкой»?

Кедровка

По весне эти птицы собираются на токах и "поют" свои свадебные песни.

Глухари, тетерева (косачи)

Самая крупная кошка наших лесов.

Рысь

Самое маленькое млекопитающее Кузбасса.

Землеройка-бурозубка

У этого зверька разных гнезд бывает до 5 штук – для сна, для потомства, для укрытия от непогоды и т.д.

Белка

Самый чистоплотный зверь наших лесов.

Барсук

Самое быстрое насекомое в мире, широко распространенное у нас в области.

Слепень (Овод)-144км\час

Узнать его легко: это единственная хищная птица нашего края с раздвоенным вилочкой хвостом.

Коршун

Пушной зверек, который линяет не менее трех раз в году.

Крот

Приложение 2

Образец  медали  победителя игры-викторины

Список используемой литературы

1. Атлас  Кемеровской области [Текст] /гл.ред. Г.В Седых. - Кемерово-Новосибирск.: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области, ПО «Инженерная геодезия» Роскартографии, 1996. – 32 с.

2.  Ильичев,  А.И. География Кемеровской области [Текст] / А.И. Ильичев,  Л.И. Соловьев. – Кемерово:  кН. изд-во, 1994. - 252 с.:с цв.ил.

3. Кацюба,  Д.В . История Кузбасса [Текст]: краеведческое пособие/ Д.В .Кацюба.  – Кемерово: Книжное издательство, 1983. -  225 с.

4. Соловьев,  Л.И. Краеведческие игры [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьев.  – Кемерово: Кузбассвузиздат,  1998. - 408 с.

5. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: ОАО ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ»,2006. – 384 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по краеведению

Викторина по краеведению...

Викторина по краеведению "Знатоки родной природы"

Методическая разработка викторины по краеведению для учащихся 3-х классов (природа Алтайского края)...

Викторина по краеведению "Слава тульских мастеров"

Викторина проводится после экскурсии детей в Тульский музей оружия. Содержит вопросы об истории Тулы, её славных мастерах и их работах. Содержит вопросы о тульских умельцах, о тульских оружейниках, ме...

Викторина по краеведению "Слава тульских мастеров". Комментарий.

Комментарий к викторине по краеведению "Слава тульских мастеров"...

Викторина по краеведению

Викторина по краеведению для младших классов РК...

Викторина по краеведению "Жизнь и творчество М.Горького", 2 класс

Викторина основана на материале книг М. Горького "Детство", "Сказки Горького" и краткой его биографии...

Викторина по краеведению

Готовые вопросы викторины по краеведению будут полезны как школьникам и студентам, так и учителям и преподавателям....