Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕgerb_cv6gerb_cv6

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Г. ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Урок по курсу ОРКСЭ

Тема: Икона

                                             Учитель начальных    классов                                                                                      

                                                          первой категории

                                      Луценко Людмила     Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона»

Ф.И.О. педагога: Луценко Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СОШ №2  г. Десногорска

Модуль: Основы православной культуры

Класс: 4 класс

Тема: Икона

Количество часов:1 час

Цели: углубить представление об иконе; создать представление об иконописи, как о достоянии мировой художественной и духовной культуры;

Задачи: 

Формирование УУД

Познавательные УУД:  актуализировать имеющиеся знания и представления;

содействовать пробуждению познавательного  интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать умение работать в группе.

Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитывать духовно-ценностное отношение к иконе; содействовать формированию духовно-нравственных качеств;

Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ключевые слова и выражения:     икона, лик, образ, язык иконы, движение духа,  гармония, нимб, прообраз, пространство без тени.

Методы: публичные выступления учащихся, сопоставительный анализ картины и иконы, беседа, взаимные вопросы, самостоятельное чтение с приёмом insert, рассказ  и чтение учителя,  групповая дискуссия, составление словаря терминов и понятий, фотогалерея.

Технологии: технология развития критического мышления, интерактивные технологии, коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии;

Формы: словесные,  наглядные, практические, проблемно-поисковые,  самостоятельная  работа,  репродуктивные,  игра «Соломенная шляпка».

Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе, коллективное обсуждение.

Технические средства и наглядность: учебное  пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры»,  текст притчи, мультимедийная презентация урока, толковый  словарь,  прорись иконы Божией Матери «Казанская» (на всех учеников), таблицы «Синквейн» (для работы в группах), карточка-помощница,  звукозапись  «Миром правит любовь», репродукции икон.

Ожидаемые учебные результаты: 

учащиеся познакомятся с различными иконами; вспомнят, что они уже знают об иконах;  освоят новые лексические единицы и смогут их использовать в собственной устной и письменной речи (для описания, анализа и оценки явлений и фактов); смогут сравнить и найти различие между картинами и иконами;

поймут содержание икон, осмыслят и  обсудят притчу;  смогут давать определение понятиям «храм», «иконостас», «алтарь», «икона»,  « нимб», «гармония», «прообраз»;  сделают выводы о ценности икон; смогут назвать  несколько духовно – нравственных качеств, смогут высказать собственное мнение о ценности и пользе образования;  повторят и закрепят знания о правилах поведения в храме, церкви;  смогут оценить уникальность икон; проявят интерес к данной теме.

Конспект урока

   I. Организационный момент.                                                                                                                     - Здравствуйте, ребята! Начинаем свой урок.

 Прикоснитесь ладошками друг к другу и подарите чувство уверенности в том, что у вас сегодня все получится. Улыбнитесь друг другу и подарите частичку своей любви, доброты, тепла и радости.

II. Проверка домашнего задания

Поделитесь впечатлениями об экскурсии в храм «Всех скорбящих Радость»

-Что вас поразило, что удивило?

-Как ведут себя люди в храме?

-Кто из вас нарисовал храм?

-Как вы думаете, почему  люди ходят в храм?

   III. Сообщение темы урока.  Формулировка целей и задач.

(Цели и задачи формулируются  и обсуждаются вместе с учащимися).

Итак,  тема  нашего  урока… (икона)

-Как бы вы объяснили, что такое икона? (образ, изображение ….)

-Сформулируйте цель и задачи урока.

IV.  Актуализация изученного ранее.

-Где ещё можно увидеть иконы?  (Дома, в музее, в церкви, в храме, у святого источника)

-Кого ещё писали на иконах?  ( Бога, Богоматерь, святых и события из Библии)

-Кто писал иконы? Вам понятны иконы?

-А когда появилась первая икона? (После Крещения Руси)

-Как вы думаете,  почему иконы сохранились до наших дней?

V.  Мотивация к учебной деятельности урока.

Послушайте притчу ( чтение учителем). У каждой группы-притча.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

     Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

     Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Работа с притчей.

-Понравилась ли вам эта история?

-Как вы поняли, о чём она?

-Какие в тексте слова отражают главную мысль притчи?

-Какое название можно придумать к этой истории?

-А вы встречали  людей с такими качествами?

  Обсудим гипотезу

-Как будет складываться жизнь человека, который вскормил белого волка?

-А как, если вскормил чёрного? Какого же волка стоит кормить?

Слайд 2. Сделаем вывод.

Что выбрать,  добро или зло – мы решаем сами. И делаем мы его каждый день и каждый час. Это решение внутри нас и зависит лишь от нас всю жизнь.

 Самая трудная работа – это работа над собой. (Объясняют смысл картинки)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло вершиться без труда,

Добро – творить трудней (чтение хором)

-Давайте немного поупражняемся в честности. Игра называется «Соломенная шляпа»
(Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды (или берёт рисунок шляпы).  Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду).    

-Как вы думаете иконы могут помочь человеку стать лучше?                                                                                                                                                                        VI.  Изучение нового материала.  

Слайд 3.  Девиз урока: «Не хлебом единым жив человек»

Монахиня  Иулиания  назвала икону «книгой о вере.

      «И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы».

-Как вы понимаете высказывание «Не хлебом единым жив человек»?

-Почему  икону  сравнивают с «книгой»?

( Она пишет о том, что икону надо читать, как книгу, а не только смотреть, как на изображение) 

-Как вы понимаете слова  «жизнь христианина чище и выше»? (Не совершает плохих поступков  и мысли у человека чистые и светлые)

  • Сегодня на уроке вы узнаете:
  • Почему икона так необычна? Почему изображают невидимое?

Слайд 4. Размышляем:

 Эти  репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины.

 (Для обзора предлагаю несколько репродукций икон: Казанская Богоматерь, Спас, преподобный Сергий Радонежский, Троица, и картин  «Опять двойка!» Решетникова, «Мадонна Конестабиле делла Стоффа» Рафаэля).  

-Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение.

    -Есть ли различие между иконами и картинами?

-Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит.

(На иконах: не лица, а лики, много света, нет заднего плана, изображение по строгим канонам - правилам, есть  золотой круг, нет тени и горизонта).

Слайд 5. На Руси иконы  называли - “образа”.

Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий.

Древние иконы писали на досках. На иконах не бывает ничего лишнего. 

Слайд 6. Икона – явление совершенно уникальное.   Иконописец  имел задачу: показать

сокровенный мир души святого  человека, помочь человеку найти свой путь преображения.

-Объясните смысл слова уникальность. (Единственный,  неповторимый)

-Какую задачу ставил перед собой иконописец?

Слайд 7. Икона-достояние мировой художественной и духовной культуры.

Самая прекрасная и любимая икона. Большинство иконописцев были монахами. Одним из них был Андрей Рублёв, написавший знаменитую икону «Троица».

- В чём же самобытность (неповторимость, своеобразность)  икон Андрея Рублёва?   Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю.

-Что возникает в вашем воображении, когда вы  слышите слово гармония?

-Объясните значение слова гармония?

 (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение

в сочетании чего-нибудь).

-На каких уроках чаще вы слышите это слово? (Изо)

-Как изображает иконописец внешнюю гармонию? А как внутреннюю?

Выскажите ваши гипотезы.

-Приведите  примеры  гармонии ? (Дети приводят свои примеры гармонии в жизни, в семье).

Учитель обобщает. У человека есть внешняя красота и внутренняя. Внешняя красота видна сразу, а внутреннюю надо ещё рассмотреть. Иная красавица и умна, и горда, и всё, как говорят при ней. Но  если она холодна, надменна, эгоистична, расчётлива – грош ей цена!

Внешняя и внутренняя красота – это две половинки единого целого, из чего состоит человек.  Нужно стремиться к гармонии. Нужно развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

На иконах мы видим светлые тона, краткую композицию, условные обозначения.

Андрей Рублёв всеми средствами старался передать зрителям ощущение спокойствия и внутренней гармонии, чего всегда так не хватало русской земле. Об этой иконе мы подробнее поговорим на другом уроке.

Слайд 8. Что вы уже знаете о Богоматери или о Пресвятой Деве?

Лицо Богоматери красиво и одухотворенно, а также полно печали.

-Почему, как вы думаете?

Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих Ее Сына и которая с рождения Богомладенца отдает Его людям во имя их спасения. Глаза передают состояние  «радостопечалие».

На Русь икона попала из Византии в начале XII века. Эта икона самая почитаемая у православных христиан России, считается чудотворной.

На иконе подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.

Слайд 9.  Икона дает лишь символическое изображение. Образы, предметы и каждая деталь

несут большой смысл. Духовный смысл иконы человек открывает для себя всю жизнь.

Движение духа – передается позой фигуры, руками, складками одежды, цветом и главное – глазами. Самое поразительное что есть в иконе, - это лица (лики ) и глаза. Христос с иконы как бы смотрит на нас. В ликах проступают мудрость и любовь.

 Икона - один из главных символов русской духовности. В многочисленных храмах

и монастырях иконы собирали столетиями. Икона считалась обязательной принадлежностью каждого дома. Иконы в Храме это не украшение, а прежде всего духовное окно в будущий мир.  Икона - окно в духовный мир.

-Почему икона считалась обязательной принадлежностью каждого дома.

VII. Исследовательская работа с текстом «Свет иконы». Слайд 10.

Самостоятельное чтение текста в учебнике, используя  прием  “INSERT”. 

Послетекстовая работа

-Что уже знали?

-Что  не поняли,  какие есть вопросы?

-Какие подтверждения своих гипотез вы обнаружили в тексте?

-Как расширились ваши представления по теме?

VIII.Первичная проверка понимания изученного

А) Вставьте пропущенные слова.

    В Евангелии Свет – … .   Свет на иконе проступает … .

   Золотой фон иконы иконописцы называют … .   Это символ … … Света.

    Голову святого окружает… . Святой как бы наполняется … .

    Икона как бы светит нам в глаза, и в этом… .

    Б) Объясните значение этого слова. Приведите примеры.

Изучение нового материала (продолжение)

Слайд 11. «Спас Нерукотворный». Первым изображением Бога на иконе …                          

-Продолжите фразу.

 Легенда рассказывает…Кто может рассказать нам эту легенду? (рассказ ученика)

Так люди узнавали с икон, что Иисус Христос — мудрый учитель.  Он ходил со своими учениками, делал чудеса и учил людей мудрости.

Слайд 12. Иконы  завораживают своей красотой и учат людей относиться друг к другу с любовью.  

Слайд 13. Икона – символ материнства. В русской Церкви почитается несколько сот чудотворных икон Божией Матери. Иконы сопровождали православного христианина от

рождения и до смерти.

-Вы сейчас увидели много икон Богоматери с младенцем.

-Как вы понимаете эти  Богоматери– это разные люди или это разные образы одного и того же человека?

-Какие иконы Богоматери вы уже знаете?

-Сейчас вы увидите самую главную икону России.

Слайд 14. Икона – не портрет и не картина, а прообраз идеального человечества. Казанская

Божия Матерь - главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена.

-Какие времена называют тяжёлыми и смутными?

Объясните толкование слова прообраз.

Прообраз 1. То, что служит образцом для чего-нибудь, образ будущего. Прообраз современного города, прообраз идеального человека.

Дева Мария поклоняется Своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Младенец Иисус  с нежностью прижимается к Матери.

 4 ноября совершается день памяти Казанской иконы Божией Матери.  Она не раз помогала России в борьбе с иноверцами.

IX. Практическая работа

У каждого из вас на парте есть прориси  (заготовки для икон)  иконы Божией Матери. Подберите гармоничные  цвета и раскрасьте их цветными карандашами. В вашей работе вам поможет  красивая песня и видеоклип «Миром правит любовь».( Работаем  пока звучит песня) Слайд 15.

Изучение нового (продолжение)

Слайд 16. Эти люди святые. Они всегда  «светили»  другим, в какой бы ситуации   они ни оказались. 

-Объясните, как вы понимаете это высказывание.

-Что вы знаете о них? Кто может рассказать.

 Работа с учебником. Чтение с остановками текста «Икона и молитва»

X. Закрепление изученного.  Вопросы и задания стр. 55

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной

живописной картины?

2. Как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве?

3.Почему православные христиане считают возможным

изображать невидимого Бога?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

5. Назовите хорошие и плохие  нравственные качества человека.

XI. Обобщение и систематизация знаний

Работа с понятиями. Дайте определение следующим понятиям: икона, лик, нимб

Слайд 17. ( Работа в группах). Обсуждение и озвучивание ответа на вопрос:                                                                                             

-Нужны ли сейчас современному человеку иконы?  Поясните.

 (молятся об исцелении от болезней, молятся о помощи в различных житейских нуждах, ею благословляют молодых, вступающих в брак, икону вешают у детских кроваток, молятся

о спасении души, молятся об избавлении от дурных мыслей, молятся об избавлении от бед,  о защите страны от врагов)

Заключительное слово учителя.

С древнейших времён изображения Христа Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Православные иконы создают ощущение светлого праздника в душе каждого человека, приглашают к подражанию праведной жизни святых.

Слайд 18. Современные иконы

Сейчас очень много людей создают иконы своими руками, но они служат как украшение.

Материалом  для икон служит бисер, жемчуг, камни, бусины, стеклярус, пайетки, нитки.

-У кого из вас есть такие иконы? 

XII. Составление словаря терминов и понятий

Составьте словарь терминов и понятий. 

(икона, нимб, лик, каноны, гармония, золотой фон)

Придумайте  свои ассоциации к этим понятиям.

XIII. Составление галереи образов.

-Какие иконы вам запомнились? Сможете  составить свою галерею икон – репродукций к следующему уроку?

XIV. Рефлексия. СИНКВЕЙН (У каждой группы синквейн-таблица,  работа в группе) 

Примерные ответы: икона уникальная, древняя; поучает, защищает, одухотворяет; достояние мировой культуры; ценность;

Икона чудотворная, красивая; помогает, рассказывает, наставляет; духовная культура России, почитание;

   XV. Итог урока.

-Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

-Кому понравился урок? Кому не понравился?

XVI. Домашнее задание (для групп)

  Рассказать о том, что узнали на уроке;

 взять интервью у членов своей семьи по данной теме;

по желанию нарисовать или раскрасить икону;

 можно подготовить проект по теме «Икона»;

Слайд 19.

Пусть в ваших сердцах всегда горит свет добра и любви!

А главное - помогайте людям!

(закончить раскрашивание)

Использованная литература

Кураев А. Основы православной культуры. М., 2014

Ресурсы сети Интернет

Материал из Википедии. Образовательный портал Слово

Христианское искусство. Иконы, фрески

Структура урока ОРКСЭ составленная по материалам Иоффе А.Н., доктора пед. наук АПК ППКРО. - презентация

«Начальная школа» №8 2010 с.88-91

Приложение 1. Электронные ресурсы

 Приложение 2.

А) Притча

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

     Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

     Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

                     

Б) Закон эмоциональности

1.Говорящий не только мыслит, но и чувствует.

2.Говорящий эмоционально  переживает то, о чем говорит.

 Закон удовольствия

3.Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.

В)  СИНКВЕЙН

1.

тема  (одно слово - существительное)

2.

описание темы (два прилагательных)

3.

действия в рамках этой темы (три    глагола)

4.

это фраза, показывающая отношение к теме

5

слово, которое повторяет суть темы.

Г)

http://www.liveinternet.ru/journal_proc.php?action=redirect&url=http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/801/76801285_large_3437689_1_proris_ikony.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

План урока по предмету ОРКСЭ , по курсу "Основы православной культуры" ,в 4-ом классе,по теме "Отношение христианина к природе".

Урок направлен на выявление главной причины бережного отношения христианина к природе,ответственного ,обдуманного использования природных богатств - творения Бога.Устанавливается  взаимосвязь ...

Учебный предмет: ОРКСЭ (основы православной культуры). Тема урока: Заповеди

Цели урока: познакомить учащихся с библейскими заповедями.·       способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями·...

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»

 Тема урока: «Есть только одна книга».    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.    Задачи урока:·...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"

Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...

Рабочая программа по предмету: «ОРКСЭ (основы православной культуры)».

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основы православной культуры) составлена на основе авторской программы «ОРКСЭ (основы православной культуры)» Данилюк А.Я., Емельяновой Т.В., Марченко О.Н., Мац...