Воспитание основ патриотизма на уроках ОРКСЭ. Из опыта работы. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих"
статья по орксэ (1, 2, 3, 4 класс)

Луценко Людмила Николаевна

Выступление на городском семинаре "Великая Победа: наследие и наследники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар «Великая Победа: наследие и наследники».

Тема: «Воспитание основ патриотизма на уроках ОРКСЭ» Из опыта работы.

Эпиграф:  «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»  (Слайд 2)

      Святой праведный Иоан Кронштадский говорил: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум; оставляя без внимания сердце; на сердце больше всего нужно обращать внимание: сердце – жизнь, но жизнь испорченная грехом; нужно зажечь в ней чистый пламень так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». (Слайд 3)

     Все знают известную цитату «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», произнесенную еще мыслителем Древней Греции Плутархом.  У этой цитаты есть продолжение:  «А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Вот и стараюсь  «зажигать» своих учеников. (Слайд 4)

     Патриотическое воспитание  целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности.

      Понятие «патриотизм включает в себя  преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» (Слайд 5)

     Воспитание гражданина страны одно из главных условий национального возрождения. 

     Функционально грамотный гражданин- это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. (Слайд 6)

     Как сохранить интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанно проявлять уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, как сохранить в памяти военные истории своих близких?

      Вписать рассказы о судьбах людей, каждым своим шагом приближавших победу нашего народа, в летопись Великой Отечественной войны — долг каждого человека, неравнодушного к своей стране.

      Поэтому мы на уроках ОРКСЭ учимся создавать свои проекты, в которых  рассказываем о  прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой Отечественной войны, вместе пересматриваем военные снимки.  А также участвуем в конкурсе поделок, в  конкурсе военно-патриотической песни, конкурсе «Письмо солдату», «Письмо маленькому герою», проводим экскурсии на Курган Славы и в городскую библиотеку, посещаем выставки, музеи,  участвуем в акциях «Георгиевская ленточка». Это и проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы.   (Слайды 7-14)    

      На эту трудную работу откликаются многие мои ученики. И мы с удовольствием слушаем проекты тех, которые смогли собрать такой материал, дарим им аплодисменты, и они получают заслуженные награды.

Примером послужил и мой собственный проект о любимом дедушке, участнике Великой Отечественной войны 1941-1945годов. ( Слайды 15-17)

      Активными участниками проекта «История моей семьи в истории России» стали 7 учащихся. А самым интересным проектом оказался проект-видео фильм  ученицы 2 класса Шилиной Татьяны.  Этот фильм об их семье можно посмотреть на школьном сайте. Таня выступала со своим проектом на школьном Дне науки и заняла 1 место.

       Не менее значимым был проект Дани Фомина. Он собрал  сведения о своём прадедушке Бабошине Д.И.

      А Кондратюк Арсений выступил с проектом о своей прабабушке Шеваловой А.И.

       Ученица Шилина Лилия  приняла участие в муниципальном проекте «Созидатели» и заняла призовое место. Она писала о своей семье.

       Во 2 классе четверо учеников Волков Максим, Гребенщикова Дарья, Кондратюк Арсений, Тарасова Полина со своими индивидуальными проектами поучаствовали во Всероссийском  конкурсе «Спасибо маленькому герою». (Слайды 18-21)

       Жюри, в состав которого вошли представители культуры, искусства, музейные работники, художники и артисты отметили высокий уровень и качество работ. Как отметила председатель Жюри, телеведущая, президент Благотворительного Фонда «Спешите делать добро!» Оксана Федорова, «каждая работа проникнута такой теплотой и пониманием важности темы, что я бы с радостью наградила каждого школьника. И, несмотря на то, что возрастные рамки конкурса были указаны 7-17 лет, мы получили массу работ от детей 5 и 6 лет. Особенно радует большое количество работ, посвященных прабабушкам и прадедушкам, детям-героям отдельного региона или деревни. Я очень рада, что нам удалось пробудить в детях интерес к истории родной страны, семьи, края, через творчество укрепляется связь поколений и ощущение сопричастности судьбам тех детей, которые в далекие военные годы встали на защиту своей Родины».

       Всего на конкурс поступило более 5 тысяч работ со всех концов нашей большой страны. Наибольшее количество работ – 3 474 поступило в номинации «Рисунок», 761 работа поступила в номинации «Проза».

       Мои ученики также участвовали и в городском творческом конкурсе  «Открытки для ветеранов».

       Они  читают и художественную литературу о войне. Саша Косенко принёс книгу «Русская легенда», а Арсений - «Рассказы о войне». Я сохранила книги-альбомы «Дорогами Василия Тёркина» (страницы из фронтовой жизни А.Твардовского), «Брестская крепость» и «Хатынь», купленные ещё в 1985-1987  годах. В них много военных фотографий. Дети с интересом  рассматривают эти книги.  

        Знакомство с книгами о войне продолжилось в детской библиотеке.  Нас  заинтересовали 2 книги. Это книга «Жила-была» о блокадной девочке Тане Савичевой, с документальными фото и книга «Дети войны», в которую вошли лучшие работы детей и рисунки. Книга издана при участии комитета по делам молодёжи администрации Смоленской области и областного совета ветеранов войны, вооружённых  сил и правоохранительных органов.

(Слайды 22-25)   

       Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями. 

      Увлекательна была на уроке ОРКСЭ и встреча с  отцом Челядина Виталия, который рассказал, что он участвовал в поисках останков солдат не только на Смоленской земле, но и в других регионах нашей страны, передал нам на время свою личную книгу «Расскажите о нас, чтобы помнили».  В нашем классе есть «Уголок памяти». Там и хранятся эти альбомы и открытки. Эти истории военного времени проникновенно действовали на меня в годы моей учёбы в школе, в училище, а сейчас я стараюсь воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну и готовности к защите её свободы и независимости у своих учеников. Прошу их дома с родителями просмотреть видеоролики о Великой Отечественной войне, о Великой Победе, о блокадной девочке Тане Савичевой, о Беслане.

       В 4 классе участвовали во Всероссийском конкурсе «Спасибо тебе, солдат!» Вот несколько детских строчек из писем:

       «Мне ещё 10 лет, но я слышала о той страшной войне: мои прадедушка и прабабушка жили в то время. Они были ещё подростки-14 лет. Но я навсегда запомню их рассказы о тех тяжёлых днях. Как прадедушку чуть не застрелил немецкий офицер, а семью бабушки выгнали зимой на мороз и сожгли их дом. Я никогда не забуду, как со слезами на глазах мои прадедушка и прабабушка рассказывали, как наши солдаты пришли и освободили их родную землю от  ненавистных оккупантов. Это были русские солдаты, спасители, Герои!» Ученица 4-а класса Конохова Люба

       «Здравствуй, дорогой солдат! Пишет тебе письмо ученик 4 класса Семёнов Никита. Уже прошло больше 70 лет, но память наша не забывает те страшные дни. Ты воевал с фашистами и отдал свою жизнь за мою.

Знаешь, солдат, мой прадедушка Степуров Роман Григорьевич тоже является участником Великой Отечественной войны. Он служил  миномётчиком и освобождал города: Киров, Спас-Деменск, Ельню, Починок. В сентябре 1943 года участвовал в освобождении городов и сёл Венгрии, Чехословакии, Австрии и в разгроме японских захватчиков. Прадедушка воевал до самого Дня Победы. После войны прадедушка Роман вернулся на родину в Калужскую область, где стал работать председателем колхоза в деревне Троицкое.  Дорогой солдат! Я горжусь своим прадедушкой и рад, что я его правнук». Семёнову Никите   дети подарили больше всего аплодисментов за его выступления.     (Слайд 26-28)   

       Активно учащиеся принимают участие и в общешкольных мероприятиях:  «День освобождения Смоленщины», «Празднование великой Победы», в социально значимом проекте «Я помню, я горжусь!»

Нами создан и проект: «Герои - земляки земли Смоленской» (3 класс).

        В ходе реализации проекта у детей расширяются представления о Великой Отечественной войне, о солдатах, защищавших Родину, о российской армии – надёжной защитнице нашей Родины, о празднике Победы, о наградах. (Слайды 29-31)   

        Несколько лет мы были заняты исследовательской работой « Край мой Смоленский». Этот проект сохранился от моих бывших учеников, когда ещё не было компьютеров. Этот проект мне тоже помогает в моей работе.

        Конечно, дети приносят и  свои рисунки о войне, дарят мне яркие репродукции картин на военную тему.

        Большую помощь в моей работе оказывают родители. Они помогают с организацией поездок  на «Зайцеву гору»,  на «Партизанскую поляну». (Слайд 32-34)   

        К новому предмету «Основы православной культуры» в школе большинство родителей относятся положительно. Результат следующий: этот предмет  способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия, патриотизма.

      Ведение этого курса оказывает огромное влияние на детей и на меня. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. В нашем классе висит небольшой плакат и мы часто повторяем: «Самая трудная работа – это работа над собой».

       В этом году запланированы коллективные проекты «Жила-была девочка Таня Савичева» к 23 января ( к дню её рождения) и  «Дети войны» к 9 Мая.

Конкурс «А ну-ка, мальчики!» мы проводим в 3-4 классах. Но сначала мы с девочками всегда поздравляем  наших мальчиков, будущих защитников Отечества. В этом конкурсе мы предлагаем для мальчиков несколько испытаний. Начинаем всегда с «Исторического конкурса», следующий «Юные защитники»,  интеллектуальный конкурс «Наш солдат умом богат»,  « Меткие стрелки». (Слайды 35-37)

В своих анкетах ребята пишут:

«Будущее мне кажется… сложным и трудным, нелёгким;  красивым, очень интересным и весёлым».

«Боюсь, что …на нашу страну опять нападут враги и опять начнётся война».

«Хотелось бы перестать боятся …войны и терактов»

«Я почти никогда … не делал доброго, очень редко.

«Больше всего мне мешает…мне ещё ничего не мешает, кроме лени»

«Больше всего мне мешает…мой характер»

        Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям. 
      Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближнем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.  (Слайды 38-39)

       Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

        И в унисон словам Лихачёва я часто на уроках повторяю  «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

       Уважаемые коллеги!

Давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам. (Слайд 40)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)

Педагогические технологии на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)...

Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ

Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев  в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же»....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Сегодня школа вступила на путь модернизации. В процессе реформированияшколы перед образованием была поставлена задача войти в мировуюобразовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российск...

Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)

Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...