Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ

Конспект урока по теме: "Добро и зло".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse.docx116.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема конспекта урока

«ДОБРО И ЗЛО»

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Борискина Алла Алексеевна

НОУ ОЦ «Солнечный ветер», ЮЗАО

Москва, 2013

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

личностные

  1. формирование нравственности через раскрытие понятий «добро» и «зло»;
  2. развитие доброжелательности, милосердия, отзывчивости, способности понимать других людей, сопереживать и помогать им;

метапредметные

  1. формирование информационной компетенции при работе с различными информационными источниками:
  • проявление познавательной инициативы в процессе сотрудничества,
  • умение осуществлять поиск информации для выполнения учебных задач;
  • овладение навыком осмысленного и критичного чтения печатных текстов, умением сопоставлять и сравнивать полученную информацию из разных источников с собственным жизненным опытом;
  • умение составлять на основе прочитанного текста ответ на поставленный вопрос, формировать чёткое, понятное другим речевое высказывание;
  1. формирование коммуникативной компетенции в процессе групповой работы:
  • развитие навыков сотрудничества, умения работать в группе;
  • развитие умения прислушиваться к чужой точке зрения, размышлять, анализировать, аргументированно и конструктивно отстаивать свое мнение, вести диалог;
  • формирование навыков выступления перед небольшой (классной) аудиторией.

предметные

  1. в процессе групповой и индивидуальной работы учащиеся усвоят новые нравственные понятия «добро», «зло»;
  2. на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, учащиеся, образно занимая места героев,  смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

Методы:

  • словесный,
  • проблемно-поисковый,
  • методы самостоятельной работы,
  • элементы исследовательского метода,
  • метод моральных дилемм и дискуссии.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование: карточки с названиями групп, карточки с заданиями для групп, пустые карточки для выполнения заданий; карточки с качествами, характеризующими  злого и доброго человека (Приложение 1); лист ватмана с  изображением «Дерева Зла», лист ватмана с изображением «Дерева Добра»,  ватман со шкалой оценивания работы групп, странички «А знаете ли вы, что…» (Приложения 2, 3), странички для записи интервью или диктофон, клей, ручки, аудиозапись песни «Дорогою добра».

Учебные пособия и дополнительные источники: учебник «Основы светской этики» под ред. А. Я. Данилюка. 4 – 5 классы. М.: Просвещение, 2012; толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Чего вы ожидаете от урока?

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Для этого потребуется ваше внимание, активная работа, взаимопомощь и, конечно же,  хорошее настроение.

2. Проверка домашнего задания по теме «Особенности морали».

- Прежде чем отправиться в путь, в трудную дорогу познания истины, давайте вспомним то, о чем мы говорили на предыдущем занятии. Дома вы закрепляли материал,  выполняли интересные творческие задания, вот вам представился случай продемонстрировать свои знания и творческие способности.

3. Введение в тему урока.

Послушайте притчу и подумайте, о чём она, попробуйте определить её тему.

     Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другие постоянно искали надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди до сих пор  стали делиться на две группы.

 - Ребята, как вы поняли из притчи, на какие группы разделились люди? (Ответы детей).

- Так о чём сегодня пойдет разговор  на нашем уроке? (Ответы детей: о добре и зле).

4. Целеполагание.

- Вы узнаете:

  • что такое добро,
  • что такое зло,
  • какие поступки человека мы можем считать злыми, а какие - добрыми,
  • какого человека мы можем назвать злым, а какого - добрым,
  • почему нужно бороться со злом, избегать зла и стремиться к добру.

5. Создание проблемной ситуации и ее решение.

- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос. Так попробуем и мы сегодня разобраться в том, что является злом, а что - добром.

- Итак, ребята,  мы  будем говорить о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, - о добре и зле.  Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что  такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Мы организуем сотрудничество в небольших группах. Для результативной работы нам необходимо создать 4 группы:

I группа – «Интервьюеры»

II группа – «Аналитики I»

III группа – Аналитики II»

IY группа – «Информаторы»

Разделение на группы осуществляется не в выборном, а произвольном порядке, согласно вытянутым карточкам с названиями групп.

Задания для групп

Задание интервьюерам

Ребята, ваша задача - отправиться за пределы классного помещения в поисках ответа на вопросы: «Что такое добро?», «Что такое зло?». С этими вопросами вы можете обращаться к учителям, администрации, работникам школы, родителям, учащимся. Ответы необходимо зафиксировать (письменно, в памяти, на диктофон). Затем вам необходимо вернуться в класс, обсудить полученные ответы; основываясь на собственном опыте, самим ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выступлению. Ваше выступление должно быть чётким, ясным, толковым. Говорите внятно, уверенно. Время работы – 15 минут.

Помните: прежде чем брать интервью, нужно продумать следующее:

  • как представиться,
  • как сообщить о целях интервью,
  • как обратиться к людям,
  • что спросить,
  • как закончить интервью.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

УСПЕХОВ!

Задание аналитикам I

Ребята, перед вами стоят следующие задачи:

  1. вспомните и запишите на карточках добрые слова, которые мы употребляем в приветствиях и пожеланиях друг другу, приклейте их на «Дерево Добра»,
  2. выберите карточки со словами, характеризующими доброго человека, приклейте их на «Дерево Добра»,
  3. вспомните и расскажите о добрых поступках, которые совершали литературные персонажи.

Время работы – 15 минут.

Помните: вам необходимо будет объяснить свой выбор. Будьте внимательными. Подготовьтесь к выступлению.  Ваше выступление должно быть чётким, ясным, толковым. Говорите внятно, уверенно.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

УСПЕХОВ!

Задание аналитикам II

 Ребята, перед вами стоят следующие задачи:

  1. вспомните и запишите на карточках синонимы слова «зло», приклейте их на «Дерево Зла»,
  2. выберите карточки со словами, характеризующими злого человека, приклейте их на «Дерево Зла»,
  3. вспомните и расскажите о злых поступках, которые совершали литературные персонажи.

Время работы – 15 минут.

Помните: вам необходимо будет объяснить свой выбор. Будьте внимательными. Подготовьтесь к выступлению.  Ваше выступление должно быть чётким, ясным, толковым. Говорите внятно, уверенно.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

УСПЕХОВ!

Задание для информаторов

Ребята, вам необходимо, поработав с различными источниками информации,  рассказать, что такое зло и добро. Определения этих понятий вы можете найти в толковом словаре С. И. Ожегова. При подготовке используйте текст учебника (стр. 12 - 13), иллюстрации. Заполните странички «А знаете ли вы, что ….». Время работы – 15 минут.

Помните: работая с различными источниками информации, необходимо максимально точно передавать смысл печатного слова, сравнивать информацию из разных источников.   Будьте внимательными. Подготовьтесь к выступлению.  Ваше выступление должно быть чётким, ясным, толковым. Говорите внятно, уверенно.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.
  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

УСПЕХОВ!

- Оценивать работу групп буду я (учитель), по следующим критериям:

  1. выполнила ли группа намеченные задачи;
  2. уложилась ли в отведенное для работы время;
  3. принимал ли каждый активное участие в обсуждении, позиция каждого ли участника учитывалась при  составлении ответа;
  4. насколько четко, слаженно, сплоченно работала группа;
  5.  как защищали свою работу.

По истечении 15 минут, группы переходят к защите своих работ. Время выступления не более 5 минут.

- Слово для выступления предоставляется I группе – «Интервьюеры».

- Благодарим членов группы за работу.

- Слово группе «Аналитики I».

- Благодарим участников группы за работу.

- Слово группе «Аналитики II».

- Благодарим группу за работу.

- Ребята,  у нас с вами сложились определенные представления о двух новых нравственных понятиях. А что же скажут представители IY группы – «Информаторы»? Согласятся ли он с нами?

- Слово предоставляется им.

- Благодарим группу за работу.

После обсуждения необходимо по представленным ранее критериям дать оценку работы групп.

Размышляя о качествах, характеризующих злого и доброго человека, о проявлениях добра и зла, дети должны прийти к выводу:

Человек доброжелательный и ведет себя соответственно. Он не может быть, грубым, жестоким, завистливым, желать людям зла. Взаимоотношения доброго человека с людьми окрашены светом, улыбкой, приветливостью, проявлением внимания, заботы, желанием помочь. Добрые поступки - те,  которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить друг другу радость. А злые поступки - те, которые приносят нам горести,  боль, страдание, разочарование, мешают нам жить счастливо.

 - Почему не у всех получается быть добрыми? (Ответы детей).

Вывод: Быть добрым непросто. Путь к доброте нелёгкий. На нём человека ожидают взлёты и падения. Человек должен размышлять о своих поступках, стараться творить добро, идти дорогою добра.

6. Игра «Скажем друг другу добрые слова» (физминутка). Дети передают друг другу мяч и  при этом с улыбкой говорят что-то доброе. 

7. Закрепление полученных знаний на основе чтения и анализа коротких рассказов.

  1. В. А. Сухомлинский «Чтобы бабочка не укололась».

Вопросы для анализа и обсуждения:

  • Как вы можете оценить поступок Зои?
  • Как бы вы поступили на ее месте?

  1. Э. Шим «Жук на ниточке».

Вопросы для анализа и обсуждения:

  • Какие чувства возникли у вас?
  • Как вы оцениваете поступок мальчика?
  • Как вы понимаете слова дедушки?

  1. В. А. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».

Вопросы для анализа и обсуждения:

  • Какое дело совершила белочка?
  • Могла бы она поступить иначе? Чем бы это обернулось?
  • Как вы думаете, почему белочка помогла дятлу?
  • Была ли она корыстной?

Вывод: каждый из нас имеет право выбора, мы сами решаем, как нам поступить -  плохо или хорошо. Совершив добро, белка не ждала вознаграждения, она сделала это безвозмездно.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Что нового  и интересного вы сегодня узнали?
  2. Чем сегодняшнее занятие было для вас полезно?

Детям предлагается оценить свои достижения на уроке и свое отношение к уроку.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=833047397-45-72 

Мне было скучно

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=259388762-47-72

Мне не все понравилось на уроке

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=433556446-12-72

Мне было интересно

на уроке

Мне было легко, и я быстро справился со всеми заданиями

Мне было трудно, но я справился

Мне было трудно, но мне помогли друзья

 - Осознание сделанного добра – это уже награда. Делая добро, не надо ожидать благодарности. Милосердие,  доброжелательность, случаи внимания друг к другу – всё это достойно уважения.  

 - Я желаю вам идти дорогою добра (звучит песня «Дорогою добра»), научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды для себя. Если вы научитесь этому – станете по-настоящему богатыми и счастливыми людьми. В каждом из вас есть частичка доброты, так пусть она сияет как маленькое солнышко другим людям.

Домашнее задание.

  1. Стр. 12 - 13 – читать.  Ответить на вопросы (стр. 13).
  2. Подобрать и объяснить пословицы о добре и зле.
  3. Написать памятку «Как стать добрым человеком».
  4. Творческие задания (на выбор):

- сделать рисунок на тему добра и зла,

-  сочинить сказку о добре и зле,

- смастерить с родителями кормушку для птиц,

- сделать закладки для книг школьной библиотеки.

5. Работа с «Книгой мудрых мыслей» по теме урока: найти и записать мудрые изречения великих людей о добре и зле.

Приложение 1

желание блага другим

неуважение

щедрость

жестокость

нежность и ласка

корысть

открытость

насилие

вежливость

унижение

других людей

отзывчивость

нетерпимость

уважение

грубость

дружелюбие

жадность

душевное расположение

к людям

враждебность

добродушие

ненависть

доброжелательность

желание горестей

другим людям

приветливость

злорадство

проявление

заботы и внимания

вредность

готовность помочь

забота

только о себе

сочувствие и сопереживание

лживость

милосердие

причинение вреда другим

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...