КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОРК и СЭ» 4 КЛАСС
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Серегина Любовь Леонидовна

Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане,  планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

         Рабочая программа   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования, к результатам освоения  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторских  примерных  программ по  предмету Основы светской этики (автор  А.И.Шемшурина ).

                    УМК:

1.Шемшурина  А.И. Основы светской этики. 4 класс – М.: Просвещение, 2019.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

 

На изучение  учебного предмета Основы светской этики в 4 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю

(1 час – федеральный компонент) На основании заявлений родителей выбран модуль «Светская этика».

Срок реализации программы 1 год (2019-2020 учебный год).

Программа составлена  без  изменений, согласно календарному графику и расписанию  уроков МБОУ СОШ №6

По  рабочей  программе согласно  календарному графику и расписанию уроков МБОУ СОШ №6 – 35 ч. Учебный материал  изучается в полном объеме.

Планируемые  результаты  освоения  курса ОРКиСЭ

 

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;         - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-  определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Выпускник научится:

–        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

–        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

–        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание программы учебного предмета

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

                                 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ПРЕДМЕТУ «ОРК и СЭ»

№ урока

п\п

Тема

Количество

часов

Дата

( план)

Дата

( факт)

                            ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.5 ч.

 

1.

Этика-наука о нравственной жизни человека.

1

04.09

2.

Добрым  жить на белом свете веселей.

1

11.09

3.

Правила общения для всех.

1

18.09

4.

От добрых правил-добрые слова и поступки.

1

25.09

5.

Каждый интересен.

1

02.10

                              ЭТИКЕТ.4 ч.

6.

Премудрости этикета.

1

09.10

7.

Красота этикета.

1

16.10

8.

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

23.10

9.

Чистый ручеек нашей речи.

1

06.11

ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 4 ч.

10.

В развитии добрых чувств – творение души.

1

13.11

11.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

20.11

12.

Чувство Родины.

1

27.11

13.

Жизнь протекает среди людей.

1

04.12

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.4 ч.

14.

Чтобы быть коллективом.

1

11.12

15.

Коллектив начинается с меня.

1

18.12

16.

Мой класс – мои друзья.

1

25.12

17.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

15.01

          ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ.4 ч.

 

 

18.

Жизнь священна.

1

22.01

19.

Человек рождён для добра.

1

29.01

20.

Милосердие – закон жизни.

1

05.02

21.

Жить во благо себе и другим.

1

12.02

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ.4 ч.

 

22.

Следовать нравственной установке.

1

19.02

23.

Достойно жить среди людей.

1

26.02

24.

Уметь понять и простить.

1

04.03

25.

Простая этика поступков.

1

11.03

         ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР.4 ч.

 

26.

Общение и источники преодоления обид.

1

18.03

27.

Ростки нравственного опыта поведения.

1

01.04

28.

Доброте сопутствует терпение.

1

08.04

29.

Действия с приставкой «со»

1

15.04

                СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ.6 ч.

 

30.

С чего начинается Родина.

1

22.04

31.

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

29.04

32.

 В тебе рождается патриот и гражданин.

1

06.05

33.

 Человек – чело века.

1

13.05

34.

 Сочинение «Слово, обращенное к себе»

1

20.05

35.

Обобщение. Сочинение «Слово, обращенное к себе»

1

27.05


                                                                                                                                   «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________________/С.В.Захарцева /

                                                                                                                                                                              подпись

____ «_________________» 2019г.

                                                                                                                                                                       дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова «Математика» учебник для 1 класса (УМК «Перспектива») ( 4 часа в неделю).

    Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проб...