Урок по предмету "Основы православной культуры" в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 4 классе "Самая главная встреча. Представление православных христиан о Боге". Урок формирует представление учащихся о проявлении Божественной любви в жизни человека, о совести как "голосе Бога" в душе. Технологическая карта урока содержит ссылки на презентацию "Самая главная встреча" и составлена на основе Рабочей программы курса "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры" к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной, под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету ОРКСЭ, Основы православной культуры.

4 класс

Тема: Самая главная встреча. Представление православных христиан о Боге

Краткая аннотация. 

Тип урока: усвоение нового материала.

Использование технологий: проблемного обучения, технология сотрудничества.

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебник «Основы православной культуры», 4 класс,  О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко , Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина.

         

Цель: ознакомить учащихся с представлением православных христиан о Боге, опираясь на их опыт восприятия мироздания.

Планируемые результаты:

предметные: формировать представление о Боге, Святой Троице как основе христианской культурной традиции

личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному предмету ОРКСЭ как части православной культуры, формировать представление о месте культурной традиции православия в общей культуре народа.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует знаково-символические средства при выполнении заданий;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе в сотрудничестве;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом обучающихся.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Деятельность учеников

Формируемые УУД

 Организационный этап.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие.

- Проверим готовность. По каким критериям?

Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.

 

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Диалог учителя с учащимися. Учащиеся высказывают свою точку зрения по предложенному учителем вопросу.

- Какие традиционные религии есть в России?

-Что такое веротерпимость?

- Почему так важно, чтобы между людьми разных народов и верующими разных религий в нашей стране были мир и согласие?

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на свое представление о проблемах толерантности, соглашаются с отвечающими ,дополняют ответы одноклассников

Коммуникативная:  cлушать собеседника;

- Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательная: Выделять существенную информацию.

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Создание оптимального коллективного мнения по существу обсуждаемых вопросов

 Постановка учебной задачи

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Ключевые слова урока – Бог, Православные.

- Какие возникают вопросы? Сформулируйте их и запишите на доске.

- Попробуйте сформулировать тему урока, опираясь на ключевые слова и вопросы

 

Учащиеся формулируют вопросы:

- Кто такой Бог? Можно ли его увидеть?

- Кого называют православными?

Учащиеся выдвигают версии и формулируют тему урока: Как представляют Бога православные.

Регулятивная:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

- Слушают учителя;

- Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока.

 Открытие нового знания

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия 

Учитель проводит эвристическую беседу с учащимися:

- Интересовало ли вас, зачем вы живете?

- Как появился этот мир?

- Зачем живут другие люди?

- Почему одни люди бывают добрыми, а другие злыми?

(слайд 1-2)

- Как вы думаете, кого называют православными христианами?

- Кто такой Бог? Давайте обратимся к толковому словарю

(слайд 3)

- Можно ли увидеть Бога?

Прочитайте рассказ П.В. Засодимского «Гришина милостыня» о добре и зле в душе человека (стр. 13 учебника)

(слайд 4)

- Как проявилось то, что в душе у Гриши начала просыпаться совесть? Обсудите в группе, расскажите.

- Как же определить существование Бога, если он невидим?

 (слайд 5,6)

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, будучи известным в середине 20 века хирургом, так ответил на вопрос, видел ли он Бога:

- Бога я действительно не видел. Но я делал много хирургических операций на мозге и никогда не видел там также и ума. И совести тоже не находил.

(слайд 7)

Рассуждают о мире, опираясь на собственный жизненный опыт, свои представления о добре и зле.

Предположительно. Это люди, которые верят в Бога, любят свою родину и всех людей

Читают рассказ и формируют своё отношение к проблеме и героям.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формируют ответ.

Православные не видят Бога, но понимают и чувствуют его могущество и заботу. В Бога можно только верить.

.

Регулятивная:   

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Сформулированное знание, представленное в речевой форме

Закрепление полученных знаний

Построение способа действия

Подведем итог нашей эвристической беседы.

- Как православные христиане представляют Бога?

На доске слова: Творец, Вечный, Вездесущий, Всемогущий, Всеблагой.

Как эти слова можно связать со словом Бог? Поработайте в группах. Создайте мини-проект «Кто есть Бог»

Физминутка  

   

Высказывают свои варианты, обсуждают.

Регулятивная:   

-– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Составленный проект модели мироздания с точки зрения православных христиан

Закрепление знаний

Организация самостоятельной учебной деятельности с использованием нетбуков

Подключение к сети, передача задания на ноутбуки учащихся, получение результатов.

Создайте слайд. В центре поместите образ цветка, солнца или другой образ, соответствующий вашему пониманию. Напишите слово Бог. От центра расположите лепестки, лучи или др. На них напишите слова, которые обозначают явления или понятия, связанные с пониманием православных сущности Бога.

Вам поможет слайд 8

Учащиеся слушают задания и выполняют их.

Учащиеся выступают с защитой проектов

Регулятивные:

– действовать по инструкции в задании,

Познавательные:

 – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Выполненное задание. Процент выполнения задания

Итог урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

- Как вы думаете, почему православную культуру, ее лучшие творения (храмы, иконы, книги, песнопения) можно назвать встречей человека с Богом?

(слайд 9)

Дают словесную оценку.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Культура и религия" 4 класс

Второй урок курса ОПК. Дети знакомятся с понятиями "культура", "религия", "православие"....

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....