Родительское собрание 3 класс Тема: «Выбор модуля по ОРКСЭ»
материал по орксэ (3 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Как же будет проходить обучение курсу ОРКСЭ?

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 (1 час в неделю).

Как я уже говорила, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

3 класс

Тема: «Выбор модуля по ОРКСЭ»

Цели:

  1. Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться в 4 классе.
  2. Сделать выбор одного из модуля «ОРКСЭ»

Ход собрания:

  1. Знакомство с новым предметом.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада приветствовать вас на нашем собрании. Сегодня мы собрались, для того, чтобы познакомиться с новым предметом, который наши дети будут изучать в следующем учебном году. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей). Называется этот курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». (Слайд 2)

Этот курс включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе (Слайд 3):

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Сегодня я хочу познакомить вас с этим предметом.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Нормативно-правовая основа преподавания. (Слайд 4)

Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»
  •  Федеральным государственным стандартом.

С 2012 года исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. (Слайд 5)

Задачи учебного курса ОРКСЭ: (Слайд 6-8)

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Как же будет проходить обучение курсу ОРКСЭ?

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 (1 час в неделю).

Как я уже говорила, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. (Слайд 9)

Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов.

Давайте познакомимся с содержанием каждого из этих модулей. 

«Основы православной культуры» (Слайд10)

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы исламской культуры» (Слайд 11)

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 «Основы мировых религиозных культур» (Слайд 14)

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы светской этики» (Слайд 15)

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

(Слайд 16)        

Обратите внимание, что первый и последний раздел в модулях одинаковы. Они являются общими для всех модулей.

Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего один урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они – один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна – Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий – Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, – «Основы светской этики» – учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. 

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 

На нескольких последних уроках курса учащиеся класса будут работать вместе. На них ребята поделятся своими знаниями, полученными в ходе изучения выбранного модуля, представят свои творческие проекты на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех шести модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Преподавать новый курс будут учителя начальных классов нашей школы, имеющие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе.

Предмет безотметочный, поэтому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.

  1. Выбор родителями (законными представителями) одного из модуля ОРКСЭ, заполнение заявлений, оформление протокола родительского собрания. (Слайд 17)

Спасибо за внимание. До новых встреч! (Слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Выбор модуля ОРКСЭ"

Родительское собраниеВыбор модуля комплексного курса«Основы религиозных культур и светской этики»...

Родительское собрание на тему "Выбор дальнейшего пути. Готовы ли к нему дети?"

Форма родительского собрания: лаборатория нерешенных проблем.Цель: Помочь ребенку профессионально самоопределиться, подготовить к выбору дальнейшего пути. Задачи:сформировать у учащихся активную ...

Родительское собрание "Выбор модуля курса ОРКСЭ" 3 класс

Материалы к родительскому собранию в 3 классе по выбору модуля курса ОРКСЭ...

РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Выбор друзей для ребенка: поддается ли регулированию этот процесс и надо ли влиять на него?»

ЦЕЛЬ: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.ЗАДАЧИ:показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;способствовать развитию понимания важности общения в жизни детей;выявить п...

Конспект родительского собрания в 3 классе по теме "Выбор модуля по ОРКСЭ"

Родительское собрание3 классТема: «Выбор модуля по ОРКСЭ» Цели:Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться ...

Родительское собрание по теме: "Выбор модуля по ОРКСЭ"

Родительское собрание по теме: "Выбор модуля по ОРКСЭ" Презентация...

Родительское собрание на тему:"Осознанный выбор модуля курса ОРКСЭ"

Рассказать родителям о курсе «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)», который будет изучаться в 4 классе. Сделать выбор одного из модуля «ОРКСЭ»...