Презентация "Храмы Сарова"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Сушко Ольга Александровна

Презентация "Храмы Сарова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hramy_sarova.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В 1998 году в пещерном комплексе отделом культуры городской администрации начаты восстановительные работы. За несколько лет работы вручную расчищено от наносного грунта более 300 погонных метров подземных галерей, обустроен вход в пещеры и запасный выход, укреплены опасные участки галерей, восстановлены вентиляционные шахты, по всему комплексу проведено электрическое освещение. В 2003 году по архивным документам изготовлен и установлен металлический иконостас. В 2006 году пещерный комплекс передан Русской Православной Церкви . Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей — самое древнее монастырское творение — ему более 300 лет. Всего несколько монастырей России могут похвастаться наличием такой достопримечательности. Да и наш храм был освящен только благодаря заступничеству родных сестер Петра I Марии и Феодосии. Ранней весной 1711 года, будучи в столице, Первоначальник получил от царевен иконостас с иконами, служебные книги, оловянные сосуды для богослужения, облачения, деньги и величайшую драгоценную святыню — четырнадцать частиц мощей некоторых киево-печерских святых. К концу мая все приготовления были окончены, и 30-го числа церковь освящена. В советское время вход в храм был засыпан.

Слайд 3

Храм великомученика и целителя Пантелеимона Святой целитель Пантелеймон – один из самых почитаемых православных святых. Его чтят наравне с Сергием Радонежским, Николаем Чудотворцем и Серафимом Саровским. Целителем он прозван за то, что по его молитве был воскрешен мертвый ребенок. День памяти святого целителя Пантелеймона православные отмечают 9 августа Постройка храма началась с торжественной закладки первого камня и установки креста при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время его визита в Саров в 2000 году. Инициатор строительства храма на территории больничного городка - начальник медсанчасти № 50 (теперь клинической больницы № 50) Сергей Борисович Оков

Слайд 4

Герман Здоров, настоятель монастыря: "Это первый в мире храм, построенный Серафиму Саровскому, и он был освящен именно во время канонизации Серафима в 1903 году, когда здесь был последний русский император Николай". После революции в монастыре жили беспризорники, потом был лагерь НКВД и завод боеприпасов. В 1946 году в монашеских кельях разместились первые лаборатории ядерного центра, а вокруг монастыря вырос город физиков. В стенах храма разместился городской театр. Считалось, что при перепланировке храма в театр, келью монаха уничтожили полностью. Так было написано в послевоенных документах. По сохранившейся кладке можно достоверно судить о размерах кельи знаменитого старца - шесть на шесть шагов. Монах Серафим всю жизнь провел в Саровском монастыре. К нему приходили тысячи паломников. После смерти над кельей монаха построили храм. Внешне храм Серафима Саровского сохранился таким же, как и 100 лет назад.

Слайд 5

Храм во имя Святого Духа (на Ближней пустынке) расположен на ул. Бессарабенко, на берегу пруда Боровое. Построен на месте часовни, которая находилась рядом с источником прп. Серафима и купальней.

Слайд 6

Первая церковь была начата строительством в 1745 году и освящена в 1750-м. Так как она располагалась при больничных кельях, то ее еще называли «Больничной». В 1784 году было принято решение перенести храм на северный склон, тем самым освободив площадь перед «Святыми» вратами. Строилась церковь на средства Ивана Леонтьевича Бекетова и должна была быть «о двух этажах»: внизу теплый храм Зосимы и Савватия, на втором этаже холодный придел во имя Преображения Господня. Монастырское руководство постаралось обустроить церковь: полы выложили из чугунных плит, вызолотили иконостас «лучшим искусством, применяясь к соборному Успенскому иконостасу, чтоб ничем не хуже был» (доверили это ответственное дело крестьянину Серпуховского уезда села Хатуни Никифору Ильину). В алтаре находился престол, изготовленный руками послушника Прохора Мошнина, будущего подвижника Серафима. Старый престол по церковному обычаю был сожжен без остатка, и пепел развеян над рекой Сатис. Главный престол освящен 16 августа 1787 года, верхний престол во имя Преображения Господня освятили в 1789 году во время приезда в монастырь правящего архиерея. В советское время храм был разобран вручную в 1942 году, оправдательной причиной служила нехватка строительных материалов. Восстановление началось в 2010 году, крест на купол храма поднят 29 июля 2011 года. Храм двухэтажный, великое освящение храма в честь прпп. Зосимы и Савватия в нижнем ярусе состоялось 26 мая 2012 года. Продолжаются работы в верхнем ярусе - под куполом, там будет храм Преображения Господня.

Слайд 7

В восточной стороне, под северным склоном разместился храм во имя Иоанна Предтечи , построенный на средства астраханского рыбопромышленника Кирилла Федоровича Федорова. Храм стоит на высоком подклете, накрывшем источник, и в день крещенского праздника становился главным местом действия в обители. Этот же источник на протяжении более ста лет снабжал монастырь, а затем поселок прекрасной питьевой водой. В 1930-е годы храм перестроен под общежитие для стахановцев, рабочих машиностроительного завода, затем в нем разместились учреждения секретного «объекта». 30 июля 2006 года, в дни празднования 300-летия со дня основания обители и возобновления Свято-Успенской Саровской пустыни, Святейший Патриарх Алексий II совершил чин освящения храма.

Слайд 8

Кладбищенскую церковь Всех Святых, предназначенную для отпевания монахов и паломников, выстроили в 1832-1834 годах в классическом стиле. Церковь с кладбищем была окружена арочной каменной оградой. Уникальность церкви в том, что ее купол - единственное место, где сохранилась живопись монастырских времен. Роспись выполнена в классической манере и выдержана в монохромной серо-голубой гамме. Первоначальные исследования показали, что роспись принадлежит арзамасской школе академика А. В. Ступина. Специалисты не знают аналогов этой росписи по сюжету и композиции ни в России, ни за ее пределами. Здесь изображен один из эпизодов Апокалипсиса - перед сидящим на престоле Вседержителем Агнец открывает книгу за семью печатями. В советское время здание храма использовалось под ресторан, затем под хозяйственный магазин. В 1992 году храм был возвращен православной общине и вновь освящен.

Слайд 9

В октябре 2008-го возле городского кладбища началось строительства деревянного приходского храма во имя праведного Иова Многострадального. На торжественную закладку камня в основание его алтаря приезжал владыка Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Строительство началось и храм поначалу довольно успешно поднимался на средства благотворителей. В 2009 году в связи с развивающимся экономическим кризисом возникли затруднения, строительство продолжалось более медленными темпами. Сегодня оно в основном завершено. В храма св. Иова с июля 2011 года начались регулярные богослужения.

Слайд 10

Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель - Святыми вратами. Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год и в 1999 году отметила свое 200-летие. Колокольня строилась на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота - 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на обзорные площадки колокольни. В хорошую погоду с них можно было увидеть колокольню и храмы Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим Карлом Ивановичем Бланком. Однако подтверждающих ее документов пока не найдено. Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол весил 1200 пудов (более 19 тонн). Его назвали "Тысячник", он занимал третий ярус. Колокол отливали в монастыре. Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов. Восемь колоколов весили от 2 до 56 пудов, другие были еще меньше. Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Для подъема собрали с окрестных деревень пять тысяч человек, и с помощью четырех канатов колокол был поднят на колокольню за несколько часов. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.

"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время....