Святой Георгий - небесный покровитель рыцарских орденов
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Плисс Евгения Сергеевна

Материал для работы на уроках ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatoy_georgiy_-_nebesnyy_pokrovitel_rytsarskih_ordenov.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Святой Георгий – небесный покровитель рыцарских орденов»

Средневековая традиция рыцарской культуры восходит ко временам установления Божьего мира, к тому же периоду исследователи относят и распространение культа святого Георгия на Западе.

Издавна известное понятие «рыцарь» (лат. miles, caballarius, «всадник» - chevalier, caballero, по этимологии Исидора Севильского - один из тысячи) именно в начале XI столетия обретает новый смысл. Это не только вооруженный конник, не только собственник земель, аристократ, потомок древнего рода, связанный узами родства или вассальной зависимости с властителями эпохи варварских королевств, не только оруженосец, живущий в замке сеньора, - отныне это новая общественная и политическая сила, чьи стремления и идеалы сформируют светскую традицию зрелого Средневековья. 

В средние века рыцари, дававшие присягу служить Богу, родине и ближним, считали своим покровителем св. Георгия. Св. Георгий был издавна очень почитаем на Руси, особенно как покровитель воинов.

Св. Георгий жил почти 1 700 лет тому назад, в то время, когда почти весь культурный мир был объединён одним государством - Римской империей.

Римляне были язычниками, поклонялись многочисленным богам, считали христиан своими врагами и преследовали их. Часто римские императоры начинали кровавые гонения, во время которых многих христиан убивали или отдавали на растерзание зверям.

Святой Георгий родился в конце III века в Бейруте, в богатой и знатной христианской семье. Возмужав, он пошел на военную службу и быстро отличился среди римских воинов своей отвагой, силой и умом. Сам император возвысил его до звания тысяченачальника и очень ценил воинский талант Георгия.

При жизни св. Георгия император Диоклетиан начал преследовать христиан.

Диоклетиан не знал, что его офицер - христианин. Георгий был схвачен после того, как отказался принести жертву языческим богам.

Диоклетиан пытался образумить своего любимца, уговаривал его отречься от Христа, но безуспешно. Тогда император приказал пытать Георгия, надеясь сломить его волю, но святой воин стойко переносил страшные мучения.

Его героизм привел в изумление и вызвал восхищение многих из окружения Диоклетиана.

Что бы с ним не делали — пилили пилой, сдирали кожу, варили в котле — он продолжал молиться и оставался жив и невредим. Видя это, многие из окружающих поверили в силу христианского Бога.

Жена Диоклетиана, царица Александра, пришла к месту мучений Георгия, упала к его ногам и открыто признала свою веру в Христа.

Взбешенный император приказал казнить и свою жену, и святого Георгия — 23 апреля (6 мая по новому стилю) 303 года ему отрубили голову.

День казни святого стал днем прославления его духовного подвига. В V веке в Риме была построена Георгиевская церковь, где хранилась частица мощей святого (сам он был похоронен в городе Лидда в Палестине), а также его ратное копье и хоругвь.

Тогда же было составлено Житие святого Георгия, дополненное в VI–VII веках описаниями чудотворений святого воина. Легенды о святом Георгии излагали известные церковные писатели и богословы.

Наиболее древние изображения святого воина относятся к V–VI векам и представляют его прежде всего как мученика, снискавшего венец небесной славы. Так, на синайской иконе рубежа VI–VII веков "Богоматерь на престоле с предстоящими Феодором и Георгием" юный воин предстает в том иконографическом образе, который станет традиционным — с миловидным безбородым ликом, с шапкой кудрявых волос и крестом в руке.

Позже к образу святого Георгия добавится и еще один символ мученичества — красный плащ. С X–XI веков в византийском искусстве стал широко известен образ Георгия-воина, в воинском облачении и с оружием.

Самое прославленное чудо святого Георгия свершилось уже после его казни. По преданию, близ Бейрута (в легенде — это город Ласия) поселился в озере огромный змей-людоед, отравлявший округу своим ядовитым дыханием. Каждый день он требовал себе пищу, и жители города вынуждены были отправлять к нему на съедение все новые жертвы. Однажды жребий пал на царскую дочь, царевну Елисаву (Елизавету). Плача, она отправилась к озеру и ждала гибели, как вдруг увидела юношу-воина верхом на коне. "Не бойся, — сказал он царевне, — я силой Бога моего спасу тебя". Когда чудовище появилось из воды, святой Георгий лишь коснулся его копьем, произнеся молитву, и страшный змей сделался кротким, как домашнее животное. Уже без всякого страха царевна привязала к его шее свой поясок и повела в город, где пораженные чудом люди прославляли христианского Бога и многие затем приняли крещение.

Для русской иконописи стало очень характерным изображение в центре житийных икон не традиционной фигуры святого (в рост, или по пояс), а столь полюбившегося Чуда о змие, утверждавшего несомненную победу добра над злом.

На Руси день памяти святого Георгия отмечался особо, считаясь началом полевых работ. Даже если на полях еще лежал снег, стада обязательно выгоняли на пастбище — считалось, что в этот день Егорий на белом коне объезжает стадо, беря его под покровительство и охраняя от волков и змей.

Если для князей святой Георгий был доблестным воином, то для крестьян он был носителем имени "Георгий", что значит в переводе "земледелец". Святого просили "открыть землю", пролить на поля первый дождь, дающий плодородие. Так, незримо сопровождая людей в их земных чаяниях и заботах, святой Георгий продолжал, как и прежде, хранить мир от опасностей и зла.

В 1769  году Императрица Екатерина Вторая учредила Орден св. Георгия, выдававшийся за боевые заслуги. Это белый прямой крест на черно-оранжевой ленте (цвет дыма и огня). Орден св. Георгия ценился в России выше всех других орденов, и им награждали только воинов, проявивших героизм на поле битвы.

Святой Георгий на протяжении тысячелетий был и остаётся небесным покровителем столицы России и её правителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 1)

Презентация была разработана к клубному часу, посвященному "Дню города".  Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного...

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 2)

Данный материал можно использовать на уроках истории, занятиях по истории родного края......

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 3)

Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 4)

Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края....

Презентация "Святой князь Александр Невский-небесный покровитель города Старый Оскол" (часть 5)

Данный материал можно использовать на уроках истории, изобразительного искусства, внеклассных занятиях по истории родного края...

Георгий Победоносец-покровитель нашей Родины (творческая работа ученика)

Святого Георгия русский народ глубоко почитает. На гербе нашей столицы изображен один из его подвигов. Георгий  на белом коне с копьем в руках поражает змея....

Небесные покровители Санкт-Петербурга

В данной публикации рассказывается о жизни святой Ксении Петербургской....