Конспект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (2 класс)

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ
Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа»
Цели деятельности учителя: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание; формирование
представления об особенностях обрядов русского народа.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать обычаи и обряды русского народа; особенности обрядов;
Уметь давать определение понятиям «обычай» и «обряд».
Личностные:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: программа: программа «Начальная инновационная школа»; учебник: Студеникин М.Т. «Основы религиозных культур и
светской этики» 4 класс, презентация, картины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ

Тема урока: «Обычаи и обряды русского народа»

Цели деятельности учителя: формирование представления о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание; формирование представления об особенностях обрядов русского народа.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать обычаи и обряды русского народа; особенности обрядов;

      Уметь давать определение понятиям «обычай» и «обряд».

Личностные:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: программа: программа «Начальная инновационная школа»; учебник: Студеникин М.Т. «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, презентация, картины.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: беседа

  1. мин

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Вероника Ивановна. Садитесь.

-Проверьте все ли у Вас приготовлено для урока и порядок ли на партах. Помним: порядок в вещах – порядок в мыслях. Пожелайте друг другу удачи! Мы начинаем!

-За вашу активную работу Вы будете получать жетончики.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Желают друг другу удачи.

Р: Выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий диалог.

Наглядный: раздаточный материал.

Наглядный: презентация.

4-5 мин

- А знаете ли вы, как раньше приветствовали, или встречали гостей на Руси в древности?

- Гостей принято встречать с улыбкой и словами: «Добро пожаловать!».

- Мы определили, что гостей встречали с улыбкой на лице. И в современном мире мы также встречаем гостей с улыбкой и пожеланиями добра.

- Каким, словом можно это назвать?

- А что такое традиции?

- Давайте все же прочтем определение в словаре С.И.Ожегова - традиция

- Почему русский народ, как и любой другой, бережно хранит свои традиции?

- А нужны ли нам традиции?

Ответы детей.

-Традиция.

-То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Отвечают на вопросы.

-У русского народа обширное культурное и образовательное наследие, которое необходимо сохранять и бережно передавать последующим поколениям.Велика роль народных традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Известно, что нравственные качества человека начинают вырабатываться с младенческих лет и в основном процесс их формирования завершается в школьные годы.

-Народные традиции - часть культуры любого народа.

Л: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах

своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

П: сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят

Закономерности.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: создание проблемной ситуации

4-5 мин

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мной представлены ребусы. Разгадайте ребусы. Тогда мы с вами узнаем тему нашего урока.

         

– Чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами слайд с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока.

  • познакомиться с понятиями “честность” и “искренность”;
  • познакомиться с понятиями “гордость” и “гордыня”;
  • узнать о правилах приличия;
  • познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси;
  • узнать о вежливых словах, уметь употреблять их в разных жизненных ситуациях.

-Верно, вы правильно определили тему и  цель нашего урока.

-Обычаи и обряды

-Тема «Обычаи обряды русского народа».

Учащиеся ставят цель урока: познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания на Руси.

Л: устанавливают

связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Р: определяют тему и цели урока, составляют план
и последовательность действий.

К: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником

10 мин

-Для начала подумайте, что же это такое: обычай и обряд.

-Молодцы, вы были близки к правильному значению, но давайте посмотрим, что дано в учебнике. Откроем страницу…

-Кто громко и чётко прочитает нам эти два определения?

-Хорошо, а сейчас перепишем эти определения в тетрадь.

Обычай – общепринятый, привычный порядок поведения людей в повседневной жизни. Обычаи появились ещё в древности, когда наши предки жили родами и племенами.

Обряд – совокупность определённых действий, которые диктуются обычаем.

– Как вы понимаете слово “бракосочетание”
-
Вы знаете какие-нибудь свадебные обычаи и обряды?

- В давние времена появился такой обычай как свадьба, Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга.

-Ребята, а вы знали, что свадьба состоит из нескольких обрядов?

-Самый первый обряд, это сватовство. Ребята, вы знаете, что это за обряд?

-На Руси было принято засылать сватов или сваху в дом понравившейся девушки. Сваты рассказывали родителям невесты насколько хорош жених, как будет счастлива она если будет его женой, родителям невесты преподносились различные подарки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза.

-А сейчас посмотрим видео фрагмент из очень известного фильма «Тихий Дон» нам покажут, как проходил обряд сватовства. (Тихий Дон 1957 г.)

- В крестьянских семьях перед отправлением к венцу проходил обряд сводов, прочитаем об этом подробнее в учебнике на странице 111. Кто может прочитать?

- А теперь этот обряд сводов заменен помолвкой. Что это такое? Прочтем.

 - И, наверное, самый долгожданный день и обряд— это венчание.

-Кто знает, что это такое?

-Венчание – это церковное бракосочетание.

Бракосочетание – это церемония вступления в брак.

 - Третий обряд «венчание» проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания.

 - В настоящее время сначала проводится обряд бракосочетания – это церемония вступления в брак. Проходит она в специальных Дворцах бракосочетания, где жених и невеста сначала дают друг другу торжественную клятву любить друг друга, а потто обмениваются обручальными кольцами. Современный обряд бракосочетания обязательно сопровождается «Свадебным маршем Мендельсона».

 – Сохранился до наших дней обычай встречать молодых хлебом-солью. Молодые муж и жена приезжают к месту проведения свадьбы, там их встречают родители мужа с иконой в руках, которой благословляют на счастливую жизнь, и  с круглым хлебом – караваем. Молодожены одновременно откусывают от него, обмакивают свои куски в соль и съедают.

Ответы детей

Работают с учебником.

Пишут определение.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Читают информацию в учебнике.

Анализирует рассказ учителя.

Л: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; соблюдают правила поведения на уроке.

П:  умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

П: сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают выводы.

К: участвуют
в диалоге

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа.

Практический: работа с книгой.

Наглядный

4-5 мин

-Вот мы и узнали, какие бывают свадебные обряды.

-Знаете ли ,вы еще какие-нибудь обряды или обычаи русского народа?

Масленница

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу.

Осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. 

Наступление Пасхи принято отмечать, выставляя на стол крашеные куличи и собственно пасху — так называют творожное блюдо в форме пирамиды с усеченным верхом. Кроме того, символом праздника являются крашеные вареные яйца. Они по древним традициям считались символом жизни.

Пасха всегда отмечается только в воскресенье, но выпадает на разные даты. 

-Давайте поработаем в группах!(6 групп)

У каждой группы будет картинка с обычаем или обрядом.

-Ваша задача: придумать правила поведения во время этих действий.

-Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какой это обряд.

6 картинок

-Молодцы! Вы отлично поработали!

Отвечают по картинкам

-Помолвка

-Сватовство жениха к девушке.

-Венчание.

-Бракосочетание

-Встреча весны «Масленница»

-Пасха

-Каравай, кто больше откусит, тот и будет главным в семье.

Л: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

П: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы.

Р: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа с учебником.

Практический: взаимопроверка по эталону.

4-5 мин

– Ребята, перед вами разные пословицы о семье и браке. Вам предстоит найти продолжение пословицы и объяснить их значение.

Муж - голова, жена - душа.

Милые бранятся - только тешатся.

Вся семья вместе, так душа на месте.

Жена-вторая душа.

У вас товар, а у нас купец.

-А теперь проверим.

Дополняют пословицы.

Объясняют их значение.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа.

7-8 мин

 - Ребята, а знаете ли вы обычай, связанный с приходом весны?

- С недавних пор был возрожден обычай «Птички вольные» . Он связан с Пасхой или с весенним праздником Благовещения. Считалось, что отпущенные на волю птицы попросят Господа о выполнении желания их освободителя.

 

Вспоминают цель урока.

Отвечают на вопросы.

Л: понимают значение математических знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Р: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют

и осознают то, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения.

VIII. Рефлексия деятельности  

Словесный: беседа.

2-3 мин

- Зачем нам нужны традиции, обряды и обычаи?
- С какими обрядами и обычаями мы познакомились сегодня? Перечислите, пожалуйста, мне обряды и обычаи, какие вы запомнили.

-Итак, ребята вам понравился наш сегодняшний урок?

Ответы детей.

Оценивают свою деятельность на работе.

Р: оценивают результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...