: Милосердие и сострадание.
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Ситник Татьяна Владимировна

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов 

«Информационно-методический центр» Кировского района Санкт-Петербурга

Курсовая работа по программе

«Актуальные вопросы содержания и методики преподавания комплексного курса ОРКСЭ»

 (36 часов)

ПРОЕКТ УРОКА (ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ВЫБОРУ МОДУЛЯ)1   

Тема: Милосердие и сострадание.

Выполнил слушатель курса,

учитель ОРКСЭ

ГБОУ № 283

Кировского района

Санкт-Петербурга,

Ситник Т.В.

Санкт-Петербург

2018год

Пояснительная записка

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после изучения таких тем, как: «Культура и религия», «Проповедь Христа», «Православное учение о человеке», «Совесть и раскаяние», «Заповеди» - поэтому данный урок способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность. Особенностью данного урока является проведение детьми исследовательской работы по выявлению качеств милосердного человека, через прочтение притчи.

Милосердие, подобно совести, доброте, справедливости, качество, которое или есть или отсутствует. Когда мы взываем к милосердию, то, скорее всего не по адресу, т.к. просить о милосердии милосердного человека не надо. Мне кажется, что ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ.

Познавательный материал подобран таким образом, чтобы дети могли не только слушать, но и сравнивать факты, логически мыслить, оперировать жизненными ситуациями. Большое значение придаётся знанию и применению понятия милосердие.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Именно в школьный период формируется нравственная личность человека на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность каждого ребёнка была направлена на формирование моральных, поведенческих норм, осознание его высоко-человеческих качеств.

        

Цель урока:   формирование представлений о милосердии и сострадании как нравственных ценностей, составляющих основу человеческих отношений.

Задачи урока:

1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию  у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

2.Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.

3.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты: 

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию;  иметь представление о понятиях «милосердие», «сострадание»

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.              

Виды  деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в учебном диалоге.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» 4-5 кл.(автор А.В.Кураев), ноутбук, проектор; интерактивная доска, презентация; индивидуальные листы, тетради.

 

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и формы решения

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

  1. Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

-Ребята, с чем мы с вами познакомились на прошлом занятии?

-Что такое заповеди?   Сколько их?

- Кто их дал людям? Где это произошло и как?

- А для чего Бог дал людям заповеди?

-Какие заповеди вы запомнили?

Предлагает прослушать песню-притчу

-Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать песню –притчу «Окно» в исполнении Светланы Копыловой и подумать о ее смысле.

-Скажите, как вы понимаете, что такое притча?

С  заповедями.

Законы (правила) жизни. Десять.

 

Бог.

На горе Синай. Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

Они нужны для того, чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло.

-Варианты ответов детей

Прослушивание песни

-Притча-это  краткий поучительный рассказ.

ЛУУД: положительное отношение к уроку.

К УУД: взаимодействие учителя с учеником и в группе.

РУУД: организация рабочего места.

2. Актуализация знаний.

- Беседа по притче

- Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел  лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- Какую?

-  Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

- Что можно сказать о слепом человеке?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Учитель на слайде 1 представляет тему урока «Милосердие и сострадание»

- Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока?

-А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?

-А как называются действия противоположные милосердию?

- Для иллюстрации я прочитаю вам два стихотворения(Слайд ) Я.П.Полонский «Нищий»,М.Ю.Лермонтов «Нищий»

- Какие понятия проиллюстрированы в этих стихотворениях? 

-  На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

- Как связаны слова милосердие и милостыня?

-Давайте найдем ответ в учебнике.

Работа в группах по обсуждению содержания  притчи

- Хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей.

- Тот, кто лежал у стены.

 - Не завидуй.

- Зависть, злоба, ненависть, равнодушие, жестокость, бессердечность.

- Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д

-Добрым, милосердным.

Дети предлагают варианты ответов

Дети предлагают варианты ответов

Работа в группах по обсуждению содержания стихотворений

-Милосердие, жестокосердие

Дети дают варианты ответов

Работа по учебнику

ПУУД - анализ, синтез.

КУУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

3. Открытие новых знаний.

Работа с учебником

- Давайте прочитаем отрывок из Священной истории и попытаемся понять, кто же такой ближний и что такое милосердие?

-Какие слова были непонятны?(по необходимости учитель дает разъяснение)

- Подготовьте и задайте свои вопросы по этому тексту.

-Ребята, а какая заповедь Христа таится в этой притче?(Слайд)

- А кто такой ближний? (Слайд )

- Если человеку больно, даже если этот человек виноват лично перед тобой, в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

- Ребята, в притче вы встретились с добрым самарянином. Что он проявил по отношению к человеку на которого напали разбойники?

-Скажите, ребята, с какой интонацией мы произносим слово «милосердие»? 

-Как вы считаете, милосердие и сострадание – это синонимичные понятия или нет?

-Давайте найдем определения в словарях

- Помните, ребята, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

-Запишите себе значение этих слов в тетрадь (слайд )

-  А можно ли научиться милосердию?

-Каким образом?

-Посмотрите на экран(слайд)

 -Кто эти женщины на фотографиях? Как их называют?

- Существует такое словосочетание – «сестра милосердия». Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.

- Вот княгиня Елизавета Фёдоровна – ухаживала за ранеными солдатами в 1915 году. Она была сестрой русской императрицы. Как вы думаете, она ухаживала по обязанности или по своему выбору? (По своему выбору, так как была милосердной). (Слайд)

Чтение учащимися притчи о милосердном самарянине.

Работа в группах.(Ребята записывают свои вопросы на карточках и предлагают участникам другой группы на них ответить. Игроки каждой  группы по очереди вытягивают карточку, зачитывает вопрос вслух, после обдумывания группа дает ответ)

-Какой вопрос был задан Христу?

-Как ответил Христос?

-Кто шёл по той же дороге?

-Что сделал каждый из них?

-Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

-Чем вам понравился самарянин?

-  Бывает ли чужая беда?

- А кто такой ближний?

-Люби ближнего, как самого себя

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи.

-Милосердие и сострадание

-С тёплотой, с нежностью так как у этого слова два корня: мил- и –серд. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие и сострадание.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

С.И.Ожегов «Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем.»

Работа с тетрадью

-Варианты ответов

ПУУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

КУУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

РУУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

КУУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

4.Физкульт.минутка.

- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и скажите каждому добрые слова.

- Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Сделайте милость, скажите друг другу добрые слова.

Сделайте милость, садитесь!

5.Закрепление.

Предлагает дифференцированные задания для работы в группах:

-выбор пословиц из предложенного списка, которые соответствуют теме «Милосердие и сострадание»;

 Метод словесный

-  Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

Дающая рука не отболит…

Человек милосердный…

Доброе сердце…

- Милосердие – это сила, могущая защитить то…

Милосердие никогда…

берущая не отсохнет

не пропадет зря

благотворит душе своей

что беззащитно

о чужой беде болит

- А сейчас, ребята, мы с вами будем работать в парах. Нам предстоит провести небольшое исследование на тему: «Качества личности милосердного человека».-Для этого вам необходимо прочитать притчу « О цветке и милосердии» и выполнить исследование по плану

-  В чём смысл притчи?

- Так какими же какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

- Нужно ли милосердие сегодня?

Объединяются в группы, распределяют функции, выполняют задания.

Форма работы групповая.

Ученики выполняют работу по плану

(Рос красивый цветок и радовался жизни, но его сорвал мальчик и выбросил, цветку было обидно, что его вот так без всякой пользы и смысла лишили солнечного света. Но и в этот самый плохой момент своей жизни цветок думал не о себе, а о том мальчике, который погубил его. Он сказал: «Как хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик обжёг бы себе руку.)

- Доброта, сострадание, умение радоваться жизни, думать о других.

- Да. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милого и доброго сердца.

-Да

-Делать добрые дела

ПУУД: анализ, сравнение, обобщение

КУУД:   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

РУУД: понимать цель выполняемых действий.

6. Рефлексия

- У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными.

- Наше исследование на этом не закончилось. У вас на партах лежат лепестки того самого цветка, про который вы недавно читали. Посмотрите, что я предлагаю вам сделать(слайд)

- Прикрепим лепестки на нашу полянку, пусть они порадуют нас своими качествами милосердия.

-Домашнее задание:                   1.Подготовить рассказы о милосердии и сострадании
2. Выполнить иллюстрацию к данному рассказу

Дети прикрепляют лепестки  к цветку

КУУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Список  литературы:

  1.  Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»

      2. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры»

      3. А.Мороз, Т.А.Берсенева «Добрые уроки наставления»

      4. Т.А.Берсенева «Основы православной культуры» методическое пособие

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...