«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

«Святой князь Александр Невский – защитник православной веры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyusheva_t.s._svyatoy_knyaz_aleksandr_nevskiy_1.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ ДЛЯ 4 КЛАССА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) КУЛЬТУРЫ

«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Автор: Тюшева Т.С.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 32

Городской округ Мытищи

Подтема образовательного проекта:

«Святой князь Александр Невский – защитник православной веры»

Цель урока: показать роль Святого князя Александра Невского как защитника Отечества и Русской Православной церкви.

Задачи:

Предметные: знакомство учащихся с житием святого Александра Невского, понимание значения православия в судьбе России в целом и в судьбе человека в частности.  

Личностные: формирование патриотизма, гордости за героическое   прошлое нашей страны.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; формирование умения работать с текстом, высказывать собственное суждение.

Форма урока: урок-беседа с использованием ИКТ

Оборудование: презентация «Святой князь Александр Невский – защитник православной веры», раздаточный материал с индивидуальными заданиями.

Инновационность проекта:
В уроке использован метод создания синквейна

Формы работы:

фронтальная и индивидуальная.

План урока:
1.  Обсуждение ассоциаций, возникающих при звуках колокольного звона.
2. Благодарная память потомков об Александре Невском.
3. «Жития Александра Невского».
4. Кто же такой Александр Невский?
5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока (основные положения)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный блок

Ребята, внимание! (Звучит колокольный звон)

- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный
звон? Предлагаю взять картинки с изображением, близким к вашему представлению.  

- Что вы представляете, когда слышите этот замечательный звон?

-Почему вы взяли именно эти изображения?

Учащиеся выбирают картинки  с солнышком, цветами, дождиком, храмами, иконами, птицами, фруктами, вербочками, пасхами, яйцами.

Мотивационный блок.

Проблемная ситуация.

 -Сегодняшний наш урок посвящен известному святому, имя которого должны разгадать сами. В этом конверте задание, решите его, и вам станет известно это имя.

Как только выполните задание – поднимите руку.  

-Правильно – Александр Невский. Теперь мы можем записать тему урока.

На экране демонстрируется портрет Александра Невского (художник – Павел Корин)

-Перед вами портрет Александра Невского, это работа художника 20 века Павла Корина. А Александр Невский жил в 13 веке.

-Через сколько веков после кончины благоверного князя художник Павел Корин создал этот портрет.

-А как вы думаете, о чем может свидетельствовать тот факт, что спустя 7 веков после окончания земной жизни человека, пишут его портрет?

-Этот факт свидетельствует о том, что человек совершил что-то такое, за что народ хранит благодарную память о нем. Какие можно привезти еще примеры о благодарной памяти потомков об Александре Невском?

-Во многих городах России есть храмы, освященные в честь Александра Невского. Художники, композиторы и поэты посвящали ему свои произведения.

Из предложенных букв, группы учащихся составляют слова

1. РАЛАНКЕСД

2. ЕВНСЙИК

(АЛЕКСАНДР

НЕВСКИЙ)

Один из учеников озвучивает результат работы.

Ответы детей.

Ответы учащихся, обсуждение.

Ответы, обсуждение.

Информационный блок

-Откуда мы узнаем о жизни Александра Невского, о его заслугах перед отечеством.

-Сведения о народных героях передаются из уст в уста, из поколения в поколения. Есть письменные свидетельства. Основной источник, рассказывающий нам о благоверном князе – «Житие Александра Невского», которое датируется концом XIII века.  Фрагмент из этого источника приведен в задании 2. Давайте прочитаем этот текст.

Задание 2.   Прочитайте фрагмент из «Жития Александра Невского», подчеркните слова, которые характеризуют добродетели Александра Невского.

«… Александр, побеждая, сам был непобедим… С юных лет вселися в сердце его страх Божий, как соблюсти заповеди Господни и творити их во всем. С юности своей сохранял он смиренномудрие, чистоту душевную и телесную, кротость и воздержание соблюдая, от тщеславия отвращался»

-Теперь выполните задание: подчеркните слова, которые характеризуют добродетели Александра Невского.

-А теперь давайте  познакомимся со страницами жизни Александра Невского.

-А теперь давайте посмотрим на духовный портрет Александра Невского.

Ответы, обсуждение.

Ученики вслух читают текст, можно читать по очереди - по одному предложению.

Обсуждение с учениками добродетелей, указанных в тексте.

Аналитический блок.

-Кто же такой Александр Невский?

-Составьте синквейн, опираясь на вопросы.

Ответы, обсуждение.

Рефлексивный блок.

-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Сегодня мы с вами узнали много нового о православном святом Александре Невском.

-Зачем нам нужно было это занятие?

- Все ребята работали хорошо, активно.

- Что получилось? Какие трудности возникли? Что узнали нового? Оправдались ли ваши ожидания?

Ответы, обсуждение.

Источники

  1. https://xn--b1aebw4ab.xn--p1ai/news/zashhitnik-zemli-russkoj/ 
  2. http://www.kirnews.ru/news/2020-09-10/informatsionnyy-onlayn-daydzhest--aleksandr-nevskiy--zashchitnik-zemli-russkoy/ 
  3. https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2018/svyatoj-aleksandr-nevskij-zaschitnik-zemli-russkoj 
  4. http://russtriedin.ru/temy/19-lichnost/53-zashchitnik-very-pravoslavnoj 
  5. https://xn----btbbheccxu6abcbl8m.xn--p1ai/library/nevskiy-protect 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к стихотворению Людмилы Шмидт "Север, запад, юг, восток"

Стихи, выполненные в красочной презентации, помогут детям лучше запомнить стороны света....

«Сценарий классного часа или тематического занятия» .Тема :«Наследие и историческое значение святого благоверного князя Александра Невского»

laquo;Сценарий классного часа или тематического занятия». «Александр Невский – Защитник Земли Русской».Данное мероприятие  проведено в 4 классе (9-10 лет).В 2021 год...

Классный час «Александр Невский. Запад и Восток. Историческая память народа» (1 класс).

1. образовательные: познакомить с историческим героем Александром Невским;2. развивающие: развивать интерес к изучению исторического пошлого нашей страны3. воспитательные: воспитывать чувство уважения...

Формирование позитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского

Формированиепозитивных духовных качеств в подрастающем поколении на примере исторической личности Александра Невского...

«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского

Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы  с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...

Рождественские образовательные чтения «Александр Невский : Запад и Восток , историческая память народа, 2020 год»

Начало обучения  духовно- нравственного воспитания младших школьников -это знакомство с учебником «Основы православной культуры» автора  Андрея Вячеславовича Кураева. Самые первы...