Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Анненкова Татьяна Владимировна

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕМУ ПРЕДМЕТУ

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 КЛАССА

Нормативно – правовая база

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2);
  • базисного учебного плана утвержденный приказом Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.2.;
  • Учебному плану ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всѐ это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну.

В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включѐн обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий обучающихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России.

В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всѐ это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Общая характеристика курса

Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…». Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребѐнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнѐра по деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.);
  • единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ.

Цель учебного курса ОРКиСЭ— формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКиСЭ:

  • Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  • Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объѐм учебного времени,  отводимого на предмет, составляет 34 часа в год. В соответствии с ПрАООП длительность уроков – 40 минут.

1четверть –  8 часов (8 недель)        2 четверть – 8 часов (8 недель)         3 четверть – 10 часов (10 недель)        4 четверть – 8  часа (8 недель)

Планируемые результаты изучения курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
  •  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  •  совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
  •  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  •  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  •  формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  •  совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  •  знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
  •  освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
  •  осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
  •  формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.

Особенности реализации программы

 В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Образовательная организация на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (законными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребѐнка.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трѐм уровням:

  • первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трѐх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в еѐ национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Изучается курс в объѐме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе.

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

3.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России

4

5.

Резерв.

2

Итого

34

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению курса;
  • осознание себя как гражданина многонационального государства;
  •  знание основ вероучений религий России;
  • доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России. Могут быть сформированы:
  • устойчивый интерес к изучению курса;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • осознанные нравственные ценности;
  • осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.

Предметные:

Обучающиеся будут иметь представления:

  • о религиях народов России;
  • о возникновении религий народов России;
  • о священных текстах религий народов России;
  • об основных нравственных заповедях религий народов России;
  • об основных праздниках разных религиозных конфессий.

Метапредметные:

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
  • осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
  • выбирать для выполнения определѐнной задачи справочную литературу, памятки;
  • распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
  • осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
  • оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать еѐ в работе над ошибками;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать еѐ.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
  • регулировать своѐ поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Обучающиеся научатся: 

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать еѐ и использовать при выполнении заданий;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся: 

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерѐдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнѐра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своѐ решение.

В результате изучения предмета обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства.

Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

  • их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести;
  • осознанию ими ценности человеческой жизни;
  • развитию их коммуникативных качеств.

В результате изучения предмета у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения моральноэтического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Содержание предмета, методические приѐмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Пособие для обучающихся:

  • Кураев А.В «Основы православной культуры и светской этики», «Просвещение», Москва, 2018 г.

Пособие для учителя:

  • Кураев А. В.«Основы православной культуры и светской этики», «Просвещение», Москва, 2018 г.
  • Обернихина Г. А., Данилюк А. Я. Методическое пособие для учителя, «Поурочные разработки» к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры и светской этики», «Просвещение», Москва, 2012 г., электронная версия.

Интернет-источники

  • http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/ 
  • http://relig.info/   
  • http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33 
  • http://www.abc-people.com/typework/art/doc-1.htm 
  • http://www.krugosvet.ru/ 
  •  http://www.religio.ru/news/index.html 
  • http://www.visaginart.narod.ru/ 
  • http://www.worldreligion.ru/ 
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  • Содержание учебного предмета «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
  •  «Моя Родина — Россия» (5ч)
  • Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции.
  • Многонациональное государство.
  • Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • «Основы традиционных религий России» (15ч)
  • Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
  • Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви.
  • Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).
  • Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.
  • Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.
  • Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.
  • «Основы светской этики» (14ч)
  • Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.
  • Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
  • Милосердие. Нравственный смысл поступков человека.
  • Проявление милосердия в обществе.
  • Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия.
  • Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.
  • Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.
  • Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.
  • Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.
  • Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.
  • Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата урока

предметные

метапредметные

личностные

год

тема

Моя Родина – Россия (4ч)

1

1

Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Знакомство с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

2

2

Страна. Государство.

 

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.

Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Формулировать собственное мнение и позицию

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.

3

3

Отечество. Патриотизм.

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

4

4

Наше многонациональное

государство.

Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны.

Участвовать в работе группы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

Основы традиционных религий России (15ч)

5

1

Возникновение религий. Традиционные религии России.

Знакомство с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами. Иметь представление о взаимосвязи культуры и религии.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Участвовать в работе группы.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

6

2

Христианство (возникновение).

Знать о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач.

Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

7

3

Как христианство пришло на Русь. Православие. Жизнь Иисуса Христа.

Знать о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач.

Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

8

4

Христианство. Христианские праздники.

Знать основы религиозных традиций христианства; о возникновении религий народов России; о священных текстах религий народов России; об основных нравственных заповедях религий народов России.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.  Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

Ценить семейные отношения, традиции своего народа.

9

5

Православные праздники.

10

6

Как вести себя в православном храме.

11

7

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Знать основы религиозных традиций христианства.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.  Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Формирование положительного отношения и интерес к изучению курса; осознанных нравственных ценностей.

12

8

Другие христианские конфессии России.

Знать основы религиозных традиций христианства.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

13

9

Ислам.

Знакомство с мировой религией – исламом. Знать основы религиозных традиций мусульман.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

14

10

Ислам.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

15

11

Иудаизм.

Знакомство с иудейским Законом и заповедями еврейского народа.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Участвовать в работе группы.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

16

12

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

17

13

Буддизм.

Знакомство с древнейшей мировой религией – буддизмом и священными сооружениями буддийской культуры.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

18

14

Знать, кто такой Будда, в чём заключается смысл его учения и как буддисты представляют себе мир.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

19

15

Мозаика заданий. Повторительно-обобщающий урок.

Проекты по теме «Религиозные праздники».

Знать, что объединяет все религиозные культуры человечества и зачем нужно о них узнавать.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Участвовать в работе группы.

Уметь работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

Основы светской этики (5 ч)

20

1

Что такое светская этика. Мораль.

Знать, что такое мораль,

знакомство с моральными нормами нашего государства. Знать, как связана свобода с моральным выбором.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач.

Уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

21

2

Семья.

Знать, что такое род, родословная, семья.  Узнают о семейных ролях и обязанностях человека. Какая главная задача семьи?

Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Понимание ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа.

Ценить семейные отношения, традиции своего народа.

22

3

Милосердие.

Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами.

23

4

Добро и зло. Совесть.

Формирование знания о возникновении в мире зла,

понятий «грех», «раскаяние и воздаяние.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

24

5

Христианские заповеди. Совесть. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами, настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

25

6

Свобода и ответственность.

Знать, как связана свобода с моральным выбором.

Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

26

7

Честь и достоинство.

Знать, что такое честь и человеческое достоинство.

Знать, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно при этом соблюдать.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач. Участвовать в работе группы.

Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

27

8

Общение.

Показать роль общения в жизни человека, значимость в общение языка, этикета, внешнего вида.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

28

9

Дружба.

Знать, какие отношения существуют между людьми, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Участвовать в работе группы.

Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами.

29

10

Духовные ценности православия. Любовь.

Знать, какие отношения существуют между людьми,  что такое благотворительность.

Уметь сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий; строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие.

30

11

Труд.  

Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

31

12

Жизненный подвиг Сергея Радонежского. Трудолюбие.

Обобщить изученный материал о темам.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников .

Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

32

13

Повторительно-обобщающий урок.

Монастыри. Жизнь по заповедям.

Уметь работать со справочной литературой.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Участвовать в работе группы.

Уметь работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

33

14

Повторительно-обобщающий урок.

Жизнь современной Православной Церкви. Уч. с.169-174 (Костюкова)

Уметь работать в коллективных проектах, проводить творческие исследования.

Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.

Уметь работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

34

15

Мозаика заданий.

С. 120 Защита проектов.

Уметь работать в коллективных проектах, проводить творческие исследования.

Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.

Уметь работать с информацией, грамотно оформлять и презентовать ее.

  • Критерии оценивания по учебному предмету
  • Контроль и оценка знаний и умений обучающихся.
  • Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
    предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. В ходе изучения предмета учитель не оценивает знания обучающихся оценкой,
    так как данный курс носит пропедевтический характер к изучению истории в старших классах и т.д. Используется на уроках вербальное поощрение,
    похвала, одобрение.
  • Одной из форм работы использование технологии портфолио. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем учебных результатов обучающихся является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.
  • Проектная деятельность предусматривает защиту проектов в ходе, которой каждый обучающийся в конце каждого полугодия должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Главным моментом в проектной деятельности является – защита проекта, которая
    оценивается учителем:
  • «отлично» – «5», «хорошо» - «4» - за качественное выступление, которое включает объѐм, глубину знаний по выбранной теме, наглядность, умение отвечать на вопросы, культуру речи выступающего и чувство времени.
  • В случае, если обучающийся не справился с работой - с обучающимися проводится работа над ошибками, выполняется повторная защита проекта. Динамика результативности усвоения курса обучающимися фиксируется учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4-г класс

Рабочую программу по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" составил учитель начальных классов ГБОУ лицея № 590 г. Санкт-Петербурга Тарасова Людмила Алексеевна...

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.

Рабочая программа  по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль  "Основы православной культуры" составлена по учебнику А. В. Бородиной....

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.

Рабочая программа  по ОРКСЭ.  Модуль  "Основы православной культуры" 4 класс (по учебнику А.В.Бородиной )....

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль " Православная культура" ( по учебнику А. В. Бородиной)...