Конспект урока по ОРКСЭ "Дружба и порядочность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Красноперова Людмила Николаевна

На данном уроке речь идёт о формировании понятий "дружба", "порядочность", "бескорыстие"; формируются представления о понятиях "друг", "приятель", "товарищ"; формируется умение отличать настоящую дружбу от мнимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  школа №10

города Ярцево Смоленской области

Конспект урока

по «Основам религиозных культур и светской этики»

(модуль « Основы светской этики») в 4 классе  по теме «Дружба и порядочность»

(Автор учебника М.Г.Студеникин)

   

                

                                                                       

                                                                                          Красноперова Л.Н.,

учитель начальных классов

                                                                                       

 

Ярцево

2021

Пояснительная записка

4 класс

Модуль « Основы светской этики» (Автор учебника М.Г.Студеникин)

Тема «Дружба и порядочность»

Количество часов: 1 час

Цель:  ознакомить и уточнить представление учащихся о дружбе.

Задачи урока:

  • формировать представление о понятиях «дружба», «порядочность», «бескорыстие»;
  • формировать умение различать понятия «друг», «приятель», «товарищ»;
  • формировать умение отличать настоящую дружбу от мнимой;
  • развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, связанные с понятием «дружба»;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств личности: доверие, уважение, милосердие, честность.

Методы: проблемная беседа,

Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты

Предметные:

  • - формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.

Метапредметные:

  • - участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
  • - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;
  • - формировать готовность  к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные :

  • - развивать умения анализировать собственные поступки, анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях , признавать собственные ошибки, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок

Оборудование:

- учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России (Основы светской этики)», М.Г. Студеникин, М: «Русское слово», 2011

- презентация

- листы бумаги формата А3

- фломастеры / маркеры

- карточки со словами (честность хитрость предательство симпатия свобода обман равноправие надёжность ненадёжность ложь милосердие корыстолюбие зависть искренность зависимость глупость доверие вспыльчивость бескорыстие)

- «Памятки дружбы»

- распечатка стихотворения В. Можной  «Дружба – это…»

- магниты

Ход урока:

I . Организационный момент.

- приветствие,

- доброе пожелание на работу,

- настрой на веру в себя, свои знания.

- Ребята, посмотрите друг на друга, пожелайте успеха, поверьте в свои силы.

- На уроке у вас всё получится. Пожмите руки друг другу и  улыбнитесь.

II . Сообщение темы и целей урока.

Звучит песня из мультипликационного фильма «Тимка и Димка»   «Дружба крепкая не сломается …»

- Какое слово чаще всего встречается в этой песне?

(Дружба, друг)

- Ребята, догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

(Ответы детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстие»; будем учиться отличать настоящую дружбу от мнимой; узнаем, кого можно называть «другом», «приятелем», «товарищем».

III. Объяснение нового материала

Задание 1. Работа с термином «дружба»

- А как вы думаете, что такое дружба и кого можно назвать другом?

(Ответы детей)

- Молодцы!

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности. ( Слайд 2)

Задание 2. Работа в группах

- Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»?

(Ответы детей)

- Работая в группах, подберите  по 1слову на каждую букву, связанному с понятием «дружба» в следующем порядке: (Слайд 3)

Д -

Р -

У -

Ж -

Б -

А -

Детям раздаются большие листы с написанным словом «дружба», слова пишут фломастером /маркером. Получившиеся записи вывешиваем на доску. ( Слайд 4)

Возможный вариант:

Д – доверие, доброта

Р – радость, равноправие, радушие

У – уважение, уверенность

Ж – желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

Вывод:

Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции. Дружбу надо беречь, активно за неё бороться.

Задание 3. Беседа о бескорыстии и порядочности

- Каждый ли человек умеет быть другом?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг?

(Ответы детей)

(Возможные варианты ответов: Друг должен быть честным, добрым, справедливым, трудолюбивым, понимающим, не жадным …)

- Как можно назвать человека, который при дружбе не требует ничего взамен, не думает о своей выгоде?

(Ответы детей) (бескорыстным)

Бескорыстие – это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. ( Слайд 5)

- Как называется качество человека, который не способен к плохим поступкам, не бросает в беде?

(Ответы детей) (порядочность)

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

(Слайд 5)

Задание 4. Беседа о понятиях «друг», «приятель», «товарищ». Работа со словарями.

«друг»     «приятель»     «товарищ»

Слова записать на доску или вывести на слайд

- Одинаковы ли эти слова по смыслу?

(Да)

- А по значению?

(Нет)

- Узнаем значение этих слов в словаре. Работа в группах.  

Каждая группа ищет значение своего слова.

Друг – человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ – человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

(Слайд 6)

Вывод:

С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учёбой. Высшей степенью товарищества будет дружба. Приятелей, товарищей может быть много, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один.

- Ребята, у кого есть лучший друг и почему вы его считаете лучшим другом?

(Ответы детей)

Задание 5. Работа с поговорками.

- Собери поговорки из отдельных слов. (Слайд 7)

- Какие поговорки получились?

«Друзья  - не разлей вода»

«Дружба до первого дождя» (Слайд 8)

- Когда так говорят?

(Ответы детей)

- А знаете ли вы пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

 Мне хочется вам зачитать легенду о возникновении этой пословицы.

 Легенда.

   К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

   - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?

    Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.

   – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?

Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать.

  Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- В чём смысл истинной дружбы?

(Ответы детей)

- Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Так говорил Д. Аддисон.

Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.

- Приведите примеры настоящей/мнимой дружбы из жизни или литературных произведений.

(Ответы детей) / «Три поросёнка», В.Осеева «Три товарища», И. Василенко « Мостик»,

Ю.Азаров «Один за всех – все за одного», А.Дюма « Три мушкетёра» и т.д./

Задание 6. Работа с проблемными ситуациями. Работа в группах.

-Я вам раздам листочки, на каждом из них записан рассказ.

-Прочитайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы. (Работа в группах)

1. «Друзья».

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

 Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

 Что бы вы сказали Максиму?

2.«Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

 За что мама осудила Соню?

 Что бы вы сказали Соне?

(Обсуждение)

Задание 7. Раздели качества на 2 группы

Фронтальная работа

- Все ли качества человека помогают в дружбе?

(Ответы детей)

- Разделите слова, находящиеся на доске, на 2 группы (Слайд 9)

Мешают дружбе                                                Помогают дружбе

(Слова записаны на карточках и прикреплены к доске магнитами)

 честность хитрость предательство симпатия свобода обман равноправие надёжность ненадёжность ложь милосердие корыстолюбие зависть искренность зависимость глупость доверие вспыльчивость бескорыстие

Дети, поочерёдно выходя к доске, распределяют карточки в нужные группы.

На доске появляется: (Слайд 10)

Мешают дружбе                                       Помогают дружбе

вспыльчивость                                           бескорыстие

глупость                                                       доверие

зависимость                                                интерес

зависть               искренность

корыстолюбие             милосердие

ложь             надёжность

ненадёжность               равноправие

обман                                                           свобода

предательство         симпатия

хитрость                                                     честность

 - Я надеюсь, что вы в себе будете развивать только те качества, которые помогают дружить.

IV . Закрепление

- Давайте вернёмся к началу нашего урока.

- Какова  тема  нашего урока?

- Что такое дружба?

- Существуют ли правила дружбы?

(Ответы детей)

- Давайте составим правила дружбы.

(Ответы детей) ФИКСИРОВАТЬ

- Вы назвали много правил, их можно объединить в памятку, которую вам предлагают авторы учебника.

(1 ученик читает памятку. )

V. Итог урока

- Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним все определения изученные на уроке.

- Я желаю, чтобы у каждого из вас в жизни появился настоящий друг, а пока дарю вам «Памятки дружбы»

«Памятка дружбы»

  • Не оставляй друга в беде.
  • Помогай другу во всём.
  • Будь верным в дружбе, верь в друга.
  • Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
  • Будь требовательным к дружбе.
  • Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
  • Учись отстаивать свою точку зрения, не обижая других.
  • В споре с другом всегда находи компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
  • Умей уступать другу.
  • Не обманывай друга.
  • Не требуй от своего друга жертв ради себя.
  • Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.
  • Не задавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.
  • Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  • Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

VI. Рефлексия

- Ребята, подумайте, успешно ли каждый из вас работал на уроке?

- Кому было всё понятно? Кто доволен своей работой на уроке? Кто уверен, что он справился со всеми заданиями и у него всё получилось?

  Поднимите руки.

- Кому не всё было понятно? Кто испытывал затруднения при выполнении каких-то заданий? Поднимите руки.

- Ребята,  вы хорошо работали, предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения В. Можной  «Дружба – это…»

        Дружба – это теплый ветер,

        Дружба – это светлый мир,

        Дружба – солнце на рассвете,

        Для души веселый пир.

        Дружба – это только счастье,

        Дружба у людей одна.

        С дружбой не страшны ненастья,

        С дружбой жизнь весной полна.

        Друг разделит боль и радость,

        Друг поддержит и спасет.

        С другом -  даже злая слабость

         Вмиг растает и уйдет.

        Верь, храни, цени же дружбу,

        Это высший идеал,

        Тебе она сослужит службу.

        Ведь дружба – это ценный дар!

Спасибо всем!

Резервное задание «Собери пословицу».

  1. Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
  2.  Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
  3. Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
  4. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  5. Недостаток доверия вредит дружбе.
  6. Человек без друзей, что сокол без крыльев.
  7. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  8. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  9. Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
  10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Дружба и порядочность» (по учебнику М.Г.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (модуль «Основы светской этики»), М: «Русское слово» 2011г.

Слайд 2

ДРУЖБА – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Слайд 3

Д- Р- У- Ж- Б- А-

Слайд 4

Д – доверие, доброта Р – радость, радушие У – уважение, уверенность Ж – желание Б – борьба А – активность

Слайд 5

Бескорыстие - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Порядочность - это строгое соблюдение человеком всегда и во всем установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

Слайд 6

Друг Приятель Товарищ - человек, который связан с тобой дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. - это близкий и дружески расположенный знакомый. - человек близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

Слайд 7

Друзья – дождя первого не до разлей Дружба - вода

Слайд 8

Друзья – не разлей вода. Дружба до первого дождя.

Слайд 9

Честность, хитрость, предательство, симпатия, свобода, обман, равноправие, надежность, ложь, милосердие, корыстолюбие, зависть, искренность, глупость, доверие, вспыльчивость, бескорыстие.

Слайд 10

Мешают дружбе Помогают дружбе глупость зависимость зависть корыстолюбие вспыльчивость ложь ненадежность обман предательство хитрость бескорыстие доверие интерес искренность милосердие надежность равноправие свобода симпатия честность

Слайд 11

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мозаика "Дружба и порядочность"

Урок направлен на формирование понятий "дружба","порядочность".В процесс урока включены энергизатор,мозговой штурм...

Конспект урока по ОРКСЭ. Дружба и порядочность

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба и порядочность"...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Конспект урока + презентация Дружба и порядочность 4 класс

Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить,  какие качества человека важны в друге.Планируемые результаты:Предметные:Формирование уважительного отношения ...

Конспект урока ОРКСЭ + презентация "Дружба и порядочность" (4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Конспект урока по ОДНКНР или ОРКСЭ "Порядочность"

Конспект урока по ОДНКНР  или ОРКСЭ "Порядочность"...