Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Монастырь" в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии на тему "Монастырь" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._monastyr.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                  

                          «Утверждено»

Руководитель практики

                          Методист практики

от базового учреждения

                           ___________________

________________________

Подпись

                           Подпись

________________________

Дата

                          _____________________

                          Дата

Конспект

урока по ОРКСЭ

который будет проведен «__»___________ 20__ года

в __ классе у учителя __________________________,

____________________________________________

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К.Глушкова»

Соколовой  Эльвирой  Николаевной

         

                            Оценка________________

              Подпись______________

Оршанка

2023

Паспорт урока

1. Дата проведения:

2. Продолжительность: 45 минут

3. Класс: 4

4. Тема урока: «Монастырь»

5. Тип урока: урок открытия новых знаний

6. Цель: Формирование знаний обучающихся о монастыре, о монахах, о монастырском служении.

7. Задачи:

7.1. Образовательные:

1.        Актуализировать знания обучающихся о таинстве причастия;

2.        Познакомить обучающихся с новыми понятиями: «монах», «келья», «монастырь», «призвание»; 

3.        Формировать представления о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;

7.2. Развивающие:

Познавательные УУД:

1.        Формировать  умение ориентироваться в своей системе знаний;

2.        Формировать умение перерабатывать полученную на уроке информацию;

3.        Формировать умение делать выводы по теме урока;

4.        Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1.        Формировать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2.        Формировать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

3.        Оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.        Развивать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;

2.        Формировать умение слушать и слышать речь учителя и одноклассников;

3.        Формировать умение доносить свою точку зрения до других;

4.         Формировать умение работать в парах.

7.3. Воспитательные:

Личностные УУД:

1.        Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;

2.        Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;

3.        Осуществлять личностную рефлексию;

4.        Воспитывать желание быть культурным.

8. Основной метод: словесный

9. Частные методы и приёмы:

- словесные: беседа, рассказ;

- наглядные: демонстрация презентации, виртуальной экскурсий;

- методы поощрения: похвала, одобрение.

9. Оборудование: компьютер, колонки, флеш-карта, презентация.

10. Консультация с методистом:  Киселевой Евгенией Сергеевной

11. Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил. – ISBN 978-024063-5

12. Планируемые результаты:

12.1. Образовательные:

1.        Знают о таинстве причастия;

2.        Познакомились  с новыми понятиями: «монах», «келья», «монастырь», «призвание»;

3.        Имеют  представления о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;

12.2. Развивающие:

Познавательные УУД:

1.        Умеют  ориентироваться в своей системе знаний;

2.        Умеют перерабатывать полученную на уроке информацию;

3.        Умеют делать выводы по теме урока;

4.        Умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1.        Умеют определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2.        Умеют принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

3.        Умеют оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.        Умеют отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;

2.        Умеют слушать и слышать речь учителя и одноклассников;

3.        Умеют доносить свою точку зрения до других;

4.         Умеют работать в парах.

12.3. Воспитательные:

Личностные УУД:

1.        Проявляют положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;

2.        Имеют чувство ответственности за выполнение своей работы;

3.        Осуществляют личностную рефлексию;

4.        Имеют желание быть культурным.

План урока

 1. Организационное начало урока

1.1        Приветствие

1.2        Настрой на урок

 2.Актуализация знаний

2.1 Видеосюжет «Монастырь»

2.2 Работа в парах

3.Основная часть

 3.1 Виртуальная экскурсия

 3.2 Выступление групп

4.Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

6. Рефлексия

7. Организационное завершение урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационное начало

1.1 Приветствие

1.2 Настрой на урок

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок Основы православной культуры.

- Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны лежать тетради, ручка и дневник. Молодцы!

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Наш урок очень интересный и необычный, и я надеюсь, что вы сегодня будете моими помощниками в течение всего урока.

- Приветствуют учителя, проверяют рабочее место

Коммуникативные УУД:

1.Слушать и понимать речь учителя.

2.  Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.

3. Мотивировать на работу на уроке.

Личностные УУД:

1. Формировать уважительное отношение к учителю и друг другу.

2.Актуализация знаний

2.1 Видеосюжет «Монастырь»

2.2 Работа в парах

- Ребята, посмотрите видеоролик и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Просмотр видеоролика «Монастырь»

- Так с какой же темой мы будем знакомиться сегодня на уроке?

У: Какие ассоциации у вас возникают со словом монастырь?

У: Сейчас мы с вами поработаем в парах с карточкой и найдем из набора разных терминов те, которые относятся к теме и запишите их к себе в тетрадь

Слова-помощники: Монах, семья, Родина, молитва, богослужение, тишина, покой, Бог, школа, колокольный звон, жизнь, душа.

- Давайте сформулируем цели нашего урока?

- Очень хорошо, ребята, сегодня в рамках урока мы постараемся вместе выполнить поставленную цель.

- смотрят видеоролик

- с темой монастырь

- Церковь, молитва, православие

- монах, молитва, богослужение, покой, Бог, колокольный звон, жизнь, душа

- ответы детей

Познавательные УУД:

1. Получать новые знания в процессе обсуждения

2. Перерабатывать полученную информацию.

3. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать речь учителя.

2. Доносить свою точку зрения до других.

3. Основная часть

3.1 Виртуальная экскурсия

3.2 Выступление групп

- А сейчас мы отправляемся в виртуальное путешествие. Для этого вы будете работать в паре и каждой паре нужно выбрать информацию в учебнике и представить её классу. Откройте учебник на странице…. На выполнение задания дается 5 минут.

- Итак первая остановка «Монастырь». Сейчас нам о монастыре расскажут……

 

-А кто и как живёт в монастыре?

-Совершенно верно. И на следующей остановке мы с вами узнаем, кто такие «Монахи»?

- Нам расскажут о монахах вторая пара – это…….

- Что такое призвание?

- А как вы думаете, чем занимаются монахи?

- Главное правило в монашестве «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается очень рано, в 3 – 4 часа мы еще спим, а монахи уже совершают утреннюю молитву. Принимают пищу один раз в день, бывает два раза. Монахи усердно трудятся, выполняют послушания, работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря и т.д. Все остальное время молятся.

Монашество – это счастье, но это и крест. В жизни радости и горести всегда идут бок о бок. В жизни монаха бывают моменты, когда он с особой силой ощущает радость своего пребывания с Господом.

- 3 пара расскажите нам о «Монашеском облачении»

- 4 пара расскажет про «Монашеские обеты и постриг»

- А теперь, посмотрите внимательно на экран. Кто из вас, сможет объяснить, что это?

- Записываем определение.

Келья - жилое помещение в монастыре.

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычного человека?

-  А теперь давайте узнаем, как одеваются люди, которые живут в монастырях.

- И сейчас мы с вами узнаем, что означает «Послушание» от 5 пары. Итак, просим выступить…….

- ищут информацию в учебнике

- Сегодня мы с вами откроем двери в новый для нас мир. Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех веет тайной от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Записываем определение монастырь. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

- Монахи

- Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков (монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один».

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи. Сам он считает, что не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким зовом- зовом Бога, который указал на его призвание.

- Любимое дело

- Молятся, служат Господу, смотрят за порядком в монастыре

Мантия - облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой

Клобук – головной убор, который носят монахи

Чётки – бусенки, узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве

Пояс - сделан из кожи мертвого животного, является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

- Он приносит монашеские обеты, то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей. После этого его «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

- Келья- жилое помещение в монастыре.

- записывают определение в тетрадь

- Да

- Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей.

Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи.

Познавательные УУД:

1. Получать новые знания в процессе обсуждения

2. Перерабатывать полученную информацию.

3. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и понимать речь учителя.

2. Доносить свою точку зрения до других.

3. Уметь работать в парах.

4. Подведение итогов урока

- А сейчас мы закрепим полученные знания на нашем уроке.

- Ребята, перед вами термины и его определение, вы должны найти вариант подходящий по смыслу и соединить их стрелками.

- А теперь давайте проверим работу своей группы по эталону, который представлен на экране.

Мантия - облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой;

Клобук – головной убор, который носят монахи.

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи.

Пояс - сделан из кожи мертвого животного, является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Братья - монахи, живущие в монастыре.

Келья - жилое помещение в монастыре. Чётки – бусенки, узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

Познавательные УУД:

1. уметь ориентироваться в своей системе знаний.

2. уметь перерабатывать полученную на уроке информацию.

3. уметь делать выводы по теме урока.

5. Рефлексия

- Над какой темой работали на уроке?

- Достигли мы с вами цели на сегодняшнем уроке? Докажите.

- Молодцы. Вы успешно справились с работой. Я вами довольна.

Как вы оцениваете занятие:

У вас в желтых конвертах лежат картинки (1. полянка и солнышко; 2. облака, небольшой ветер, солнышко за облачками; 3. дождик). Выберите и покажите ту, которая соответствует вашему настроению.

- Монастырь

- Да, мы узнали, что такое монастырь, кто там живёт

Личностные УУД:

1. Осуществлять личностную рефлексию

6.Организационное завершение урока

На этом урок окончен. До свидания!

Коммуникативные УУД:

1. Создать доброжелательную психологическую атмосферу в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...