Виртуальная экскурсия по ОРКСЭ "Икона" в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данный конспект урока ОРКСЭ с использованием виртуальной экскурсии а тему "Икона" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._ikona.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                  

                          «Утверждено»

Руководитель практики

                          Методист практики

от базового учреждения

                           ___________________

________________________

Подпись

                           Подпись

________________________

Дата

                          _____________________

                          Дата

Конспект

урока по ОРКСЭ

который будет проведен «__»___________ 20__ года

в __ классе у учителя __________________________,

____________________________________________

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К.Глушкова»

Соколовой  Эльвирой  Николаевной

         

                            Оценка________________

              Подпись______________

Оршанка

2023

Паспорт урока

1. Класс:  4

2. Дата:

3. Продолжительность: 45 минут

4. Тема: «Икона»

5. Тип урока: комбинированный

6. Цель: показать многогранность и духовное значение иконы в традициях русского народа, ее бытование в церковном и повседневном быту.

7.Задачи:

7.1 Образовательные 

- Познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия

написания иконы и картины;

- Познакомить со смыслом и содержанием православных  икон.

7.2 Развивающие:

7.2.1 Познавательные УУД:

- формировать у учащихся построение логической цепи рассуждения; подведение под понятие;

- совершенствовать у учащихся принятие и сохранение познавательной цели;

- способствовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации, её понимание;

- развивать у учащихся подведение своих высказываний под понятие;

- совершенствовать у учащихся умение построения речевых высказываний в устной и письменной формах;

- развивать учащихся в установлении причинно-следственных связей;

- способствовать формированию у учащихся умения выведения следствий;

- развивать у учащихся умение построения логической цепи рассуждения;

-  способствовать формированию у учащихся умения осуществлять доказательство своего мнения

7.2.2 Регулятивные УУД:

- формировать у учащихся умение выявлять объективную учебную информацию, необходимую для освоения;

- совершенствовать у учащихся умение постановки учебной цели в процессе освоения учебной информации;

- способствовать соотнесению учащимися выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями;

 - организовывать и поощрять оценивание учащимися результатов выполненной деятельности;

- совершенствовать у учащихся умение осуществлять самодиагностику и коррекцию собственных учебных действий;

7.2.3 Коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение учащихся слушать и понимать мнения и взгляды других;

- осуществлять среди учащихся планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- развивать у учащихся умение слушать и понимать мнения и взгляды других;

- формировать умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- учить обучающихся слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других

- формировать у учащихся умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- совершенствовать умение учащихся строить монологические высказывания в устной форме;

- способствовать развитию умения учащихся использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

7.3 Воспитательные:

- способствовать построению учащимися системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

- способствовать нравственно-этическому оцениванию событий и действий с точки зрения моральных норм;

- научить выделять морально-этическое содержания событий и действий;

- воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов;

- способствовать устанавливанию учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

- формировать у учащихся систему нравственных ценностей как основание морального выбора;

- прививать учащимся нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

8. Планируемые результаты:

Личностные:

- бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов;

Предметные:

- Познакомились с особенностями иконописного изображения, понять различия

написания иконы и картины;

- Познакомились со смыслом и содержанием православных  икон.

Метапредметные:

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, заданному учителем;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, восприятие речи учителя и одноклассников, умение взаимодействовать в группе.

9. Методы обучения

9.1 Основной метод: словесный

9.2 Частные методы и приемы:

- наглядные: демонстрация презентации, виртуальной экскурсии

- словесные: беседа, диалог

- методы поощрения: похвала

- методы контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль

10.Ресурсы урока:

10.1 Дидактическое средство обучения:

- оборудование для учителя: учебник, методическое пособие, конспект и технологическая карта урока, учебная презентация, раздаточный дидактический материал

- оборудование для учащихся: учебник, ручки для письма,

10.2 Технические средства обучения: ноутбук, проектор (или интерактивная доска), школьная доска для письма, флэш-карта, тематическая презентация

10.3 Консультация методиста: консультация с методистом Киселёвой Е. С.

План урока

1. Организационное начало

1.1 Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

  1. Мотивация к учебной деятельности
  1. Актуализация знаний

  2.1 Работа в группах

  1. Рассказ учителя
  2. Изучение нового материала

 4.1 Виртуальная экскурсия

 4.2 Работа с учебником с 52-53

5. Закрепление изученного материала

   5.1 Исследовательская работа с текстом учебника

6.Итог урока

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

9. Организационное завершение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационное начало

1.1. Приветствие

1.2 Проверка рабочего места

1.3Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Эльвира Николаевна. Проверьте готовность на урок, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал, кто готов присаживайтесь.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места.

Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других;

Личностные: выделение морально-этического содержания событий и действий;

2.Актуализация знаний и пробного учебного действия

2.1 Работа в группах

На прошлом уроке мы познакомились с внешним и внутренним устройством храма, правилами поведения в храме. Сегодня мы продолжим наше путешествие по Никольскому монастырю.

 -Вспомним, что находится в центре храма?

 -Что находится на иконостасе?  - Сколько рядов в иконостасе?

 - Какие иконы мы видели в центре Никольского монастыря?

- Сейчас я хочу вам предложить поработать в группах: обсудить в группе и записать на доске 3 слова, с которыми ассоциируется слово «икона». (Объявить детям, что слова в группах не должны повторяться. На задание

группе отводится не более 3-4 минут. Затем выходит представитель от каждой группы и записывает слова на доске .

- Следующее задание: опираясь на все слова-ассоциации, записанные на доске, дать определение слову «икона».

- Иконостас

- Иконы

- 3

- Справа от Царских врат икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя находится храмовая икона, на которой изображено событие священной истории, в честь которого возведён храм. Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах.

-Бог, святые, Богоматерь,

изображение, ангелы, дела

- ответы детей

Познавательные: построение логической цепи рассуждения; подведение под понятие;

Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других;

Личностные: выделение морально-этического содержания событий и действий;

3. Изучение нового материала

3.1 Рассказ учителя о первой Иконе

- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы. Одни из них помещены на стенах, другие стоят на полу.

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

Икона (греч.- образ, изображение, отображение) - священное изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов, святых, а также событий из Священной и церковной истории; откровение Божие в красках; часть Священного писания.

Икона - это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.

( запись в тетради)

- В церковном Предании говориться, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который известен под названием «Нерукотворный Спас». Эдесский царь Авгарь, больной проказой, послал к Христу своего слугу художника Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Долго шел Анания. Наконец пришел в страну Палестину, где проповедовал Иисус. Художник увидел Его в храме и попробовал Его нарисовать. Но у него ничего не получилось. Вдруг Иисус попросил воды, чтобы умыться. Потом взял полотенце и приложил к лицу. На полотенце, как нарисованный, остался отпечаток Его лица - лик Спасителя. Это полотенце Он передал художнику. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотну, то сразу же выздоровел. Так Сам Господь дал нам первую икону - Свое изображение. Мы молимся перед иконами. И если с верой просим помощи, они помогают нам. Как помогла когда-то икона Спасителя царю Авгарю.

Внимательно слушают учителя

- записывают определения в тетрадь

Познавательные: подведение под понятие; построение речевых высказываний в устной и письменной формах; установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения; соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; самодиагностика и коррекция собственных учебных действий;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других;

Личностные: выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

3.2 Виртуальная экскурсия

Итак, мы снова попутешествуем по православному  храму. Чем он нас встречает? Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас с вами представим, что мы заходим в храм.

- Что нужно знать, когда мы заходим в храм?

Не спеша мы вошли в храм, осенили себя крестным знаменем, зашли в среднюю часть храма, где установлены иконостас с иконами.

1 икона - Икона Божией Матери «Троеру́чица». В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, со Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.

- что изображено под правой рукой Богоматери?

- какая существует традиция?

2 икона – Икона священномученику Петр.

Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как глубокий Богослов. Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, святой Петр вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. К образу священномученика Петра обращаются с просьбой о защите от искушений, при сомнениях в следовании истине.

- как еще называют Святого Петра?

- с какой просьбой обращаются к образу священномученика Петра?

3 икона - Икона  великомученика Георгия.

Икона для православного христианина представляет святыню, с помощью которой душа молящегося перед ней человека настраивается на духовную связь. Икона святого Георгия Победоносца передаёт образец настоящего христианина, принявшего мученический венец за Имя Господа нашего Иисуса Христа. Святого Георгия изображают в нескольких вариантах. Его житие свидетельствует о чудесах, происходящих по его молитвам, поэтому икона великомученика Георгия Победоносца имеет не одну версию. Так же есть икона, где великомученик Георгий Победоносец изображается как сотворивший чудо избавления из плена отрока. Родители мальчика, похищенного агарянами, молились о возвращении сына. В день почитания святого Георгия отрок был им возвращён, рассказав, что некий воин на коне, забрал его у похитителей и таинственным путём перенёс домой.

- что предаёт икона Святого Георгия Победоносца?

- о чем свидетельствует его житие?

4 икона – Семистрельная икона.

На иконе Богородица изображена без Богомладенца. Голова склонена вправо. Грудь, сердце пронзают семь мечей. Три меча — с правой стороны и четыре с левой. Существует вариант, когда седьмой меч располагается снизу, а справа и слева по три меча. Этот иконографический тип называется «Умягчение злых сердец».  Иконы, на которых Пречистая Дева изображается без Младенца создаются мастерами иконописи, с целью прославить ее.

Значение иконы Богородицы Семистрельная — это полнота страданий, боль и мучения, которые претерпела Богоматерь. Число семь в христианстве указывает на «совершенство, полноту, избыток». Страданий в жизни Богородицы было в избытке. Через этот образ Пречистая Дева говорит христианам— я с вами!  В сложном, мучительном жизненном пути, Богоматерь рядом. Небесная Заступница помогает, слышит всех, любит. Второе значение иконы Семистрельная связано с грехами человеческими. Семь мечей или стрел — семь грехов, которые причиняют Богородице боль. Предание гласит, что икона написана со слов Святого Симеона, который произнес их на 40-й день после Рождества Христова в иерусалимском храме, когда признал в Богомладенце Спасителя.

- Значение иконы Богородицы Семистрельная?

5 икона - Казанская икона Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви. Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец. Иисус Христос  представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон.

- как изображается Богородица?

- кого держит Богородица?

6 икона - Икона Иисус Христос.

Святые образы Всевышнего Иисуса Христа  выступают в роли посредника между Небесным Царством и земным человеческим светом. Пред Образом  возносят молитвы об излечении серьезных недугов, молятся о ниспослании поддержке во всяком горе, просят Всевышнего направить их на путь истинный и указать на верное решение судьбоносного вопроса. Верующие верят, что если произносить молитвы перед иконой Спасителя, то такая  просьба быстрее дойдет до небесного покровителя.

- в роли кого выступают Святые образы Иисуса Христа?

- что возносят перед образом?

- Итак, мы побывали в Никольском храме. Про какие иконы мы с вами говорили?

-Ответы детей

- правила поведения в храме

- ответы детей

- ответы детей

- ответы детей

- ответы детей

- ответы детей

Познавательные: принятие и сохранение познавательной цели (учебной задачи); поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации); подведение под понятие; построение речевых высказываний в устной и письменной формах; установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения; соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; самодиагностика и коррекция собственных учебных действий;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Личностные: выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

3.3 Работа с учебником с 52-53 .

4.Закрепление

4.1 Исследовательская работа с текстом учебника

- Откройте учебник на стр. 52 Найдите, что называют нимбом? Расскажите о нимбе. Знаковым

обозначением чего является на иконе нимб?

-Кому молятся христиане?

 В каких частях иконы проступают мудрость и любовь?

- Рассматривая иконы, мы часто задаем вопросы: "Кто изображен? Что изображено?", а потом - "Почему так изображено?". Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные. Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской

иконописи, невозможно приобщение к тому открытию иконы после столетий забвения, которое принес наш век. Рассмотрим наиболее часто

встречающиеся композиции русских икон.

- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?

- Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, - например, солнце?

- Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?

 - Почему православные христиане считают возможным изображать

невидимого Бога?

- золотой круг, окружающий голову святого

-Тому, кого они видят на иконе

- лики и глаза

-Выступают подготовленные дети

- пишут на карточках

Познавательные: принятие и сохранение познавательной цели (учебной задачи); поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации); подведение под понятие; построение речевых высказываний в устной и письменной формах; установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения; соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; самодиагностика и коррекция собственных учебных действий;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

6.Итог урока

- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит?

- В чем заключается задача иконы? Что главное в иконе?

- Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых.

Изображение христианских праздников.

Картина - это изображение предметов, людей, событий.

-В живописи всё исходит от человека и направляется к горизонту. В иконописи от источника света к человеку, который только благодаря этому может духовно возрастать.

Познавательные: выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; доказательство;

Регулятивные: оценивание результатов выполненной деятельности;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других; строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Личностные: выделение морально-этического содержания событий и действий; установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

7.Рефлексия

- Закончи предложение: «Сегодня на уроке мне особенно понравилось…»,

«Я узнал…», «Хочу еще узнать…»

Заканчивают предложения

Регулятивные: оценивание результатов выполненной деятельности;

Коммуникативные: строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации); 

Личностные: построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; 

8.Домашнее задание

-Составьте словарик новых для вас слов, связанных с темой «Икона».

Записывают домашнее задание

9.Организационное завершение

- Спасибо всем за активную работу на уроке. Мне понравилось с вами работать.

Прощаются с учителем, прибирают свои места

Регулятивные: выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения;

Коммуникативные: слушать и понимать мнения и взгляды других;

Личностные: выделение морально-этического содержания событий и действий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...