Урок по ОРКСЭ 4 класс "С чего начинается Родина..."
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1._s_chego_nachinaetsya_rodina.docx183.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Технологическая карта урока ОРКСЭ

(Светская этика)

«С чего начинается Родина …»

 

4 класс

Подготовила Андреева Е.С.,

учитель начальных классов

январь, 2023г.

Технологическая карта урока ОРКСЭ (Светская этика)

 Тема: «С чего начинается родина…».

Цели урока: формирование чувства гордости за свою Родину.

Задачи урока:

- актуализировать знания у обучающихся о понятиях «Родина», «однокоренное слово», «род»;

-. развитие у учащихся чувства любови и уважения к Родине (Отечеству).

Личностные УУД: осознание себя гражданином своей страны; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; формирование

собственного суждения о значении «Родины», как ценности для жизни каждого человека; мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения, умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; анализ и обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений; выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем.

Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить; уметь излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Основные термины и понятия урока: Родина, Россия, род, Отечество, символы, нравственные ценности.

Используемые виды оценивания: словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.

Оборудование: карточка со словами: РОДИНА, синонимы, антонимы, пословицы; дерево, листочки; компьютер, проектор, презентация.

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Адатаптационный этап

1.-Ребята встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите друг другу слова, которые настроят вас на положительную, продуктивную работу на уроке.

2.- Отгадайте ребусы. Слайд 1.

https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/8r3kbnd-001.gif   https://ru-static.z-dn.net/files/d11/5fa1c4a2ccbf618940a8d6484e65cd8b.jpg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/10/s_5e906ae22a7de/1413101_5.jpeg

-Что объединяет эти слова? Какие бы вы ещё добавили слова? Дедушка, бабушка, дом, улица, город и т.п.)

-Предположите тему урока. Слайд 2.

-Какую цель поставим?

На доску вывешивается слово РОДИНА.

Настраивает учащихся на положительное отношение к уроку, продуктивную работу.

Предлагает отгадать ребус. Подводит к теме  и цели урока.

Говорят напутственные слова друг другу (будь внимательным, у тебя всё получится, удачи, старайся, ты всё сможешь, всё успеешь и т.п.)

Отгадывают ребусы, высказывают предположения, с помощью учителя выводят тему и цели урока.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения.

2.Основной этап.

1.- Давайте вспомним слова песни «С чего начинается Родина?» и пока они звучат, подумаем, с чего же начинается Родина.

-Выскажите свои мысли.

-Наша родина начинается с наших родителей, бабушек и дедушек, друзей …

2. Работа в учебнике стр. 140 (чтение второго абзаца) и в тетради.

-Напишите в тетради слова, которые передают ваши чувства о Родине. (Радость, любовь, восхищение, гордость, страх, вдохновение, боль и т.п.)

- Все эти чувства связывают нас с родными и близкими.

-Подумайте, какие слова являются однокоренными слову РОДИНА? (Род, родители, родился, родственники, родня, народ, родной)

Физминутка.

Нет на свете Родины красивей,

Много в ней людей-богатырей.

Вот она, Россия дорогая.

От морей простёрлась до морей.

-Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Организует прослушивание произведения.

Организует работу в учебнике и тетради.

Вывешивает дерево без листьев.

Организует отдых.

Организует выступление.

Слушают произведение, готовят ответы.

Отвечают.

Читают текст, записывают в тетради ответы.

Пишут на листочках однокоренные слова и прикрепляют на дерево.

Выполняют упражнения за учителем.

 Рассказывает подготовленный ученик.

Личностные УУД: осознание себя гражданином своей страны; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Коммуникативные УУД: 

участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать.

3. Творческий этап.

1. Пополнение речевого запаса учащихся.

-Подберите синонимы и антонимы к слову, РОДИНА. (Отечество, Отчизна, прародина, отчий край, колыбель, земля отцов. Заграница, чужбина, чужая сторона.)

2. Послушайте притчу, которая называется «Соловей».

Однажды некий купец поймал в лесу соловья и принёс его домой. Заказал он прекрасную клетку из золота, украсил её драгоценными камнями - одно загляденье. Посадил купец соловья в эту клетку. Нанял специального слугу, чтобы присматривал за птицей. Сад купца благоухал от множества всевозможных цветов. Посреди сада был бассейн из белого мрамора с семью фонтанами. Купец приказал повесить клетку с соловьём в тени рядом с бассейном и каждый вечер приходил полюбоваться птицей. А соловей всё время пел печальные песни и грустил.

- Как вы думаете, почему?

Купец нашёл человека, понимающего язык птиц, и попросил его узнать причину грусти соловья. -Господин купец, - говорит человек, знающий язык птиц, - соловей тоскует по родине, по родному гнезду, по свободе. Он поёт: «Лучше нищим быть в отчизне, чем корона на чужбине». Видит купец, что соловей с каждым днём чахнет.

 -Как вы думаете, что сделал купец? Почему?

Открыл он клетку и выпустил птицу на волю. Сели на коней купец и человек, знающий язык птиц, и поскакали вслед за соловьём. Перелетел соловей через горы, пролетел над долами, купался в речках, пил воду из ключей, полетел к дуплу в лесу, влетел в него и воскликнул: «Ах, родина! Как ты прекрасна!» И запел соловей весёлую песню, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. «Удивительно, - говорит купец, - я держал его в золотой клетке, среди роз, кормил, поил, а ему дупло нравится больше». «Господин купец, - сказал человек, знающий язык птиц, - не удивляйся. Каждому дороги родина, отчий дом. Соловей здесь свободен.»

-Что вы поняли из этой притчи? Чему она нас учит?

-Не зря гласит мудрая пословица «Всякому мила своя сторона».

3. Аукцион пословиц о Родине.

-Молодцы!

4. Рефлексия.

1.Составление кластера «Что для меня Россия» На доске слово РОДИНА.

РОДИНА

- С чего бы не начиналась у каждого из вас Родина, для всех нас она одна и любима.

2. Ребята, встаньте в круг. Давайте скажем слова благодарности друг другу за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 142 выписать в тетрадь изречение мыслителя, которое близкое вам по смыслу.

Организует работу в парах.

Организует работу с притчей, используя прием «Чтение с остановками»

Организует игру на знание пословиц.

Организует подведение итогов.

Благодарит ребят за дружную работу на уроке…

Работают в парах, выполняют задания.

Слушают, размышляют, отвечают на вопросы.

Вспоминают и рассказывают пословицы.

Дети подходят к доске и записывают своё слово.

Благодарят друг друга за ….

Личностные УУД: формирование

собственного суждения о значении «Родины», как ценности для жизни каждого человека.

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

 уметь излагать свое

мнение и аргументировать свою точку зрения; использовать специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета, благодарить.

Методический материал к уроку.

1.Ребусы.

https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/8r3kbnd-001.gif

Адрес изображения https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/8r3kbnd-001.gif


Адрес изображения
https://ru-static.z-dn.net/files/d11/5fa1c4a2ccbf618940a8d6484e65cd8b.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/10/s_5e906ae22a7de/1413101_5.jpeg

Адрес изображения https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/10/s_5e906ae22a7de/1413101_5.jpeg

2. Дерево «Однокоренные слова» к слову РОДИНА

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=881b638faadb7db8f09aa9beafba99a6715c1d28-8497325-images-thumbs&n=13

3. Пословицы для Аукциона.

Для Отчизны не жаль жизни. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Дома и стены помогают. Дым отечества светлее чужого огня. Если дружба велика  будет Родина крепка. Если нет у меня родины пусть не всходят для меня луна и солнце. Живем не тужим, своей Родине служим. Жить Родине служить. За морем светло, а у нас светлее. За морем теплее, а у нас светлее. За правое дело стой смело! За Родину, за честь хоть голову снесть. За Родину-мать не страшно умирать. Золоту старости нет, родине цены нет.

https://multi-mama.ru/poslovicy-o-rodine/

4. Притча «Соловей»

Однажды некий купец поймал в лесу соловья и принёс его домой. Заказал он прекрасную клетку из золота, украсил её драгоценными камнями — одно загляденье. Посадил купец соловья в эту клетку. Нанял специального слугу, чтобы присматривал за птицей. Сад купца благоухал от множества всевозможных цветов. Посреди сада был бассейн из белого мрамора с семью фонтанами. Купец приказал повесить клетку с соловьём в тени рядом с бассейном и каждый вечер приходил полюбоваться птицей. А соловей всё время пел печальные песни и грустил. Купец нашёл человека, понимающего язык птиц, и попросил его узнать причину грусти соловья. -Господин купец, — говорит человек, знающий язык птиц, — соловей тоскует по родине, по родному гнезду, по свободе. Он поёт: «Лучше нищим быть в отчизне, чем корона на чужбине». Видит купец, что соловей с каждым днём чахнет. Открыл он клетку и выпустил птицу на волю. Сели на коней купец и человек, знающий язык птиц, и поскакали вслед за соловьём. Перелетел соловей через горы, пролетел над долами, купался в речках, пил воду из ключей, полетел к дуплу в лесу, влетел в него и воскликнул: «Ах, родина! Как ты прекрасна!» И запел соловей весёлую песню, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. «Удивительно, - говорит купец, я держал его в золотой клетке, среди роз, кормил, поил, а ему дупло нравится больше.» «Господин купец, сказал человек, знающий язык птиц, — не удивляйся. Каждому дороги родина, отчий дом. Соловей здесь свободен.»

РОДИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?"

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "С чего начинается Родина?" в 3 классе....

Урок окружающего мира "С чего начинается Родина"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по ФГОС...

Проект "С чего начинается Родина", ОРКСЭ

Проект "С чего начинается Родина", ОРКСЭ.  Автор: Гирёва Мария, 4 класс МБОУ "Лицей №21". Руководитель: Е.В. Писарева...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "С чего начинается родина…." (А.И. Шамшурина, 4 класс)

Цель урока: формирование  нравственности , уважительного отношения к разным светским и духовным традициям  народов России. Задачи урокаДидактические:Осознание ценности человеческой жизн...