«Золотое правилоЭТИКИ»
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Озиш Алена Юрьевна
  • научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
  • следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo_etiki.docx204.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Золотое правилоЭТИКИ»

Задачи:

  • научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
  • следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

Формируемые УУД:

Регулят:ивные :уметь находить примеры применения  золотого правила этики в обыденной  жизни; уметь выделять  основные категории  золотого правила нравственности;

Познавательные : иметь представления о терминах и  понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

Личностные: стремление к усвоению основных  общепринятых норм морали и нравственности;стремление к усвоению основных категорий  золотого правила нравственности и их применение

Оборудование урока:

мультимедийная установка, презентация, картина, видеоролик, учебник, карточки с рисунками, толковые словари

Ход урока

  1. Организационный момент

Выявление восприятия, мотивация.

Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

  1. Опорные понятия

Дайте толкование этих слов.

 «НРАВСТВЕННОСТЬ»,

«ФИЛОСОФ»,

«САМОРИТЯНИН»

  Этикасовокупность норм,

                                 определяющих поведения  человека.

ФИЛОСОФ –         ученый, специалист по философии; человек, занятый  разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель.

САМОРИТЯНИН –     потомки древнееврейского

              населения Израильского  царства, составляющие

              в Палестине этническую группу,  объединенную

              в религиозную общину.

(А теперь три человека работают по словарю и делают запись.)

Анализ понятий и соотнесение их по толковому словарю.

3.Введение в тему урока

Когда говорят такие слова?

Одинаковы ли эти выражения по смыслу?

Первое выражение:

Второе выражение

4.Цели урока

Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые  мы постараемся ответить в течении урока:

(Прочитаем их вслух)

- Почему появилось золотое правило нравственности.

- Как формулируется золотое правило нравственности.

- Как применять золотое правило нравственности в жизни.

5.Исследовательская работа с текстом.        

Опережающее задание:

Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

1)Учебник стр.42

Исследовательскоечтение текста.

Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Его стали так называть в XVIII в. Но на самом деле это правило как способ управления поведением сложилось гораздо раньше. Оно встречается во множестве формулировок, например в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. Приведём две наиболее известные его трактовки.

Золотое правило нравственности является самым общим принципом для обосновании морали. С его помощью человечество попыталось выработать универсальный способ выбора поступка. В этом огромная положительная роль золотого правила в развитии нравственности. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Как применять золотое правило в жизни? Сначала следует оценить последствия поступка в мыслях и чувствах. Поступок, который хочется или нужно совершить, следует перепроверить относительно того, на кого направлено действие, т. е. попытаться встать на его место. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.

2)Проверка опережающего задания по тексту

3)Рассматривание фото философов

Древнегреческий философ и математик Фалес        

Римский философ Сенека              

Древнекитайский философ Конфуций

6.Работа с вопросами и заданиями учебника

- Расскажите, как же вы понимаете золотое правило нравственности.

- Оцените поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

(Дети делятся на 5 групп и каждая работает со своим рисунком на карточке.  Для ответа дети командируют одного из группы)

7. Притча о добром самарянине    

 (прослушивание в записи)

— А кто мой ближний?

На это сказал Иисус:

— Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний, попавшемуся разбойникам? …

8.Постановка вопросов.

  1. Назовите действующих  лиц притчи.
  2. Почему многие люди проходили мимо раненого человека?
  3. Кто помог этому человеку?
  4. Какова главная мысль притчи?
  5. Чему она учит?

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

(Выделение основных мыслей и ключевых понятий.)

Продолжение обсуждения темы:

  • Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
  • Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»?
  • В чём можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

9.Работа по картине

Рассмотрите картину В. Поленова  «Христос и грешница».

Кто знает притчу о том, как Христос спас грешницу?

Рассказ учителя этой притчи.

Как  же Христос защитил женщину?

Это правило у православных христиан принято называть золотым правилом этики.

ВЫВОД

- Так  как  же  уберечься  от  осуждения  других?

10. Сформулируйте свои правила нравственности, которые вам помогают в жизни.

(Работа в парах)

11. Рефлексия

                                 Я

ВСПОМНИЛ  УЗНАЛ  НАУЧИЛСЯ

Слова учителя.

                             Твори добро, чтобы любя,

                            Добро тебя нашло.

                             Зла не верши, чтоб и тебя

                             Не погубило зло.

Джами

12. Домашнее задание

По выбору: – составить  и изготовить буклет по теме

                       урока.

                     – найти в художественных произведения  

                       отражение темы  урока  

                       (совместно с  родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Золотая осень".

Внеклассное мероприятие "Золотая осень" способствует развитию у детей творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, понимания прекрасного;развивает речь, активизирует знания детей ...

Интерактивная викторина по литовской сказке "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса"

Викторина проводится на уроке литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100". Применение интерактивной викторины развивает познавательный интерес, умение работать с текстом во время чтения...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Девочка-Золотая коса и мальчик-Золотой хохолок"

Конспект урока предназначен для вторичной работы со сказкой,так как происходит полный анализ героев,х поступков,черт характера. В диалоге с детьми расскрывается связь сказки с жизнью,выявляется ее смы...

Сказка литовского народа "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса"

Материал предназначен для ознакомления детей со странами Балтики, их городами и костюмами.Вступительный показ к уроку поможет сформировать у ребят представление о жизни и быте народа Литвы и др.стран....

Урок окружающий мир 3класс " Золотое кольцо. Интересные и необычные музеи "Золотого кольца"

В презентации показаны интересные и необычные музеи "Золотого кольца" ....