«Милосердие и сострадание»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Хомяченко Елена Александровна

Урок по теме "Милосердие и сострадание" проводится в 4 классе по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Он способствует не только раскрытию содержания понятий "милосердие" и "сострадание", но и даёт возможность закрепить ранее изученный материал по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_i_sostradanie.docx243.22 КБ
Файл miloserdie_i_sostradanie_prezent.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

«ДИКСОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

______________ «Милосердие и сострадание»____________

Тема методической разработки

Разработчик:

Хомяченко Елена Александровна,

учитель начальных классов

ТМК ОУ «Диксонская средняя школа»

2023 г.

Аннотация

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Он способствует не только раскрытию содержания понятий милосердие и сострадание, но и даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: долг, любовь, мораль, ответственность.

Часто ли в нашей жизни звучит слово милосердие? К сожалению, не очень. Поэтому и смысл его, порой,  не совсем ясен маленькому ребенку. Именно поэтому урок начинается с толкования этого слова, а также с объяснения того, что значит сострадание к людям.

Методическая разработка урока по теме «Милосердие и сострадание» составлена в соответствие с требованиям ФГОС; применены разнообразные методы и формы обучения, в том числе интерактивные, которые способствуют формированию УУД у учащихся.

Презентация на тему «Милосердие и сострадание» знакомит младших школьников с лучшими качествами человека, способностью к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Тема

Милосердие и сострадание

Направление урока

Общекультурное направление. Духовное и нравственное воспитание.

Место проведения

Кабинет класса

Форма организации урока

урок по предмету ОРКСЭ

Виды организации урока

Технология этической беседы

Возраст участников

10-11 лет

Педагогическая цель:

создать условия для формирования мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «сострадание», «милосердие»

Задачи: 

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слов «милостыня», «ближний»; формировать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.

Воспитывающая: воспитывать уважительное, внимательное отношение к людям, природе; развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, практический, творческий, проблемный, частично-поисковый.

Личностные результаты

развитие первоначальных представлений о человеке как части общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своим и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах

поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Коммуникативные умения - слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия; оформлять свою мысль в письменной и устой речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Предметные умения - получать возможность понимать, что нравственное развитие человека предполагает собственные усилия; стремиться к саморазвитию, совершенствованию качеств личности; проявлять готовность отвечать за свои поступки, изменять себя; оценивать свои и чужие поступки с позиций социальных правил и нравственных норм; объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»; проявлять доверие к другим людям, готовность сотрудничать.

Образовательные ресурсы

Оборудование

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • карточки с заданиями для работы в группе,
  • презентация,
  • рисунок дерева на ватмане,
  • бумажные сердца.

Ход урока:

Структурные

компоненты

этического диалога

Смысловые характеристики структурных

компонентов этического диалога

I. Организационный момент

Эмоциональный

настрой к уроку.

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки и пожелания на предстоящий урок.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II. Мотивация учебной деятельности

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

(Стихотворение читает учитель)

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал,
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.

Мальчик не смело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много…»
Ручки засунув в карманы свои.

Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло,
С горечью в голосе он попросил:

«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть,
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть.»

И продавец, не спеша, открывает
Крышку в огромной коробке и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Но, а девятый за ними ползёт.

Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился, себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я без сомненья
Котёнка хромого у вас бы купил.»

А продавец, посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.

Но если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать.»

Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»

Это сказав, он неловко нагнулся,
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся,
Вместо ноги, он увидел протез!

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу…
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.

«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»

Андрей Дементьев

- Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам оно понравилось?

-Какой поступок хотел совершить мальчик? Как вы думаете, почему он так хотел поступить?

Приём «Ассоциативный куст»

- Предположите, какие чувства им овладели?

на доске

сострадание                                                      сочувствие

   доброта                                                           милосердие

-Как к намерению мальчика отнёсся продавец котят?

- Какими словами можно охарактеризовать мальчика?

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

(Милосердие,  сострадание)

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы с вами постараемся понять: что такое милосердие и что такое сострадание? Как проявляется милосердие, и кто в нём нуждается?

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1.Осмысление понятия «Сострадание»

Технология «Словарик»

Проблемно-диалоговая технология

1.Осмысление понятия «Милосердие»

Технология «Словарик»

- Какие чувства возникли в вашем сердце, при прослушивании стихотворения?

 (Сострадание, сопереживание, жалость к несчастному котёнку).

- Что захотелось сделать?

а) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: сострадание

- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (жалость,  помощь нуждающемуся)

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.

 - И надо помнить о том, как важно порой людям наше участие в их судьбе.

- Преподобный Паисий Афонский говорил:

«В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее…»

- Человек, который сострадает, какие поступки совершает? (добрые поступки).

б) Работа в парах: “Собери пословицу”.

- Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. Давайте вспомним некоторые из них.

-У вас на столах лежат листочки, где в таблицах написаны половинки пословиц. В течение нескольких минут вам нужно собрать пословицы, соединив их стрелкой.

Добро желаешь

поживут люди для тебя

Добро творить

на добрые дела

Живи для людей

а зло забывай

Жизнь дана

добро делай

Добро помни,

себя веселить

- Как вы понимаете значение этих пословиц? (ответы детей)

- А какие пословицы о добре и добрых делах вы ещё знаете? (с добрым жить всегда – просто; сделаешь худо – не жди добра; добрый человек - добру учит, за добро - добром и платят и т.д.).

- «ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА - СПАСЕНИЕ ДУШИ» - так гласит народная мудрость.

в) Работа по учебнику с.110. 

Чтение текста учащимися «цепочкой» с110-111.

Заспорили как-то четвероклассники. Петя сказал:

—Я человек добрый и могу помочь любому, только делать это по мелочам не хочу. Вот если случится беда серьёзная, тогда я…

Олег возразил Пете:

—Ты милосердие на весах будешь взвешивать? Как определишь, нужна твоя помощь или нет?

Петя возмущается:

—Так что же, я пустяками должен заниматься? Старушку через дорогу переводить? Или сумку ей нести? Не согласен! Доброта должна быть большая и серьёзная…

Услышал спор ребят дедушка Олега и высказал своё мнение:

—Доброе отношение к человеку начинается с малого: приглашения разделить хлеб-соль (в народе говорили: «Милости просим к нашему столу. Чем богаты, тем и рады»), принять участие в семейном торжестве («Гость доволен — хозяин рад»), помочь в трудную минуту («Разделю беду на двоих, будет полбеды»).

- Выскажем своё мнение: кто из героев этой истории прав?

-Как, одним словом Олег назвал помощь человеку? (Милосердие)

г) Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие.

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

 - Как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? (помощь людям, жалость, милое сердце)

«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия»

                                                                       С.И. Ожегов

  - Святейший Патриарх Московский и всея Руси митрополит Кирилл сказал: « Дела милосердные делают нашу душу 

ЖИВОЙ  » 

- Как вы понимаете это выражение - живая душа? (Она отзывается на радость и боль окружающих)

- Правильно. Проявляя милосердие, человек совершает действия, которые несут облегчение другому человеку.

- Быть милосердным – значит жить в радости. Можно искать радости во внешнем – играть, ходить в кино, лакомиться сладостями, но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (Дети отвечают)

- Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем

сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

д) Работа в группах.

- Найдите синонимы и антонимы к слову милосердие. (1-группа – пишет синонимы, 2 группа – антонимы.)

Синонимы - сердобольность, милостивость, сопереживание, сочувствие, жалость, сострадание, доброта.

Антонимы - жестокость, равнодушие, злонамеренность, враждебность, насилие.

-Обратите внимание на слова: сопереживание, сочувствие, сострадание. Что в них общего? Что означает приставка со-? (Приставка со- в данных словах означает вместе переживать,

чувствовать, страдать)

V. Закрепление изученного материала

Технология критического мышления: приём «Мозговой штурм»

Технология «Словарик»

Технология сотрудничества

Технология «Словарик»

Приём «Обучая - учусь»

-Часто ли вы сталкиваетесь с проявлением милосердия в жизни, например на улице? (Ответы детей)

-Какие это были ситуации? (Ответы детей)

-Были ситуации, когда вы проявили милосердие? (Ответы детей)

- МИЛОСЕРДИЕ – это одна из важнейших христианских добродетелей.

- Однажды Спасителя спросили, а какая самая главная заповедь?

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос? (Ответы детей)

- Он сказал: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, а  ближнего твоего возлюби, как самого себя.»

-  Его спросили: «А как узнать, кто есть ближний?»

- Как бы вы ответили на этот вопрос? (Ответы детей)

а) Работа с текстом с.113

-Чтобы проверить правильность ваших ответов, я предлагаю вам прочесть текст «Кто есть ближний».

«Кто есть ближний?»

   Иисус Христос учил: «Возлюби ближнего как самого себя». Его спросили: «А как узнать, кто есть ближний?» В ответ Иисус рассказал притчу.

   Шёл человек из одного города в другой и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, побили и ушли, оставив едва живым. Мимо прошёл один путник и не помог человеку из своего племени. Затем прошёл второй и тоже не оказал помощи соплеменнику. И только третий путник, оказавшийся из другого племени, увидев раненого, сжалился и перевязал ему раны. Он посадил его на осла, привёз в гостиницу и попросил позаботиться о нём.

Мораль этой притчи такова: ближним может быть не тот, кто находится рядом с тобой, а тот, кто, даже не зная тебя, придёт на помощь.

- Сделаем вывод: кого мы называем ближним? (Ответы детей)

б)  Работа со словарем: новый понятийный аппарат: ближний.

- Ближний - это тот, кто нуждается в помощи.

- Кто,  по-вашему мнению, такой добрый самарянин?

 - Почему Иисус назвал ближним человека из другого племени? Какое качество осуждается в притче, а какое одобряется? (Ответы детей)

в) Работа в группах.

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

2. Вы нашли у своего дома маленького котенка.

3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

-Выслушивание и обсуждение ответов групп.

б)  Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милостыня и подаяние.

-Кто мне скажет, что такое милостыня? (Ответы детей)

- Милостыня -  то, что подается нищему, подаяние.  Второе её название  -подаяние - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню, умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

  Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

- Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок? (Ответы детей)

 - Ребенок может пропустить любимый мультик  и навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

-Скажите, а кто больше получает от милостыни, тот, кто дает или тот, кто получает? (Ответы детей)

 - Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

- Я хочу вам показать фото одного ордена (фото Ордена Милосердия и исцеления)

- Что это за Орден? (орден «ЗА МИЛОСЕРДИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ»)  

- История этой награды в нашей стране началась 26 апреля 1997 года. Инициатором учреждения данной награды выступило «Российское медицинское общество». К такой высокой награде представляются люди, сделавшие поистине неоценимый вклад в отечественное здравоохранение.

Медаль «За благотворительность и милосердие» учреждена решением комиссии по общественным медалям и памятным знакам 30 ноября 2016 года.

в) Работа с текстом в группах (1-й группе даётся текст об Илье Ильиче Мечникове и таблица, 2-й группе – о Кирилле Белозёрском и таблица)

- Я предлагаю каждой группе текст. Вы должны прочитав его, заполнить таблицу и выступить с полученным исследованием. (На работу даётся пять минут. После заполнения таблицы, один из участников группы зачитывает полученную информацию.) Тексты и таблицы см. Приложение 2.

Текст 1-й группы

Многие века страдали люди от страшной болезни — холеры. Когда она приходила в сёла, вымирали тысячи и тысячи людей. Врачи искали лекарство от этой напасти.

В XIX веке жил и работал в России Илья Ильич Мечников — учёный, который искал ответ на вопрос «Как организм может защищать себя от болезней?». Учёный хотел найти защиту от холеры и туберкулёза — неизлечимых в то время болезней. Мечников ставил эксперименты на себе: заражал себя болезнетворными бактериями и вёл дневники своего самочувствия. Это было очень опасно, эксперимент мог закончиться трагически, но это не останавливало учёного.

Текст 2-й группы «Кирилл Белозерский»

В северных краях России есть Белое озеро. Местность вокруг озера красивая: холмы, покрытые лесом, заливные луга. Здесь в XIV веке был построен монастырь. В честь его основателя носит он название Кирилло-Белозерский.

Славился игумен монастыря Кирилл Белозерский доброй душой и открытым сердцем. В неурожайные годы, во время эпидемий страшных болезней шёл простой люд в обитель, прося помощи. Никого не оставлял Кирилл без участия: накормит, даст ночлег, помолится о здоровье.

Из века в век в здешних местах люди рассказывают о чудесных деяниях Кирилла.

Разыгралась как-то на Белом озере буря: сверкала молния, гремел гром, шёл страшный ливень. Огромная волна перевернула лодку монахов-рыбаков, и они начали тонуть. Позвали игумена Кирилла. Выбежал Кирилл на берег, держа в руках большой крест, перекрестил озеро, стала стихать буря. Спасли монахов-рыбаков. Святой крест в руках доброго игумена успокоил стихию.

- Скажите мне, пожалуйста, профессии каких людей вы бы назвали милосердным? (Волонтёры, спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии)

- Молодцы! Милосердие всегда было основной чертой нашего народа.  В XIX - начале XX вв. огромные средства расходовались на дела милосердия.  В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сёстрами милосердия. Они помогали врачам во время операций, выхаживали раненых. Среди сестёр милосердия было немало знатных женщин. В годы Первой мировой войны (1914–1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, дочери Николая II, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что на слайдах презентации присутствует цветок ромашка? Это не случайно.

Белая ромашка более 100 лет назад стала символом добра и милосердия. По решению Николая II с весны 1911 года в империи стали проводить благотворительный праздник-акцию «День белого цветка», целью которого первоначально был сбор средств в помощь больным туберкулезом. Добровольцы раздавали букеты ромашек на улицах многих городов, а взамен принимали пожертвования любой величины, даже самой мизерной. В конце 1990-х годов ромашковая благотворительная акция начала возрождаться и постепенно снова стала распространяться по России. Один из организаторов этого события и продолжатель старой традиции - Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная сестрой последней российской императрицы великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

-  А нужно ли милосердие сегодня? (Ответы детей)

-Сейчас многие стали жить по принципу: Люби себя, плевать на всех! Может, чувство сострадания и милосердия уходит, умирает сегодня? Почему? (Ответы ребят)

-Давайте представим, что все будут жить по такому принципу? Что будет? (Ответы ребят)

- К счастью, традиции милосердного служения людям продолжают благотворительные фонды:

  • Ма́рфо-Марии́нская оби́тель милосе́рдия, основанная Елизаветой Федоровной;
  • фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком;
  • фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой .Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей;
  • Фонд Хабенского направлен на спасение детей с заболеваниями головного и спинного мозга;
  • Международный Благотворительный Фонд помощи детям при катастрофах и войнах, который возглавляет Леонид Михайлович Рошаль - российский педиатр и хирург.

- Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

 - Ребята, как вы думаете, люди, создающие благотворительные фонды, какими качествами обладают? (Ответы детей?)

VI. Рефлексия

Приём «Дерево милых сердец»

- Над чем заставил задуматься наш урок каждого из нас? (Ответы детей)

- Давайте подведём итоги нашей беседы. Закончите предложения:

1) В сострадании и милосердии нуждаются …………(все те, кто попал в беду).

2) Близкими нам являются ……….(все те, кто нуждаются в нашей помощи).

3) Милосердие не выбирает людей по ………(по вере, национальности).

4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что …(милосердие - это творить добро, жалеть, помогать, сочувствовать).

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты.

В жизни каждого из нас случаются ситуации, которые можно назвать моментом истины. Наблюдать, сопереживать,

сочувствовать? Или пройти мимо… Решение, принятое за секунду, становится определяющим. Именно в этот момент мы проходим экзамен на человечность, именно тогда раскрывается наша сущность. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12)

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний день оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

«Дерево милых сердец»

-У каждого на столах лежат сердечки, я предлагаю вам записать добрый поступок, сделанный вами, и украсить им наше дерево.

- Ребята, пусть для вас девизом будут слова святителя  Иоанна Златоуста: «Человек более всего  должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком».

VI. Домашнее задание

  • Творческая работа: изобразить милосердие в виде рисунка.
  • Составить «Указ о милосердии ко всему живому»

Приложение 1.

Добро желаешь

поживут люди для тебя

Добро творить

на добрые дела

Живи для людей

а зло забывай

Жизнь дана

добро делай

Добро помни,

себя веселить

Добро желаешь

поживут люди для тебя

Добро творить

на добрые дела

Живи для людей

а зло забывай

Жизнь дана

добро делай

Добро помни,

себя веселить

Добро желаешь

поживут люди для тебя

Добро творить

на добрые дела

Живи для людей

а зло забывай

Жизнь дана

добро делай

Добро помни,

себя веселить

Добро желаешь

поживут люди для тебя

Добро творить

на добрые дела

Живи для людей

а зло забывай

Жизнь дана

добро делай

Добро помни,

себя веселить

        Приложение 2.

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

2. Вы нашли у своего дома маленького котенка.

3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками.

2. Вы нашли у своего дома маленького котенка.

3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

Приложение 3.

        Текст 1-й группы

Многие века страдали люди от страшной болезни — холеры. Когда она приходила в сёла, вымирали тысячи и тысячи людей. Врачи искали лекарство от этой напасти.

В XIX веке жил и работал в России Илья Ильич Мечников — учёный, который искал ответ на вопрос «Как организм может защищать себя от болезней?». Учёный хотел найти защиту от холеры и туберкулёза — неизлечимых в то время болезней. Мечников ставил эксперименты на себе: заражал себя болезнетворными бактериями и вёл дневники своего самочувствия. Это было очень опасно, эксперимент мог закончиться трагически, но это не останавливало учёного.

От какой болезни умирали тысячи людей?

В каком веке жил и работал Илья Ильич Мечников?

Над каким вопросом он работал?

Выскажите своё мнение: зачем учёный рисковал своей жизнью?

1.

Текст 2-й группы «Кирилл Белозерский»

В северных краях России есть Белое озеро. Местность вокруг озера красивая: холмы, покрытые лесом, заливные луга. Здесь в XIV веке был построен монастырь. В честь его основателя носит он название Кирилло-Белозерский.

Славился игумен монастыря Кирилл Белозерский доброй душой и открытым сердцем. В неурожайные годы, во время эпидемий страшных болезней шёл простой люд в обитель, прося помощи. Никого не оставлял Кирилл без участия: накормит, даст ночлег, помолится о здоровье.

Из века в век в здешних местах люди рассказывают о чудесных деяниях Кирилла.

Разыгралась как-то на Белом озере буря: сверкала молния, гремел гром, шёл страшный ливень. Огромная волна перевернула лодку монахов-рыбаков, и они начали тонуть. Позвали игумена Кирилла. Выбежал Кирилл на берег, держа в руках большой крест, перекрестил озеро, стала стихать буря. Спасли монахов-рыбаков. Святой крест в руках доброго игумена успокоил стихию.

В каком веке и где был построен монастырь?

Какими качествами обладал Кирилл?

Какое чудо сотворил игумен?

Выскажите своё мнение:  любой ли человек должен проявлять сострадание, помогать людям?

1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Слайд 2

Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? Сострадание - способность переживать боль другого человека, как собственную.

Слайд 3

“Собери пословицу” Добро желаешь поживут люди для тебя Добро творить на добрые дела Живи для людей а зло забывай Жизнь дана добро делай Добро помни, себя веселить

Слайд 4

Как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» .

Слайд 5

Найдите синонимы и антонимы к слову милосердие синонимы антонимы 1 группа 2 группа

Слайд 6

Как вы понимаете слово БЛИЖНИЙ ? « Ближний - это тот, кто нуждается в помощи. »

Слайд 7

Задания для групп : найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. 1. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками. 2. Вы нашли у своего дома маленького котенка. 3. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия? 4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

Слайд 8

Как вы понимаете слово милостыня ? « Милостыня - то, что подается нищему, подаяние »

Слайд 9

Задания для групп : Вы должны прочитав текст, заполнить таблицу и выступить с полученным исследованием. 1-й группе даётся текст об Илье Ильиче Мечникове и таблица, 2-й группе – о Кирилле Белозёрском и таблица

Слайд 10

Закончите предложения: 1) В сострадании и милосердии нуждаются ………… 2) Близкими нам являются…… 3) Милосердие не выбирает людей по ……. 4) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что …….

Слайд 11

Творческая работа : изобразить милосердие в виде рисунка. Составить «Указ о милосердии ко всему живому» Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...