По стопам преподобного Александра Свирского
творческая работа учащихся по орксэ (2 класс)

По стопам преподобного Александра Свирского

 

 

Судьба преподобного Александра Свирского удивительна. Основатель Свято-Троицкого монастыря – игумен Александр – еще при жизни почитался великим чудотворцем. Дважды за всю историю человечества открывалась Святая Троица людскому взору — первый раз ветхозаветному праведнику Аврааму у Мамврийского дуба, второй раз — на русской земле преподобному Александру Свирскому. За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И когда закладка была завершена, Александр Свирский увидел необыкновенный свет, в основании Покровской церкви. На алтарном месте сидела на престоле Пречистая Богородица с Младенцем.

Преподобный родился 15 июня 1448 году. Прожил 85 лет, дни памяти  12 сентября и 30 апреля. Прошло уже почти 600 лет, а мощи Александра Свирского остаются нетленным и сохраняют температуру тела как у живого человека, 36 градусов. Это одно из чудес, которое удостоился лицезреть современный человек. Александро-Свирский мужской монастырь находится в Старой Слободе, недалеко от Петербурга. Состоит монастырь из двух частей: Преображенской и Троицкой. Летом прошлого года мы с семьей и родственниками отправились в паломническую поездку в этот монастырь поклониться преподобному. В работе описаны необычные и значимые для каждого из нас встречи в этой поездке.

Актуальность работы состоит в том, что материал о житии преподобного Александра Свирского можно использовать на уроках основы православной культуры, классном часе, в семейных беседах.

Мы проделали следующую работу: нашли информацию о жизни и чудесах преподобного Александра Свирского; структурировали информацию о поездке в Александро-Свирский монастырь; подготовили выступление о святом и своих впечатлениях о поездке для классного часа.

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:

- Благочестивая жизнь Александра Свирского это пример для каждого из нас;

- Смирение и терпение, основные ориентиры современного человека. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

II краевая научно-практическая конференция молодежи

«Культурно-историческое и православное наследие: образование, наука и общество»

«По стопам преподобного Александра Свирского»

Научно-исследовательская работа

   

                                                                          Автор работы  

                                                                          Шарамов Александр Сергеевич

                                                                          Руководитель

                                                                          Идрисова Людмила Григорьевна

г.Владивосток

2022

Оглавление

  1. Введение…..………………………………………………………..стр.3

2. Житие преподобного Александра Свирского…………...……….стр.5

3. Впечатления о поездке в Александро-Свирский монастырь...…стр.11

4.Заключение……………………………………………………….....стр.13

5.Список литературы…………………………………………….…...стр.14

Введение

Житие́ (греч. βίος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением жития занимается агиография. По словам Константина Ковалёва-Случевского: «Житие святого, как правило, напрямую не связано с историческими фактами. Во многих житиях не указаны даже годы жизни, конкретные города, посёлки или деревни, где происходили те или иные события. Есть только рассказ о духовных подвигах, чудесах, знамениях. Именно этим житийная литература в первую очередь отличается от подробной биографии».

Христианская церковь с первых дней своего существования собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках. Ещё Климент, епископ Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времён записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство.

Судьба преподобного Александра Свирского удивительна. Основатель Свято-Троицкого монастыря – игумен Александр – еще при жизни почитался великим чудотворцем. Дважды за всю историю человечества открывалась Святая Троица людскому взору — первый раз ветхозаветному праведнику Аврааму у Мамврийского дуба, второй раз — на русской земле преподобному Александру Свирскому. Также преподобный  удостоился и видения Пресвятой Богородицы.

Актуальность работы состоит в том, что материал о житии преподобного Александра Свирского можно использовать на уроках основы православной культуры, классном часе, в семейных беседах.

Цель работы: описать житие преподобного Александра Свирского.

 Задачи:

- найти и изложить основные моменты жития святого;

- познакомится с чудотворений преподобного;

- описать свои впечатления о поездке в Александро-Свирский монастырь.

  1. Житие преподобного Александра Свирского

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при Крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святого Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: "Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам".

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи - в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоваться Святым. Тут преподобный устроил себе хижину и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе "отходную пустынь", на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (память 26 августа и 17 мая; † 1549).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: "Уповай, блаженне, и не бойся". Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: "Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе". И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь". И потом обратился к преподобному: "Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы". И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского († 1516; память 16 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. "Я празден", - сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: "Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение". Послышался голос, подобный грому: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: "Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы". Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: "Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей". И Она стала невидима.

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: "Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами". Братия отвечала: "Нет, отче, не можем сотворить этого". Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления - 30 августа и день прославления (обретение мощей) - 17 апреля.

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это - преподобные: Игнатий Островский (ХVI), Леонид Островский (ХVI), Корнилий Островский (ХVI), Дионисий Островский (ХVI), Афанасий Островский (ХVI), Феодор Островский (ХVI), Ферапонт Островский (ХVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (ХVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября.

  1. Поездка к преподобному Александру Свирскому

Летом прошлого года мы с семьей и родственниками отправились в паломническую поездку в Александро-Свирский монастырь поклониться преподобному Александру Свирскому. Как и преподобный нам удалось сначала побывать на Валааме. Где Александр Свирский принял иноческий постриг. Валаам особое место, там чувствуется дыхание Бога во всем.

 Далее мы отправились к родителям преподобного монахам Сергию и Варваре в Введено-Ояткинский женский монастырь села Мандеры. И побывали на святом источнике иконы Живоносный источник Божией Матери.

Александро-Свирский мужской монастырь находится в Старой Слободе, недалеко от Петербурга. Состоит монастырь из двух частей: Преображенской и Троицкой. Преподобный это удивительный святой, который удостоился видения Святой Троицы как и праотец наш Авраам еще во времена Ветхого Завета. На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезною. И когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

В монастыре мы познакомились с монахиней Ксения (в миру Мария), с которой до сих пор поддерживаем связь и поздравляем друг друга с праздниками. И эта встреча оставила отпечаток у нас в душе.

Об Александре Свирском говорят, что он сам выбирает, кому помогать. Когда-то случайно преподобный выбрал и нашу семью. Когда меня крестили, в иконной лавке оказалась только иконка Александра Свирского. Затем я поступил учиться в православную гимназию, а покровителем общины был выбран Александр Свирский. Хочется, чтобы Александр Свирский всегда окормлял меня и нашу семью. Тому смирению, которым обладал преподобный, тоже хочется научиться. Я молюсь и прошу покровительства преподобного Александра Свирского.

 

Заключение

Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами. Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получают обильно исцеление: слепые прозревают, расслабленные укрепляются в членах, страдавшие другими болезнями получают выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели. Прошло уже почти 600 лет, а тело преподобного остается нетленным и сохраняет температуру тела у живого человека (36 градусов). Уже это чудо, которое удостоился современный человек лицезреть.

Мы проделали следующую работу: нашли информацию о жизни и чудесах преподобного Александра Свирского; структурировали информацию о поездке в Александро-Свирский монастырь; подготовили выступление о святом и своих впечатлениях о поездке для классного часа.

В результате своей работы мы пришли к следующим выводам:

- Благочестивая жизнь Александра Свирского это пример для каждого из нас;

- Смирение и терпение основные ориентиры современного человека.  

Список литературы

  1. Добросоцких А.В. Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского, М. 2006.
  2. Ильюнина Л.А. Преподобный Александр Свирский и его ученики, М., 2011.
  3. Кувакин А.А. Святой преподобный Александр Свирский, М., 2013.
  4. Скоробогатько Н.В. «Призывайте на помощь Александра Свирского», М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка команды «СТОП» для конкурса по ПДД

Сценарий представления агитбригады для конкурса по ПДД....

Поздравительная открытка к Дню учителя нарисована Свирским Максимиллианом, учеником 4 "а" класса.

Свирский Максимиллиан принял участие во Всероссийском конкурсе поздравительных открыток....

Александр Васильевич Александров

Презентация о творчестве Александра Васильевича Александрова...

Классный час к 700-летию Преподобного Сергия "Жизнь Преподобного Сергия"

Описан примерный ход классного часа для начальных классов....

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....

«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского

Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы  с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...