Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Каждый интересен» (4 класс, УМК «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» под ред. А.И. Шемшуриной)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Зарипов Данияр Альфритович

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  

Дидактические:

1) дать представление о понятии «дружба» и об ее ценности в жизни человека;

2) научить объяснять своими словами роль дружбы в жизни человека.

Развивающие:

1) развивать умение проявлять доброту в повседневной жизни;

2) развивать память, мышление, грамотную устную речь;

3) развивать навыки самостоятельной индивидуальной работы;

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности каждого человека как личности;

2) воспитывать уважение ко всем окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_22_12.docx54.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 18.12.2023

Студент: Зарипов Данияр Альфритович

Школа: МАОУ «СОШ №104 г. Челябинска»

Группа: 45

Класс: 4

Учитель: 

Урок: 1

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Время: 8:00-8:40   Кабинет: 317

Тема урока: «Каждый интересен»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о дружбе и особенностях каждого человека как личности.  

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1) дать представление о понятии «дружба» и об ее ценности в жизни человека;

2) научить объяснять своими словами роль дружбы в жизни человека.

Предметные:

1) раскрывать основное содержание нравственных категорий светской этики (дружба);

2) объяснять своими словами роль нравственных категорий в жизни общества.

Развивающие:

1) развивать умение проявлять доброту в повседневной жизни;

2) развивать память, мышление, грамотную устную речь;

3) развивать навыки самостоятельной индивидуальной   работы;

Личностные:

1) проявлять в повседневной жизни доброту, доброжелательность в общении;

2) понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Воспитательные:

1) воспитывать осознание ценности каждого человека как личности;

2) воспитывать уважение ко всем окружающим.

УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 кл., учебник А.И. Шемшуриной, М.: Просвещение, 2014

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

2. Создаёт эмоциональный настрой.  

- -Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Откройте глаза. Приступаем к работе.

1. Приветствуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на урок.

РУУД:

осознание

речевого высказывания в устной форме;

Презентация

(слайд 1)

Презентация

(слайд 2)

Актуализация знаний и мотивация

(7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Организует работу с пословицами и поговорками.

- О чем мы с вами говорили на предыдущем занятии?

- Кто мне скажет, что такое доброта?

- А какая есть противоположность добру?

- А что это такое?

- Сейчас мы с вами подробнее вспомним предыдущую тему урока. Я вам буду называть пословицы и поговорки, а вам необходимо будет объяснить, как вы понимаете их.

1. Доброта нигде не теряет своего достоинства.

2. Не ищи красоты, а ищи доброты.

3. Жизнь дана нам на добрые дела.

4. Добрые слова дороже богатства.

- Отлично! Продолжим наш урок.

- О доброте.

- Ответы обучающихся.

- Зло.

- Ответы обучающихся

-

1. Человек совершает только хорошие поступки, добросовестный и доброжелательный, то на своем пути он будет видеть только лишь добро.

2. Пословица советует не оценивать людей или вещи только по их внешнему виду, а вместо этого смотреть на их характер и доброту. 

3. Жизнь человека, если он будет делать добро другим людям, будет счастлива и прожита не зря.

4. Доброта и любезность могут принести нам богатство и благополучие, даже если мы не обладаем материальными богатствами или высоким социальным статусом.

ПУУД: анализировать и создавать

информацию в

соответствии с учебной задачей.

КУУД: ответственно выполнять

свою часть работы.

РУУД: выстраивать

последовательность выбранных

действий;

корректировать свои учебные

действия для преодоления

ошибок.

Презентация

(слайд 3)

Презентация

(слайд 4)

Презентация

(слайд 5)

Презентация

(слайд 6)

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует подводящую беседу.

- Наверняка каждый из вас любит рисовать. Давайте возьмём лист бумаги и карандаш. Готово?

- А теперь попробуйте нарисовать человечка, причём совершенно любого, какого вам только захочется. Можете нарисовать спортсмена, музыканта, ученого и т.д. Ну и, конечно, придумайте своему персонажу какое-нибудь имя.

- Надеюсь, что вы справились с этим интересным заданием. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите своих человечков друг другу. Внимательно рассмотрите нарисованных вами и вашими друзьями человечков, вглядитесь в них. Что вы можете о них сказать? Какие они? Одинаковые или разные?

- Конечно же, разные, ведь их рисовали совершенно разные ребята так, как им этого хотелось. И именно поэтому человечки получились такие интересные и необычные.

- Точно так же, как и человечки на ваших рисунках, каждый человек интересен по-своему.

- Посмотрите на слайд и выберите фразу, которая подходит больше всего для формулировки сегодняшней темы.

- Какая будет тема?

- Посмотрите на слайд. Чтобы поставить цель сегодняшнего урока, вам необходимо расставить слова в правильном порядке.

1. Беседа и работа с учителем.

- Рисуют.

- Они разные.

- Тема урока: «Каждый интересен»

- Цель урока: узнать, чем интересен каждый человек

КУУД: корректно аргументированно высказывать

своё мнение.

ПУУД:

с помощью

учителя формулировать тему и цель урока.

Презентация

(слайд 7-9)

«Открытие» нового знания

(6-7 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Организует изучение нового учебного материала.

- Как вы понимаете данное выражение «Каждый интересен»?

- Сейчас я вам прочитаю стих российского и советского поэта Евгения Евтушенко, который даст нам понимание данного выражения.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

- Как вы понимаете данный стих?

- В школе, дома вас окружает много людей, и согласитесь, что каждый из этих людей по-своему интересен, независимо от его статуса и положения в обществе.  Каждый из них имеет свою особенность, свою изюминку, ведь каждый человек – это, прежде всего, индивидуальность, другого такого же нет.

- А что же необходимо для того, чтобы быть интересным для каждого? Что нам необходимо делать для этого?

- Сейчас на экран вы видите правила, чтобы быть интересным для каждого.

- Как вы думаете, что значат эти правила?

- А как эти правила могут влиять на нашу дружбу?

- Эти правила очень важны. Если вы их будете соблюдать, то общение будет приятным и радостным, а в классе будет крепнуть дружба.  

1. Изучают новый материал.

- Каждый человек имеет свою особенность, свою индивидуальность. И именно это позволят ему быть интересным для других.

Слушают стихотворение.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

- Проявлять уважение к каждому человеку.

- Не вести себя так, как будто ты – главное действующее лицо.

- Быть доброжелательным со всеми, как с мальчиками, так и с девочками.

- Если их не соблюдать, то друзей вокруг может и не остаться.  

ПУУД: согласно заданному

алгоритму находить в

предложенном источнике

информацию, представленную в

явном виде.

КУУД: корректно и

аргументированно высказывать

своё мнение;

строить речевое высказывание в

соответствии с поставленной задачей.

Презентация

(слайд 10)

Презентация

(слайд 11)

Динамическая пауза (1 мин)

Если я называю положительное качество человека, то вы хлопаете.

Если я называю отрицательное качество, то вы приседаете.

Первичное закрепление

(7-8 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует работу с цитатами великих людей.

- На экране вам предложены фразы мыслителей, ученых и известных личностей в истории. Со своим соседом по парте вам необходимо ответить на вопрос: «В чем сходятся мыслители?». Подумайте и запишите свои выводы в тетрадь. Но это еще не все задание. Также вам нужно выписать основные принципы дружбы и устно обосновать их.

2. Организует театрализацию басни «Молния и Солнце», работу по ней.

- Перейдем к следующему заданию. Сейчас мы поставим театральную постановку на басню «Молния и Солнце». После прочтения вам необходимо будет ответить на вопрос: «Почему люди любят Солнце больше чем Молнию?»

Спросила Молния у Солнца:

«Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня? Я ведь тоже яркая.»

Солнце ответило: «Они любят тепло и ласку»

На что Молния ответила: «От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это и не устраивает!»

Солнце сказало: «Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед».

- Ответим на вопрос. Почему же люди любят Солнце больше чем Молнию?

- Кому из участников разговора вы больше симпатизируете? Почему?

- Что необходимо сделать Молнии, чтобы люди начали любить ее?

1. Работа с цитатами.

- Дружба – это отношения, основанные на равенстве, искренности и правде.

Признаки: равенство, единодушие, искренность, общение.

2. Инсценировка басни.

- Молния приносит только одни беды, в отличии, от Солнца, которое дарит людям тепло и ласку.

Ответы обучающихся.

- Нужно поменять отношение ко всему. Стать более добрее и ласковее.

КУУД: признавать возможность

существования разных точек

зрения;

корректно и аргументированно

высказывать своё мнение.

РУУД: корректировать свои

учебные действия для преодоления ошибок.

Презентация

(слайд 13, 14)

Презентация

(слайд 15)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5-7  мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Парная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1. Объясняет задание для самостоятельной работы и контролирует процесс выполнения задания.

- Выполним с вами небольшую самостоятельную работу. Посмотрите на слайд. Вы можете здесь наблюдать качества человека. Вам необходимо разбить данные качества на 2 группы: качества, помогающие в дружбе, и качества, мешающие в дружбе.

Понимание, деликатность, мелочность, неуверенность, зависть, доброта, равнодушие, честность, раздражительность, болтливость, сдержанность.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Ответы на слайде.

Критерии оценивания:

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3 ошибки – отметка «3»

4 и более ошибок – отметка «2»

1. Выполняют самостоятельную работу.

Ответ: Помогает дружбе:

- Понимание, деликатность, доброта, честность, сдержанность.

Мешает дружбе:

- Мелочность, неуверенность, зависть, равнодушие, болтливость.

РУУД: выстраивать

последовательность выбранных

действий; устанавливать причины

успеха/неудач учебной

деятельности;

корректировать свои учебные

действия для преодоления ошибок.

Презентация

(слайд 16-19)

Включение в систему знаний

(7 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует закрепление ранее пройденного материала.

- Продолжим нашу работу. Представьте, что вы поссорились со своим другом, и вы хотите помириться.

Подумайте, что вам может помочь в этом.

- Теперь ответьте мне на вопрос: «Почему так важно учитывать мнение друга?»

- Продолжим. Сейчас вам необходимо своему соседу по парте свой ответ. А он оценит его, и если ему будет, что добавить, то он говорит об этом.

1. Закрепляют ранее пройденный материал.

Ответы обучающихся.

- Потому что друг не желает нам зла. Он всегда хочет нам помочь и дает нам советы, когда это так необходимо.

РУУД: планировать действия по

решению учебной задачи для

получения результата.

КУУД: строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленной задачей.

Презентация

(слайд 20)

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии.

- Наш урок подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какая была тема нашего урока?

- Что же значит эта фраза?

- Есть ли правила, чтобы быть интересным для других? Какие?

- Посмотрите на экран, кто хочет закончить предложения?

Я смог выполнить…

Мне было сложно …

Больше всего мне понравилось…

- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

1.  Анализируют деятельность на уроке.

- Тема урока: «Каждый интересен»

- Каждый человек имеет свою особенность, свою индивидуальность. И именно это позволят ему быть интересным для других.

Ответы обучающихся.

РУУД: устанавливать причины

успеха/неудачи учебной

деятельности.

КУУД: строить речевое

высказывание в соответствии с

поставленной задачей.

Презентация

(слайд 21-23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")

Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока:  урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1.   познакомит...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...