Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Задачи урока:
Дидактические:
1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;
2) выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.
Развивающие:
1) развивать познавательные интересы, внимание;
2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;
2) воспитывать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся:
1) понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
2) понимать значения общечеловеческих норм морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Личностные:
1) осознавать необходимость новых знаний;
2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 31.02.2023 Школа: МАОУ «АЛ № 95» Класс: 4 – 5 Урок: 1 Время: 08:00-08-40 Кабинет: 220 | Студент: Антипенко Валерия Васильевна Группа: 31 Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Альтруизм и эгоизм»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм; 2) выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий. | Предметные: научатся: 1) понимать значения нравственности в жизни человека и общества; 2) понимать значения общечеловеческих норм морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. |
Развивающие: 1) развивать познавательные интересы, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», 4-5 класс, 2 часть
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | 1. Приветствует учащихся Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Васильевна, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку В жизни по-разному можно жить- Можно в беде, а можно в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать шалости. А можно так: На рассвете встать И помышляя о чуде Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. - У вас на партах лежат карточки успешности. Цветными карандашами в них будете отмечать смайлик, в зависимости от своего результата. Для чего вы узнаете в конце урока. | 1.Приветствуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд 2 слайд |
Актуализация знаний и мотивация
| Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | -С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке? -Что такое справедливость? - Для чего нужна справедливость? - Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова: ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм) | - На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Справедливость» - Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов. Справедливость устанавливает предел произволу, требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других анализировать; информацию; сравнивать | 3 слайд 4 слайд 5 слайд |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися - Предположите какая тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока «Альтруизм и эгоизм» - Давайте сформулируем цели урока. Для этого у вас есть опорные слова: Изучим… Узнаем… Посмотрите на доску, у нас перепутался план урока. Давайте его восстановим. 1. Повторим, что мы узнали на прошлом уроке. 2. Узнаем, что такое «альтруизм» и «эгоизм». 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Подведем итог урока. - Какой пункт плана мы уже выполнили? | - Альтруизм и эгоизм Изучим понятия «альтруизм» и «эгоизм» Узнаем положительные и отрицательные стороны этих понятий. - Первый | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 6 слайд 7 слайд 8-9 слайды 10 – 11 слайды |
"Открытие" детьми нового знания
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | - У вас на каждую пару лежат карточки с притчей. Ваша задача - внимательно прочитать ее, а после выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки. - Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. -Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. -Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. - Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. - Какое впечатление оставила в вашей душе притча? - Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? - Почему он изменил своё мнение? - Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? - Кто знает, как можно назвать такое качество в людях - делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности? - Откройте учебники на стр. 30 и прочитайте 2 абзац. - Так как же называется это качество? - На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом. бескорыстие, человеколюбие, эгоизм, человечность, доброта, самоотвержение - Давайте проверим ваши ответы, посмотрите на доску. - У кого все верно отметьте первый смайл в карточке успеха. Кто допустил ошибку второй, у кого все неправильно третий. - Ребята, а какое слово у вас осталось? - А что такое эгоизм? - Хорошо, давайте сравним ваши ответы с определением которое дано в учебнике. Откройте учебник на странице 31 и прочитайте определение. - Теперь в парах расскажите друг другу это определение. - Ребята, приведите свои примеры из жизни, кто-то сталкивался с эгоизмом? -Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему? -А сейчас посмотрите на карточку с отрезком, крайними точками которого являются понятия «альтруизм» и «эгоизм». - Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным. -Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу. Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера». -Какой вывод мы можем сделать? -Ребята, есть такое понятие - разумный эгоист. -Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? - Хорошо, теперь прочитайте определение, которое нам дано в учебнике на стр.31 -Как вы думаете быть разумным эгоистом, это хорошо? -Где на нашем отрезке находится разумный эгоист? - Посмотрите на план, какой пункт плана выполнили? 1.Организует динамическую паузу - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. (Видеофрагмент динамической паузы) | - Он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы - Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится - Доброта, сострадание, желание помочь другим людям Ответы ребят - Альтруизм Выполняют самопроверку - Эгоизм Высказывания ребят Высказывания детей Высказывания ребят - Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким Высказывания ребят - В середине - Второй | УУПД: Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения.
УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи, контролировать ход решения проблемы, оценивать, корректировать действия | 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд 21 слайд 22 слайд |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует первичное закрепление. Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу? - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.30, обсудите в паре что происходит - Так что же происходит на рисунке? - Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? Зачем тогда он с ними делился? - Альтруистом быть хорошо? - Хорошо, а как вы понимаете слова «быть разумным эгоистом»? - Приведите примеры разумного эгоизма. | 1. Выполняют задание - Альтруизм противостоит эгоизму - На рисунке человек отдает все, что купил, людям. И в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку! - Да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям - Это значит, преследуя свои цели и интересы, мы содействуем общему благу Высказывания ребят | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | 23 слайд 24 слайд |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль | - Сейчас я вам раздам карточки с заданиями, и мы выполним с вами самостоятельную работу. Вам нужно записать ответы к заданиям. Выполняйте работу на самих карточках. - Приступайте к работе. Карточки с заданиями
- Посмотрите на экран, чтобы проверить ваши ответы. - У кого все верно отметьте первый смайл в карточке успеха. Кто допустил ошибку второй, у кого все неправильно третий. - Посмотрите на план, какой пункт плана выполнили? | Выполняют задание Выполняют самопроверку - Третий | УУПД: Определять существенный признак для классификации. УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников, контролировать свои действия по алгоритму, оценивать результаты. | 25 слайд 26 слайд 27 слайд |
Включение в систему знаний, повторение
| Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. - Но для начала давайте вспомним правила работы в группе. 1)Слушай, что говорят другие. 2)Говори спокойно ясно, только по делу. 3)Помогай товарищам, если они об этом просят. 4)Обязательно участвуй в процессе работы. - На партах у вас лежат карточки с заданиями. - В первом задании вам нужно найти выход из ситуации. Во втором вставить пропущенное слово. В третьем распределить высказывания на 2 группы: в одну записать те, в которых речь говорится об альтруизме, в другую, в которых говорится об эгоизме. - Вам понятно задание? Приступайте к работе. Задание 1. Найдите выход из ситуации Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». -Уйду в свою комнату, и долго буду рыдать, чтобы мама услышала. -Надуюсь и весь вечер не буду разговаривать с мамой. -Начну кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти. -Стану утешать маму, скажу, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. Задание 2. Вставьте пропущенное слово. - Бескорыстные действия, направленные на благо другого человека или общества, наз.....(альтруизм) - Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в ущерб интересам общества или других людей, наз.... (эгоизм) Задание 3. Распредели высказывания на 2 группы: в одну перетащите те, в которых речь ведется об альтруизме, в другую, говорящие об эгоизме.
Давайте выполним проверку вашей работы. Посмотрите на слайд у кого все верно отметьте первый смайл в карточке успеха. Кто допустил ошибку второй, у кого все неправильно третий. | Читают правила Слушают учителя Выполняют работу Выполняют самопроверку | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. УУПД: Включать новые знания и умения в систему имеющихся знаний, сравнивать, сопоставлять, классифицировать | 28 слайд 29-30 слайды |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | - Теперь давайте запишем домашнюю работу. Вам нужно выполнить второе задание на странице 30. Для этого вам нужно вспомнить сказку В.Г.Губарева «Старик Хотабыч». Ребята, в заключении давайте подведем итоги нашего занятия. - Какая была тема урока? - Каковы были цели нашего занятия? - Мы достигли этих целей? - Посмотрите на план, какой пункт плана выполнили? - Сейчас вам нужно посчитать сколько вы набрали смайликов зеленого цвета - Кто набрал все 3? Поднимите руку - Я вам вручаю медали за отличную работу на уроке. | - альтруизм и эгоизм Изучить понятия «альтруизм» и «эгоизм» Узнать положительные и отрицательные стороны этих понятий. | УУРД: Оценивать свою работу. УУКД: Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки. | 31 слайд 32-33 слайды 34-35 слайды 36 слайд 37 слайд 38 слайд |