Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Антипенко Валерия Васильевна

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи урока: 

Дидактические:

1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;

2) выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества. 

Планируемые результаты:

Предметные: научатся:

1) понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

2) понимать значения общечеловеческих норм морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 31.02.2023

Школа: МАОУ «АЛ № 95»

Класс: 4 – 5   

Урок: 1

Время: 08:00-08-40

 Кабинет: 220

Студент: Антипенко Валерия Васильевна

Группа: 31

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Альтруизм и эгоизм»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;

2) выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.

Предметные: научатся:

1) понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

2) понимать значения общечеловеческих норм морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», 4-5 класс, 2 часть

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Васильевна, сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать

И помышляя о чуде

Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- У вас на партах лежат карточки успешности.

Цветными карандашами в них будете отмечать смайлик, в зависимости от своего результата. Для чего вы узнаете в конце урока.

1.Приветствуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению

1 слайд

2 слайд

Актуализация знаний и мотивация

 

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

-С какой нравственной категорией мы познакомились на прошлом уроке?

-Что такое справедливость?

- Для чего нужна справедливость?

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Каких? Попробуйте расшифровать слова:

ЗМИУРТЬЛА (альтруизм) ЗМИОГЭ (эгоизм)

- На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Справедливость»

- Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов.

Справедливость устанавливает предел произволу, требует соблюдения прав других людей, не допускает посягательства на личность и достоинство человека

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других анализировать;

информацию;

сравнивать

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися

- Предположите какая тема нашего урока?

- Верно, тема нашего урока «Альтруизм и эгоизм»

- Давайте сформулируем цели урока.

Для этого у вас есть опорные слова:

Изучим…

Узнаем…

Посмотрите на доску, у нас перепутался план урока. Давайте его восстановим.

1. Повторим, что мы узнали на прошлом уроке.

2. Узнаем, что такое «альтруизм» и «эгоизм».

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Подведем итог урока.

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Альтруизм и эгоизм

Изучим понятия «альтруизм» и «эгоизм»

Узнаем положительные и отрицательные стороны этих понятий.

- Первый

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

6 слайд

7 слайд

8-9 слайды

10 – 11 слайды

"Открытие" детьми нового знания

 

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

- У вас на каждую пару лежат карточки с притчей. Ваша задача - внимательно прочитать ее, а после выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.

- Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

 -Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

 -Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.  Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.  И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. 

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал мальчика глупым?

- Почему он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях - делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

- Откройте учебники на стр. 30 и прочитайте 2 абзац.

- Так как же называется это качество?

- На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом.

бескорыстие, человеколюбие, эгоизм, человечность, доброта, самоотвержение

- Давайте проверим ваши ответы, посмотрите на доску.

- У кого все верно отметьте первый смайл в карточке успеха. Кто допустил ошибку второй, у кого все неправильно третий.

- Ребята, а какое слово у вас осталось?

- А что такое эгоизм?

- Хорошо, давайте сравним ваши ответы с определением которое дано в учебнике. Откройте учебник на странице 31 и прочитайте определение.

- Теперь в парах расскажите друг другу это определение.

- Ребята, приведите свои примеры из жизни, кто-то сталкивался с эгоизмом?

-Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

-А сейчас посмотрите на карточку с отрезком, крайними точками которого являются понятия «альтруизм» и «эгоизм».

- Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным.

-Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.

Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера».

-Какой вывод мы можем сделать?

-Ребята, есть такое понятие - разумный эгоист.

-Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

- Хорошо, теперь прочитайте определение, которое нам дано в учебнике на стр.31

-Как вы думаете быть разумным эгоистом, это хорошо?

-Где на нашем отрезке находится разумный эгоист?

- Посмотрите на план, какой пункт плана выполнили?

1.Организует динамическую паузу

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

(Видеофрагмент динамической паузы)

- Он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы

- Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится

- Доброта, сострадание, желание помочь другим людям

Ответы ребят

- Альтруизм

Выполняют самопроверку

- Эгоизм

Высказывания ребят

Высказывания детей

Высказывания ребят

- Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким

Высказывания ребят

- В середине

- Второй

УУПД:

Работать с информацией, анализировать, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами, стоить речевые суждения.

 

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения, выстраивать отношения сотрудничества

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи, контролировать ход решения проблемы, оценивать, корректировать действия

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

показ презентации

1. Организует первичное закрепление.

Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм по отношению друг другу?

- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.30, обсудите в паре что происходит

- Так что же происходит на рисунке?

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо?

- Хорошо, а как вы понимаете слова «быть разумным эгоистом»?  

- Приведите примеры разумного эгоизма.

1. Выполняют задание

- Альтруизм противостоит эгоизму

- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. И в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

- Да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям

- Это значит, преследуя свои цели и интересы, мы содействуем общему благу

Высказывания ребят

УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.  

23 слайд

24 слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

- Сейчас я вам раздам карточки с заданиями, и мы выполним с вами самостоятельную работу. Вам нужно записать ответы к заданиям. Выполняйте работу на самих карточках.

- Приступайте к работе.

Карточки с заданиями

  1. Альтруист – это_____
  2. Эгоист – это _____
  3. Разумный эгоист – это _____
  4. Напиши несколько сказочных героев, которых ты можешь назвать «альтруист» _____
  5. Напиши несколько сказочных героев, которых ты можешь назвать «эгоист» ______

- Посмотрите на экран, чтобы проверить ваши ответы.

-  У кого все верно отметьте первый смайл в карточке успеха. Кто допустил ошибку второй, у кого все неправильно третий.

- Посмотрите на план, какой пункт плана выполнили?

Выполняют задание

Выполняют самопроверку

- Третий

УУПД:             Определять существенный признак для классификации.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников, контролировать свои действия по алгоритму, оценивать результаты.

25 слайд

26 слайд

27 слайд

Включение в систему знаний, повторение

 

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

- Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.

1)Слушай, что говорят другие.

2)Говори спокойно ясно, только по делу.

3)Помогай товарищам, если они об этом просят.

4)Обязательно участвуй в процессе работы.

- На партах у вас лежат карточки с заданиями.

- В первом задании вам нужно найти выход из ситуации. Во втором вставить пропущенное слово. В третьем распределить высказывания на 2 группы: в одну записать те, в которых речь говорится об альтруизме, в другую, в которых говорится об эгоизме.

- Вам понятно задание? Приступайте к работе.

Задание 1. Найдите выход из ситуации

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…».

-Уйду в свою комнату, и долго буду рыдать, чтобы мама услышала.

-Надуюсь и весь вечер не буду разговаривать с мамой.

-Начну кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.

-Стану утешать маму, скажу, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

Задание 2. Вставьте пропущенное слово.

- Бескорыстные действия, направленные на благо другого человека или общества, наз.....(альтруизм)

- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в ущерб интересам общества или других людей, наз.... (эгоизм)

Задание 3. Распредели высказывания на 2 группы: в одну перетащите те, в которых речь ведется об альтруизме, в другую, говорящие об эгоизме.

  • одноклассник не передал домашнее задание
  • человек бесплатно отремонтировал квартиру соседу
  • человек исполнил просьбу незнакомого ребенка
  • мальчик не поделился подаренными конфетами

Давайте выполним проверку вашей работы. Посмотрите на слайд у кого все верно отметьте первый смайл в карточке успеха. Кто допустил ошибку второй, у кого все неправильно третий.

Читают правила

Слушают учителя

Выполняют работу

Выполняют самопроверку

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

УУПД:

Включать новые знания и умения в систему имеющихся знаний, сравнивать, сопоставлять, классифицировать

28 слайд

29-30 слайды

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

- Теперь давайте запишем домашнюю работу. Вам нужно выполнить второе задание на странице 30. Для этого вам нужно вспомнить сказку В.Г.Губарева «Старик Хотабыч».

Ребята, в заключении давайте подведем итоги нашего занятия.

- Какая была тема урока?

- Каковы были цели нашего занятия?

- Мы достигли этих целей?

- Посмотрите на план, какой пункт плана выполнили?

- Сейчас вам нужно посчитать сколько вы набрали смайликов зеленого цвета

- Кто набрал все 3? Поднимите руку

- Я вам вручаю медали за отличную работу на уроке.

- альтруизм и эгоизм

Изучить понятия «альтруизм» и «эгоизм»

Узнать положительные и отрицательные стороны этих понятий.

УУРД:

Оценивать свою работу.

УУКД:

Строить взаимоотношения на основе адекватной самооценки.

31 слайд

32-33 слайды

34-35 слайды

36 слайд

37 слайд

38 слайд